Автор: Коваленко Наталья Станиславовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №15 "Детский сад общеразвивающего вида" Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: "Мотивационная готовность к обучению в школе" Раздел: дошкольное образование
Мотивационная готовность к обучению в школе
Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к
обучению в школе. Готовность к школьному обучению является сложным по структуре,
многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты» :
а) интеллектуальная готовность (предполагает наличие у ребенка конкретного набора
знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к
формированию учебной деятельности).
б) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств,
благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем.
в)
мотивационная
(личностная)
готовность(
включает
в
себя
готовность
ребенка
к
принятию позиции ученика
Мы остановимся лишь на одной позиции - мотивационной готовности детей к школе, что
входит в это понятие и какие методы мы используем для того, чтобы повысить эту
готовность у детей.
Мотивационная готовность к обучению в школе развивается постепенно.
Когда спрашиваешь детей- хотят ли они пойти в школу, подавляющее большинство
ответят, что хотят. Следовательно, можно сделать вывод, что мотивационная готовность у
них есть.
Однако это не совсем так. Прежде всего, желание
пойти в школу и желание
учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому,
что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышали, что попасть в школу очень
важно, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.
Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и
учительница, и систематические занятия являются новыми .Однако это еще не значит, что
дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Именно это стремление
стать
школьником,
выполнять
правила
поведения
школьника
и
иметь
его
права
и
обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», которая является основой
готовности к школе.
Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам. Однако, если
ребенок часто слышит разговоры о том, что в школе не интересно, что это только трата
времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям не меняется от того,
что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще.
Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он
становится
более
взрослым,
поступив
в
школу
и
какие
обязанности
он
там
будет
выполнять. На доступных примерах уже 5 летним детям можно показать важность уроков,
оценок,
школьного
распорядка.
Все
это
способствует
формированию
у
ребенка
мотивационной готовности к школе.
Таким образом, первым этапом
является интерес к внешней стороне учебы, к
процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам
поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев
исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению
новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.
Исследования
мотивов
учения
старших
дошкольников
показали,
что
мотивы,
связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают
ведущего места. Отношение старших дошкольников к учению связано с содержанием и
процессом
учения,
с
овладением
прежде
всего
способом
деятельности.
Это
-
познавательные
интересы,
стремление
преодолевать
трудности
в
процессе
познания,
проявлять
интеллектуальную
активность.
Здесь
особенно
важно
различать
интерес
к
познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям.
Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
тесно
связана
с
изменением
ведущего
вида
деятельности,
а
именно
с
переходом
от
сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.
Новая деятельность не возникает сразу во всей своей структурной целостности, а
складывается постепенно. При этом одни ее компоненты появляются раньше, другие —
позже. В дошкольном детстве учебная деятельность формируется, опираясь на ведущую
деятельность данного возраста — игру, последовательно включая в нее элементы учения.
В
связи
с
этим
особое
значение
приобретают
игровые
формы
обучения
и
воспитания.
Нет никакой необходимости подробно говорить о роли игры в жизни ребёнка.
Значение игры Альберт Эйнштейн оценивал следующим образом: «Теоретическая физика-
это
детские
игрушки
по
сравнению
с
игрой».
Именно
игра
позволяет
развивать
способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать
мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и
свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы
незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по
п у т и
ф о р м и р о в а н и я
и
р а з в и т и я
д е т с к о г о
и н т е л л е к т а .
С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью
игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных
силах.
Игра-это
своеобразный
эксперимент,
в
котором
заложены
условия
для
самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом
воспитания личности, источником взаимного обогащения.
Сюжетно-ролевая
игра,
предполагающая
развернутую
воображаемую
ситуацию,
предшествует играм по правилам. Ее можно охарактеризовать “как своего рода школу
социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные
формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству” (В.С.
Мухина). В ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения
в школе.
Также большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют
игры по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно
предшествуют учебной деятельности. Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых,
предполагают особый подготовительный этап овладения их принципом. В них ребенок
учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него
внутренними,
непринудительными.
Способность
подчиняться
правилам
и
переход
внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок
учебной деятельности.]
При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение
активности ребенка учебной задаче и целям.
Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребенок начинает обращать
внимание
на
способ
достижения
результата,
а
не
только
на
собственно
результат.
Важность этого приобретения трудно переоценить, учитывая тот факт, что “центральным
моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка
сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или
иного задания, на способы выполнения этого задания” (Н.Н. Поддьяков).