Напоминание

Жанры камерной музыки


Автор: Любомищенко Виктория Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ лицей № 82, им. А.Н. Знаменского
Населённый пункт: пос.Каменоломни, Ростовская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Жанры камерной музыки
Раздел: полное образование





Назад





Урок музыки в 7 классе по теме «Соната».
Любомищенко Виктория Владимировна – учитель музыки.
Раздел:
Музыка
Цель урока:
углубление и расширение представлений о камерной музыке.
Задачи:
познакомить сонатной формой, уметь анализировать, сопоставлять и сравнивать содержание произведения.
Оборудование:
портреты Л.В. Бетховена, С.С. Прокофьева, В.А. Моцарта, музыкальные термины, учебник по музыке Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка» 7 класс.
Музыкальный материал:
«Патетическая соната» Л.В.Бетховен, «Соната №2» С.С. Прокофьев, «Соната №11» В.А. Моцарт.
Ход урока

I.

Организационный момент

1.

Приветствие детей

2.

Организационно-мотивационный этап

3.

Сообщение темы и цели урока.

Учитель:
цель нашего урока познакомиться с сонатной инструментальной формой. Тема урока «Соната».
Учитель:
Мы знаем с вами, что музыкальная культура делится на два основных направления: религиозное и светское. Религиозная музыка всегда была связана с богослужением. Светская музыка опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. С
XVI
века начинает развиваться камерная музыка. Ребята, давайте вспомним, что такое камерная музыка? От латинского – «комната», музыка звучащая в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож, написанная для небольшого состава исполнителей. Сегодня мы с вами поговорим об одном из распространенных жанров камерной музыки - сонате от итальянского – «звучать». Этот термин появился в
XVI
веке - это произведение, состоящее из 3-4 частей, предназначенное для одного или двух инструментов. Соната не только имеет нумерацию, но и названия. Сонатная форма:
I
часть – экспозиция - основные музыкальные темы - главная и побочная - либо
противопоставляются друг другу или дополняют одна другую.
II
часть – разработка -эти темы звучат по-новому, сталкиваются, борются.
III
часть – реприза - повторяются темы экспозиции, но с изменениями. Кода - окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора. Начнем с
сонаты № 8
«Патетическая» Бетховена, но в начале послушаем сообщение о Л.В. Бетховене(1770- 1826)-немецком композиторе.
Ученик:
И. Гринь, А. Дутов читают сообщение о Л.В. Бетховене.
Учитель:
В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми его душевными переживаниями. Название
сонаты № 8
«Патетическая» принадлежит самому Бетховену. Патетический - значит страстный, взволнованный, полный воодушевления, подъема. Соната состоит из 3-х частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба, придают музыке драматический характер. Начало сонаты необычно. Быстрой музыке
I
части предшествует медленное вступление.
II
часть - медленная, певучая - осмысление пережитого.
III
часть -быстрая, взволнованная. Послушайте внимательно
I
часть, обратите внимание на слова, которые написаны на доске: страстно, возвышенно, строго, спокойно, мечтательно, пафосно, призывно, тяжело, величаво, благородно. Работа в парах.
Учитель:
Какими из них можно охарактеризовать музыку Бетховена, запишите в своих тетрадях, слушанье первой части «Патетической» сонаты Л.В. Бетховена, а теперь поменяйтесь тетрадями и оцените друг друга.
Учитель:
У вас было задание подготовить текст для ведущих концертной программы камерной музыки с информацией о композиторе С.С. Прокофьеве(1891- 1953).
Ученик:
И. Шрамко читает доклад о С.С. Прокофьеве.
Учитель:
Сейчас мы с вами прослушаем 1 часть
сонаты № 2
Прокофьева, образы каких героев по вашему мнению рисует музыка?
Учитель:
Композиторы далеко не всегда сохраняли традиционный сонатный цикл, например
соната № 11
В.А.Моцарта (1756-1791),но прежде послушаем сообщение о Моцарте.

Ученик:
А. Донец, Н. Школьник читают сообщение о В.А. Моцарте.
Учитель:
В сонате нет драматического содержания, в ней преобладают лирические образы.
I
часть-тема с вариациями - лирического, песенно-танцевального характера, звучит мечтательно, светло, спокойно. Слушание
I
части (фрагмент).
Учитель:
Вариаций всего 6.
II
часть – менуэт -танец, тема не вносит контраста. Слушание
II
части (фрагмент).
Учитель: III
часть – рондо - некоторые особенности турецкой музыки, есть прибавление рефрена - повтора. Рондо в турецком стиле. Почему в турецком, откройте учебник на стр.108, давайте прочитаем. Слушание
III
части (фрагмент). Работа в группах.
Учитель:
Итак, сейчас разделитесь на группы: задание - написать мини- сочинение на тему: какую картину вы представляете перед собой, слушая
сонату № 11
или образы каких героев или что вы чувствуете(4-6 предложений), затем один ученик от группы зачитывает мини - сочинение.
Ученик:
Ученики по очереди от каждой группы зачитывают мини-сочинения.
II.

Оценочно-результативный этап.
Что нового учащиеся узнали на уроке?
III.

Домашнее задание:
Подготовить материал по учебнику стр. 102- 109.
Учитель:
Сегодня вы все хорошо работали на уроке, всем спасибо, до свидания!


В раздел образования