Автор: Арабачян Ромела Арамаисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 225" Населённый пункт: г. Ярославль Наименование материала: конспект занятия Тема: "Русская матрёшка" Раздел: дошкольное образование
Приобщить детей к культурному наследию родного народа, ознакомить с историей
возникновения Матрёшки и её появления на Руси. Формировать представление у детей о
разновидностях росписи Матрёшек.
Задачи :
1.
Развивать
интерес
к
изобразительной
деятельности.
Включить
элементы
семёновской,
загорской,
полхов
-
майданской
росписи
в
творческую
работу
детей,
помогать осваивать специфику этих росписей.
2.
Поощрять
желание
детей
использовать
нетрадиционные
техники
украшения
бумажного
силуэта
игрушки.
Совершенствовать
умение
замечать
и
выделять
выразительные решения изображений, радоваться достигнутому результату.
3. 4. Упражнять в подборе слов со сходным значением, ласковых имён для игрушки.
5. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Словарь:
Воспитатель : Ребята, прошу вас подойти ко мне. (На полу лежит зелёная ткань, на
полке рядом цветы и бабочки для каждого ребёнка).
В.: Ребята, посмотрите зелёная полянка. Какое у нас настроение, когда мы смотрим на
неё? (Грустное, скучное, печальное). Почему? (Потому что полянка пустая, одинокая).
Давайте
попробуем
сделать
так,
чтобы
наша
полянка
стала
весёлой.
Дети,
вместе
с
воспитателем,
садятся
вокруг
«полянки».
У
воспитателя
в
руках
клубочек.
Она
обматывает конец нитки вокруг пальца и говорит, что бы она сделала, чтобы на полянке
стало весело и передаёт клубочек рядом сидящему ребёнку. Ребёнок, берёт клубочек,
обматывает нитку вокруг пальца, и высказывает своё мнение, и так далее, пока клубочек
не окажется в руках воспитателя).
В.: Ребята мы с вами одно целое, одна большая, дружная семья, мы вместе придумали,
как
развеселить
грустную
полянку
(украсить
цветами,
бабочками).
Дети
украшают
«полянку».
В.: Какое у вас настроение? (Весёлое, радостное, доброе). Почему?
Высказывание детей.
В.: Мы с вами очень похожи на нашу полянку. Полянка стала доброй от цветов и
бабочек. Мы же становимся добрее от ласковых и добрых слов:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
1 этап: Мотивационный.
В.: Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, на нашей полянка \выросли деревья. (На
проекторе показывается лиственница, липа, берёза)
. (Слайд 1).
Что интересного мы можем вспомнить и рассказать о деревьях?
Рассказы детей из личного опыта.
Вывод воспитателя . Берёза, липа и лиственница растут в наших лесах и рядом с нами,
на участке детского садика. Берёза и липа - лиственные деревья, а лиственница – хвойное,
её хвоинки осенью опадают и быстро появляются новые.
Давайте разделим на слоги слова «берёза», «липа», «лиственница». Сколько слогов в
каждом слове? На какой звук, начинаются и на какой - заканчиваются названия деревьев?
Звуковой анализ слова «берёза».
Физкультминутка:
Зеленый луг.
Расцветает луг зеленый, (Руки в стороны - потянулись)
Раскудрявились леса. (Руки вверх),
Держат радугу в ладонях
Голубые небеса. (Руки перед собой, ладони кверху).
Теплым солнышком согреты
Загорелые ветра. (Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе.)
Здравствуй, лето,
Здравствуй, лето! (Прыжки на месте.)
Нашей радости пора. (Хлопки в ладоши.)
2 этап: постановка проблемной ситуации.
На столике удивления дети находят конверт с заданиями, после их выполнения под
салфеткой находят Матрёшек.
1. Составь слово по первым буквам картин – Матрёшка.
2. Реши примеры и расшифруй спрятанное слово. (Матрёшка).
В .: Посмотрите, нам нужно разгадать и загадку.
Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко-
Наша русская - (матрёшка)
В.: Вот какие красавицы пришли к нам в гости. Интересно, почему, мы с вами
говорили о деревьях, а у нас, почему-то оказались Матрёшки, посмотрите какие они.
