Автор: Любомищенко Виктория Владимировна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ лицей № 82, им. А.Н. Знаменского Населённый пункт: пос.Каменоломни, Ростовская область Наименование материала: Конспект Тема: Жанры камерной музыки Раздел: полное образование
Урок музыки в 7 классе по теме «Соната».
Любомищенко Виктория Владимировна – учитель музыки.
Раздел: Музыка
Цель урока: углубление и расширение представлений о камерной музыке.
Задачи: познакомить сонатной формой, уметь анализировать, сопоставлять и
сравнивать содержание произведения.
Оборудование: портреты Л.В. Бетховена, С.С. Прокофьева, В.А. Моцарта,
музыкальные термины, учебник по музыке Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка» 7
класс.
Музыкальный материал: «Патетическая соната» Л.В.Бетховен, «Соната №2»
С.С. Прокофьев, «Соната №11» В.А. Моцарт.
Ход урока
I.
Организационный момент
1.
Приветствие детей
2.
Организационно-мотивационный этап
3.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
цель
нашего
урока
познакомиться
с
сонатной
инструментальной
формой. Тема урока «Соната».
Учитель: Мы знаем с вами, что музыкальная культура делится на два основных
направления: религиозное и светское. Религиозная музыка всегда была связана с
богослужением. Светская музыка опиралась на народно-песенную, танцевальную
культуру. С XVI века начинает развиваться камерная музыка. Ребята, давайте
вспомним, что такое камерная музыка? От латинского – «комната», музыка звучащая в
домашней обстановке или при дворах знатных вельмож, написанная для небольшого
состава исполнителей. Сегодня мы с вами поговорим об одном из распространенных
жанров камерной музыки - сонате от итальянского – «звучать». Этот термин появился в
XVI веке - это произведение, состоящее из 3-4 частей, предназначенное для одного или
двух инструментов. Соната не только имеет нумерацию, но и названия. Сонатная
форма: I часть – экспозиция - основные музыкальные темы - главная и побочная - либо
противопоставляются друг другу или дополняют одна другую. II часть – разработка
-эти темы звучат по-новому, сталкиваются, борются. III часть – реприза - повторяются
темы экспозиции, но с изменениями. Кода - окончательная точка завершения, итог,
позволяющий слушателю понять замысел композитора. Начнем с сонаты № 8
«Патетическая» Бетховена, но в начале послушаем сообщение о Л.В. Бетховене(1770-
1826)-немецком композиторе.
Ученик: И. Гринь, А. Дутов читают сообщение о Л.В. Бетховене.
Учитель: В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со
всеми его душевными переживаниями. Название сонаты № 8 «Патетическая»
принадлежит самому Бетховену. Патетический - значит страстный, взволнованный,
полный воодушевления, подъема. Соната состоит из 3-х частей. Контрастное
сопоставление тем, их столкновение, борьба, придают музыке драматический
характер. Начало сонаты необычно. Быстрой музыке I части предшествует медленное
вступление. II часть - медленная, певучая - осмысление пережитого. III часть
-быстрая, взволнованная. Послушайте внимательно I часть, обратите внимание на
слова, которые написаны на доске: страстно, возвышенно, строго, спокойно,
мечтательно, пафосно, призывно, тяжело, величаво, благородно.
Работа в парах.
Учитель: Какими из них можно охарактеризовать музыку Бетховена, запишите в
своих тетрадях, слушанье первой части «Патетической» сонаты Л.В. Бетховена, а
теперь поменяйтесь тетрадями и оцените друг друга.
Учитель: У вас было задание подготовить текст для ведущих концертной
программы камерной музыки с информацией о композиторе С.С. Прокофьеве(1891-
1953).
Ученик: И. Шрамко читает доклад о С.С. Прокофьеве.
Учитель: Сейчас мы с вами прослушаем 1 часть сонаты № 2 Прокофьева,
образы каких героев по вашему мнению рисует музыка?
Учитель: Композиторы далеко не всегда сохраняли традиционный сонатный
цикл, например соната № 11 В.А.Моцарта (1756-1791),но прежде послушаем
сообщение о Моцарте.
Ученик: А. Донец, Н. Школьник читают сообщение о В.А. Моцарте.
Учитель: В сонате нет драматического содержания, в ней преобладают
лирические образы. I часть-тема с вариациями - лирического, песенно-танцевального
характера, звучит мечтательно, светло, спокойно.
Слушание I
части (фрагмент).
Учитель: Вариаций всего 6. II часть – менуэт -танец, тема не вносит контраста.
Слушание II
части (фрагмент).
Учитель: III часть – рондо - некоторые особенности турецкой музыки, есть
прибавление рефрена - повтора. Рондо в турецком стиле. Почему в турецком, откройте
учебник на стр.108, давайте прочитаем.
Слушание III
части (фрагмент).
Работа в группах.
Учитель: Итак, сейчас разделитесь на группы: задание - написать мини-
сочинение на тему: какую картину вы представляете перед собой, слушая сонату № 11
или образы каких героев или что вы чувствуете(4-6 предложений), затем один ученик
от группы зачитывает мини - сочинение.
Ученик: Ученики по очереди от каждой группы зачитывают мини-сочинения.
II.
Оценочно-результативный этап.
Что нового учащиеся узнали на уроке?
III.
Домашнее задание: Подготовить материал по учебнику стр. 102- 109.
Учитель: Сегодня вы все хорошо работали на уроке, всем спасибо, до свидания!