Напоминание

"Место проекта в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС"


Автор: Аксенова Галина Федоровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 1
Населённый пункт: пос. Нерль, Тейковский район
Наименование материала: доклад
Тема: "Место проекта в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Доклад

«Место проекта в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС»
Старший воспитатель МКДОУ детского сада №1 п.Нерль Аксенова Галина Федоровна
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека.

Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы

обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо

природы».

М.Монтессори

«Не дай Вам БОГ жить во время перемен», -
гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогов. Введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости. Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно- образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому.Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка, как на «саморазвивающуюся» систему, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.
Последнее время в системе образования – это время инноваций. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Очень легко запомнить и уяснить , что проект – это 5 «П»: 
П
роблема; 
П
роектирование или планирование; 
П
оиск информации; 
П
родукт; 
П
резентация. Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.). Проекты вне зависимости от типа, нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом, Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на тот период, который рассчитан на его длительность. При этом учитываются виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды, способствующей изучению темы проекта. Задачи развития общие для возрастных особенностей
.
Но при этом роли педагога и детей на каждом этапе разные. В младших группах малыши наблюдают за деятельностью взрослого.
В старшем возрасте являются полноправными участниками проекта. Главное действующее лицо в старшем дошкольном возрасте - ребёнок. Это ядро вокруг, которого строится вся дальнейшая работа по методу проекта. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не изведанным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, чтение познавательной и художественной детской литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др. Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и научить педагогов, которые работают по методу проектов, навыкам общения с ребенком. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию. На этапе сотрудничества педагога с ребёнком меняется и стиль общения. Педагог - партнер, основной стиль общения - диалог, дискуссия. Педагог может пересказать ребёнку то, что он сказал ранее, подвести итог сказанному, но самое главное – необходимо задавать как можно больше поисковых, провокационных вопросов. Дать возможность ребёнку быть исследователем, первооткрывателем. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха. В заключение хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых
бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.


В раздел образования