(Дети рассматривают Матрёшки и находят отличие росписи, называют прилагательные).
Как вы думаете, почему они оказались у нас?
Парное обсуждение детей, перебор мнений.
В .: У нас у всех очень разные и интересные мнения, но всё же, как нам узнать точный
ответ?
Предположения детей.
3 этап: Познавательный рассказ: Матрёшка - старинная русскаядеревянная игрушка.
Её очень любят русские и иностранные туристы. Они увозят с собой матрёшку домой, как
память о нашей стране. Матрёшке около ста лет. История появления матрёшки такая:
Однажды из Японии привезли игрушку большеголового деревянного японца, Фукурумы.
Раскроешь его, а там ещё такая игрушка, раскроешь вторую, а там третья. (Слайд 2).
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Первую матрёшку из дерева выточил
токарь Василий Звёздочкин, художник Сергей Малютин расписал её. Они «переодели» ее в
русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые
глазки, наложили на щечки румяна. И назвали её старинным русским именем – Матрёна. И
она выглядела вот так, (слайд 3) изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Про
матрёшку есть ещё такая загадка: «У меня два отца и ни одной матери». Делают матрешек
из лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение
двух-трех лет, затем на станках вытачивают матрешек. Для работы мастера берут самую
качественную древесину, без сучков и трещин. (Слайды 4, 5, 6, 7). Вот такая интересная
история матрёшек.
В .: Ребята, узнали мы ответ на интересующий нас вопрос?
Ответы детей.
В.: Ребята, пока мы с вами искали ответ, наши матрёшки загрустили, как же нам быть?
Физкультминутка :
Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки. (Хлопают в ладошки)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд)
Топают матрёшки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)
Девчонки озорные,
Матрёшки расписные
В сарафанах ваших пёстрых (Руки к плечам, повороты налево – направо)
Вы похожи словно сёстры.
В.: Матрёшек очень любят в России и с мастера с удовольствием их изготавливают.
Однако в разных местах матрёшки разные получаются
Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка . (Слайд 8).
Я-Загорская матрёшка
Всех на свете краше
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана
передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Эти несложные узоры
местные мастера называют пеструшкой.
А это - Семёновская Матрёшка . ( Слайд 9). Мастерят таких матрёшек в городе
Семенове, отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное
место занимают букеты красивых цветов на фартучке.
Из тихого зеленого городка Семёнова.
В гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бордовых
В подарок принесла.
Эта красавица Матрешка из Полхов - Майдана. (Слайд 10).
Украшен её наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на
столбик или куколку. У Полхов-Майданских матрешек нет сарафана и фартука. Вместо
этого – большой букет цветов на голове полушалок без узелка. Ребята, ведь обычно у
матрешек
большая
семейка,
много
сестричек.
Давайте
поможем
нашим матрешкам
собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек.
4 этап6 В.: Продуктивная деятельность: Аппликация «Красавицы – матрёшки» из бумаги
и ткани, украшение картонных матрёшек пластилином и паетками по выбору детей. К
работе приглашаются родители.
В.: Понравились вам матрёшки? Почему?
Высказывания детей.
А как можно ласково назвать Матрёну? ( Матрёнушка, Матрёшечка).
Дети подходят к столам, на которых разложен материал для украшения плоскостных
заготовок фигур матрёшек: цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, тряпочки, кусочки
ткани, карандаши, фломастеры, салфетки для рук, трафареты, пластилин, бусинки, бисер,
пайетки.
По желанию, делятся на рабочие группы и начинают работу.
В .: Ребята, у нас получились очень яркие, весёлые матрёшки, так и хочется поиграть с
ними.
Пальчиковая гимнастика «Мы – веселые матрешки».
Мы - веселые матрешки –
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки,
Ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем,
Ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем,
Ладушки, ладушки.
(Дети выполняют движения по тексту).
5 этап: Рефлексия.
В.: Что интересного с вами сегодня узнали?
Высказывания детей.
Какое у нас сейчас настроение? Почему?
Ответы детей.