"Место проекта в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС"
Автор: Аксенова Галина Федоровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 1 Населённый пункт: пос. Нерль, Тейковский район Наименование материала: доклад Тема: "Место проекта в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС" Раздел: дошкольное образование
«Место проекта в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС»
Старший воспитатель МКДОУ детского сада №1 п.Нерль
Аксенова Галина Федоровна
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека.
Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы
обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо
природы».
М.Монтессори
«Не дай Вам БОГ жить во время перемен», - гласит китайская мудрость.
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Модернизация
системы образования влечет за собой существенные и качественные
изменения в практике работы педагогов.
Введение
ФГОС
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы
к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия
педагогических новшеств, осознания их необходимости.
Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается.
Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным
образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-
образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и
парциальных учебных программ, результатам и результативности их
деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались
особой восприимчивостью ко всему новому.Сегодня в науке и практике
интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка, как на «саморазвивающуюся»
систему, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание
условий для саморазвития детей.
Последнее время в системе образования – это время инноваций.
Метод
проектов
в
работе
с
дошкольниками
сегодня
—
это
оптимальный,
инновационный
и
перспективный
метод,
который
должен
занять
свое
достойное место в системе дошкольного образования.
Очень легко запомнить и уяснить , что проект – это 5 «П»:
П роблема;
П роектирование или планирование;
П оиск информации;
П родукт;
П резентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором
собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Проекты вне зависимости от типа, нуждаются в постоянном внимании со
стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью
использования метода проектов в дошкольной практике является то, что
взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему
или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и
«втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не
переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать,
отрабатывать нужные материалы.
Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом, Второй
шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на тот период,
который рассчитан на его длительность. При этом учитываются виды детской
деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая,
трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр,
прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой
проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды,
способствующей изучению темы проекта.
Задачи развития общие для возрастных особенностей .
Но при этом роли педагога и детей на каждом этапе разные.
В младших группах малыши наблюдают за деятельностью взрослого.
В старшем возрасте являются полноправными участниками проекта. Главное
действующее лицо в старшем дошкольном возрасте - ребёнок. Это ядро
вокруг, которого строится вся дальнейшая работа по методу проекта.
По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает
найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую
знакомит детей с новым, ещё не изведанным ему. Опираясь на помощь
взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, чтение
познавательной и художественной детской литературы, наблюдение,
исследовательскую деятельность и др.
Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему
проекта, учитывая интерес детей. Но и научить педагогов, которые работают
по методу проектов, навыкам общения с ребенком.
Технология проектирования является уникальным средством обеспечения
сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом
реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному
образованию.
На этапе сотрудничества педагога с ребёнком меняется и стиль общения.
Педагог - партнер, основной стиль общения - диалог, дискуссия. Педагог
может пересказать ребёнку то, что он сказал ранее, подвести итог сказанному,
но самое главное – необходимо задавать как можно больше поисковых,
провокационных вопросов. Дать возможность ребёнку быть исследователем,
первооткрывателем.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность
носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и
педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными
участниками образовательного процесса. Они обогащают свой
педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения
от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а
помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них
учиться.Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с
родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.
В заключение хотелось бы обратиться к словам известного философа
Френсиса Бэкона «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых
бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что
нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а
необходимость, продиктованная самой жизнью.