Автор: Петров Павел Отчутович Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "Майинский лицей" МР "Мегино-Кангаласский улус" РС(Я) Населённый пункт: с.Майя Наименование материала: Программа внеурочных занятий Тема: Якутские народные игры Раздел: среднее образование
Направление: спортивно-оздоровительное
Возраст школьников: 5-6 класс
Разработчик: учитель физической культуры Петров П.О.
Пояснительная записка
Актуальность: В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии,
снижении
заболеваемости
очень
важна.
В
неблагоприятных
климатических
условиях
снижается
двигательная
активность,
что
отрицательно
складывается
на
общем
и
физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра
прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и
понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания
Национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народов
Саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. В якутских
национальных
играх
отразились
особенности
менталитета,
мировоззрения
народа,
которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы.
Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью
воспитания и физического развития подрастающего поколения. У каждого народа есть
свои, национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения,
обогатились новым содержанием.
Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Одно из основных преимуществ
игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда вступает добровольно.
Заставить играть нельзя. А вот для педагога самое главное дать детям возможность
раскрыть
себя,
реализовать
свои
силы,
проявить
самостоятельность
в
действиях
и
поступках,
познать
преимущества
совместной
деятельности.
Современные
дети
мало
двигаются,
меньше,
чем
раньше,
играют
в
подвижные
игры
из–за
привязанности
к
телевизору и компьютерным играм.
Народные
подвижные
игры,
наряду
с
другими
воспитательными
средствами
представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности,
сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Не
малое
значение
игр
и
состязаний
заключается
в
закаливании
здоровья,
развитии
физических сил и мышления.
Цели:
привитие интереса к спорту и оздоровлению через якутские народные игры.
формирование целостных представлений о народной культуре и традициях у
школьников на материале народных игр и забав;
формирование физической культуры как составной части целостной культуры
личности
Задачи:
приобщать учащихся к духовным и культурным ценностям народа Саха
способствовать
к
использованию
знаний
для
эффективной
организации
спортивной подготовки
способствовать стремлению учащихся вовлекать через игры в занятия спортом
свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
развивать физические качества, координационные и кондиционные способности,
–
приобщать
к
самостоятельным
занятиям
физическими
упражнениями
и
подвижными играми
Через национальные игры идет формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД
в
процессе
игры
активно
включаться
в
общение
и
взаимодействие
со
сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями во
время игр, состязаний;
проявлять
дисциплинированность,
трудолюбие
и
упорство
в
достижении
поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий
язык и общие интересы.
Регулятивные УУД
соотнесения
того,
что
уже
известно
и
того,
что
ещё
неизвестно
в
процессе
ознакомления с игрой;
планирование – составление плана и последовательности действий во время игры;
прогнозирование
-
предвосхищение
результата
и
уровня
усвоения
знаний,
его
временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с
учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов игры;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
и преодолению препятствий.
Познавательные включают:
общеучебные,
логические
учебные
действия,
а
также
постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с
использованием
общедоступных
школе
инструментов
ИКТ
и
источников
информации;
структурирование знаний;
осознанное
и
произвольное
построение
речевого
высказывания
в
устной
и
письменной форме;
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
задач
в
зависимости
от
конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ
объектов
с
целью
выделения
признаков
( су ще с тве н н ы х ,
несущественных);
синтез
–
составление
целого
из
частей,
в
том
числе
самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и
явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные УУД
планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка
вопросов
–
инициативное
сотрудничество
в
поиске
и
сборе
информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных
способов
разрешения
конфликта,
принятие
решения
и
его
реализация;
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение
с
достаточной
полнотой
и
точностью
выражать
свои
мысли
в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Предусмотренные
программой
занятия
могут
проводиться
как
на
базе
одного
отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких
классов.
Работа по программе «Якутские народные игры» предполагает проведение игр,
спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный
спортивный инвентарь.
