Напоминание

Якутские народные игры


Автор: Петров Павел Отчутович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Майинский лицей" МР "Мегино-Кангаласский улус" РС(Я)
Населённый пункт: с.Майя
Наименование материала: Программа внеурочных занятий
Тема: Якутские народные игры
Раздел: среднее образование





Назад





МБОУ «Майинский лицей» МР «Мегино-Кангаласский улус

»

Программа внеурочной деятельности

«Якутские народные игры»

Направление:
спортивно-оздоровительное
Возраст школьников: 5-6
класс
Разработчик:
учитель физической культуры Петров П.О.

Пояснительная записка

Актуальность:
В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания Национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народов Саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. У каждого народа есть свои, национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием. Игра

важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Одно из основных преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда вступает добровольно. Заставить играть нельзя. А вот для педагога самое главное дать детям возможность раскрыть себя, реализовать свои силы, проявить самостоятельность в действиях и поступках, познать преимущества совместной деятельности. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры из–за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Народные подвижные игры, наряду с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Не малое значение игр и состязаний заключается в закаливании здоровья, развитии физических сил и мышления.
Цели:
 привитие интереса к спорту и оздоровлению через якутские народные игры.  формирование целостных представлений о народной культуре и традициях у школьников на материале народных игр и забав;  формирование физической культуры как составной части целостной культуры личности
Задачи:
 приобщать учащихся к духовным и культурным ценностям народа Саха  способствовать к использованию знаний для эффективной организации спортивной подготовки  способствовать стремлению учащихся вовлекать через игры в занятия спортом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).  развивать физические качества, координационные и кондиционные способности, – приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми
Через национальные игры идет формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД
 в процессе игры активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;  проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями во время игр, состязаний;  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Регулятивные УУД
 соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно в процессе ознакомления с игрой;  планирование – составление плана и последовательности действий во время игры;  прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;  оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов игры;  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Познавательные
включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных школе инструментов ИКТ и источников информации;  структурирование знаний;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические универсальные действия:  анализ объектов с целью выделения признаков ( су ще с тве н н ы х , несущественных);
 синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  подведение под понятие, выведение следствий;  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; Постановка и решение проблемы:  формулирование проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов. Работа по программе «Якутские народные игры» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь. Программа рассчитана на 34 часа, предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий (в расчете – 1 час в неделю), так и возможность организовывать соревнования, конкурсы
Календарно-тематический план



Тема

Месяц

Количество

часов
1 Вводное занятие, техника безопасности на занятиях Сентябрь 1 ч 2 Былаах былдьаhыыта Сентябрь 1 ч 3 Онхой оонньуута Сентябрь 1 ч 4 Сахалыы лапта Сентябрь 1 ч 5 Сахалыы лапта Октябрь 1 ч 6-7 Сахалыы лапта5а курэхтэhии Октябрь 2 ч 8 Мунхалааhын Октябрь 1 ч 9 Кыаhыыланыы Октябрь 1 ч 10 Хабылык, хамыыска Ноябрь 1 ч
11 Хабылык, хамыыска Ноябрь 1 ч 12-13 Хабылыкка, хамыыска5а курэхтэhии Ноябрь 2 ч 14 Кириэс тэбии (кыргыттар), кырынаастааhын (уолаттар) Декабрь 1 ч 15 Тыытыкылаах кус Декабрь 1 ч 16 Дул5алаах сиринэн Январь 1 ч 17 Ойбонно уктэтии Январь 1 ч 18 Ойбонтон уулааhын, муhэ былдьаhыыта Январь 1 ч 19 Кетех ына5ы туруоруу, еhес торбос Февраль 1 ч 20 Ус тегул ус Февраль 1 ч 21-22 Ебугэ онньуулара Февраль 2 ч 23 Мээчик хабыы Март 1 ч 24 Хайыhар Март 1 ч 25 Хайыhар Март 1 ч 26 Хайыhар Апрель 1 ч 27 Сахалыы лапта Апрель 1 ч 28 Былаах былдьаhыыта Апрель 1 ч 29 Суурулээх оонньуулар Апрель 1 ч 30-31 Кердеех эстафета Май 2 ч 32 Атаралаан сууруу Май 1 ч 33 Атах онньуулара Май 1 ч 34 Атах онньуулара Май 1 ч
Содержание курса

I.

Теоретическая подготовка

1.

Вводное

занятие.
Влияние физических упражнений на организм человека. Гигиенические требования к занимающимся. Физическая культура и спорт в Якутии.
2.

Понятие о якутских народных играх.
Что является подвижными, спортивными народными играми.
3.

Техника

безопасности

при

игре.
Охрана здоровья и меры безопасности на занятиях.
4.

Особенности проведения игр в спортивном зале и на площадке.
Использование ориентиров, ограничивающих место проведения занятия. Звуковые сигналы. Использование спортивного инвентаря.
II.

Физическая подготовка

4.
Выполнение комплексов ОФП, воздействующих на различные группы мышц.
5.
Выполнение специальных упражнений, использование спортивного инвентаря и снарядов для развития физических качеств.
6.
Челночный бег, бег на короткие дистанции, бег с ускорением, прыжковые упражнения, беговые упражнения, упражнения на силу, гибкость, выносливость.
III.

Игровая деятельность

7.
Игры с передачей и ловлей мяча.
8.
Настольные игры
9.
Игры на улице
10.
Игры на силу, гибкость, выносливость
11.
Игры на ловкость

12.
Игры на быстроту
IV.

Ознакомление с правилами игры

13.
Ознакомить с правилами игры. Учитывая возрастные особенности и физическую подготовленность детей.
Ожидаемые результаты
Ученик получит возможность научиться:  рассматривать народные игры как явление культуры, иметь целостное представление о народной культуре и традициях на материале народных игр и забав  характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;  руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; Результаты освоения предмета «Физическая культура» через программу «Якутские народные игры» Предметные Личностные Метапредметные Знания и способы двигательной деятельности, умение их творчески применять при организации и проведении игр и состязаний самостоятельно Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью, умение использовать ценности физической культуры для достижения личностно значимых результатов. Уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в применении знаний Области культуры, в которых проявляются результаты Познавательная Нравственная трудовая эстетическая коммуникативн ая физкультурная
 руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных игр.  использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;  взаимодействовать со сверстниками в условиях игры
Библиографический список литературы
1. Федоров А.С. Народные игры и забавы Саха. – Якутск: Бичик, 2011г. 2. Шамаев Н.К. Эдэр ыччаты эт-хаан сайдыытыгар сахалыы ньымаларынан иитии. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 1994г. 3. П. Н. БОГУН «Игра как основа национальных видов спорта»Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2004г.


В раздел образования