Программа
рассчитана
на
34
часа,
предполагает
как
проведение
регулярных
еженедельных внеурочных занятий (в расчете – 1 час в неделю), так и возможность
организовывать соревнования, конкурсы
Календарно-тематический план
№
Тема
Месяц
Количество
часов
1
Вводное занятие, техника безопасности на
занятиях
Сентябрь
1 ч
2
Былаах былдьаhыыта
Сентябрь
1 ч
3
Онхой оонньуута
Сентябрь
1 ч
4
Сахалыы лапта
Сентябрь
1 ч
5
Сахалыы лапта
Октябрь
1 ч
6-7
Сахалыы лапта5а курэхтэhии
Октябрь
2 ч
8
Мунхалааhын
Октябрь
1 ч
9
Кыаhыыланыы
Октябрь
1 ч
10
Хабылык, хамыыска
Ноябрь
1 ч
11
Хабылык, хамыыска
Ноябрь
1 ч
12-13
Хабылыкка, хамыыска5а курэхтэhии
Ноябрь
2 ч
14
Кириэс тэбии (кыргыттар), кырынаастааhын
(уолаттар)
Декабрь
1 ч
15
Тыытыкылаах кус
Декабрь
1 ч
16
Дул5алаах сиринэн
Январь
1 ч
17
Ойбонно уктэтии
Январь
1 ч
18
Ойбонтон уулааhын, муhэ былдьаhыыта
Январь
1 ч
19
Кетех ына5ы туруоруу, еhес торбос
Февраль
1 ч
20
Ус тегул ус
Февраль
1 ч
21-22
Ебугэ онньуулара
Февраль
2 ч
23
Мээчик хабыы
Март
1 ч
24
Хайыhар
Март
1 ч
25
Хайыhар
Март
1 ч
26
Хайыhар
Апрель
1 ч
27
Сахалыы лапта
Апрель
1 ч
28
Былаах былдьаhыыта
Апрель
1 ч
29
Суурулээх оонньуулар
Апрель
1 ч
30-31
Кердеех эстафета
Май
2 ч
32
Атаралаан сууруу
Май
1 ч
33
Атах онньуулара
Май
1 ч
34
Атах онньуулара
Май
1 ч
Содержание курса
I.
Теоретическая подготовка
1.
Вводное
занятие.
Влияние
физических
упражнений
на
организм
человека.
Гигиенические
требования
к
занимающимся.
Физическая
культура
и
спорт
в
Якутии.
2.
Понятие о якутских народных играх. Что является подвижными, спортивными
народными играми.
3.
Техника
безопасности
при
игре. Охрана
здоровья
и
меры
безопасности
на
занятиях.
4.
Особенности проведения игр в спортивном зале и на площадке. Использование
ориентиров,
ограничивающих
место
проведения
занятия.
Звуковые
сигналы.
Использование спортивного инвентаря.
II.
Физическая подготовка
4.
Выполнение комплексов ОФП, воздействующих на различные группы мышц.
5.
Выполнение специальных упражнений, использование спортивного инвентаря и
снарядов для развития физических качеств.
6.
Челночный
бег,
бег
на
короткие
дистанции,
бег
с
ускорением,
прыжковые
упражнения, беговые упражнения, упражнения на силу, гибкость, выносливость.
III.
Игровая деятельность
7.
Игры с передачей и ловлей мяча.
8.
Настольные игры
9.
Игры на улице
10.
Игры на силу, гибкость, выносливость
11.
Игры на ловкость
12.
Игры на быстроту
IV.
Ознакомление с правилами игры
13. Ознакомить с правилами игры. Учитывая возрастные особенности и физическую
подготовленность детей.
Ожидаемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
рассматривать
народные
игры
как
явление
культуры,
иметь целостное
представление о народной культуре и традициях на материале народных игр и
забав
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать
его
взаимосвязь
со
здоровьем,
гармоничным
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью,
формированием
качеств
личности
и
профилактикой вредных привычек;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест
занятий,
правильного
выбора
обуви
и
формы
одежды
в
зависимости
от
времени года и погодных условий;
Результаты освоения предмета «Физическая культура» через
программу «Якутские народные игры»
Предметные
Личностные
Метапредметные
Знания и способы
двигательной
деятельности,
умение их творчески
применять при
организации и
проведении игр и
состязаний
самостоятельно
Положительное
отношение к
занятиям
двигательной
деятельностью,
умение использовать
ценности физической
культуры для
достижения
личностно значимых
результатов.
Уровень
сформированности
универсальных
способностей
учащихся,
проявляющихся в
применении знаний
Области культуры, в которых проявляются результаты
Познавательная
Нравственная
трудовая
эстетическая
коммуникативн
ая
физкультурная
руководствоваться
правилами
оказания
первой
доврачебной
помощи
при
травмах и ушибах во время самостоятельных игр.
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные
соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления
собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
взаимодействовать со сверстниками в условиях игры
Библиографический список литературы
1.
Федоров А.С. Народные игры и забавы Саха. – Якутск: Бичик, 2011г.
2.
Шамаев Н.К. Эдэр ыччаты эт-хаан сайдыытыгар сахалыы ньымаларынан иитии.
– Якутск: Сахаполиграфиздат, 1994г.
3.
П. Н. БОГУН «Игра как основа национальных видов спорта»Санкт-Петербург
Филиал издательства «Просвещение» 2004г.