"Духовно-нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности"
Автор: Исмагилова Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №65 "Фестивальный" Населённый пункт: г.Сургут Наименование материала: методическая разработка Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности" Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников
в игровой деятельности»
Методическая разработка
2 слайд « Духовно – нравственное воспитание дошкольников через
игровую деятельность »
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский
3 слайд «Условия формирования личного вклада в развитие
образования» представлены на слайде.
4 слайд Одно из направлений отечественной педагогики сегодня обращено
к духовно -нравственным ценностям российского образования и воспитания .
Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку
связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической
преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием
национальной культуры и воспитанием бережного отношения к
историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в
настоящее время в нашем современном обществе.
5 слайд В последние три года я для себя выбрала одно из приоритетных
направлений своей работы – это духовно -нравственное и нравственно-
патриотическое развитие детей через
игру. Разработала следующий инструментарий:
- планирование
- картотека игр
- система активных занятий с детьми
- система активных занятий с родителями
- комплект серии книг «Чтение для души»
6 слайд Основная цель моей работы это формирование духовно -
нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его
родителей к базовым духовным , нравственным и культурным ценностям
России.
Отбор духовно -нравственных и культурных категорий и ценностей, а также
форм работы с детьми, осуществляла с учетом физических и психических
особенностей дошкольников . Основывалась на культурно-исторической
теории Л. С Выгодского и ведущей роли эмоционально-
чувственного восприятия окружающего мира ребенком – дошкольником .
Формы работы по данному направлению представлены на экране, это:
• Формы работы: НОД, игры; чтение художественной литературы; праздники,
досуги, развлечения; выставки; театрализованная и проектная деятельность .
Методы и приёмы работы : организация жизненных
и игровых развивающих ситуаций, инсценировки с игрушками, общение и
совместная деятельность с воспитателем , наблюдение за действиями и
отношениями взрослых в детском саду, игры -для развития эмоциональной
отзывчивости и радости общения со сверстниками, чтение литературы на
тему доброты, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях
обогащения социальных представлений о людях, сюжетные игры,
окружающая действительность в ИЗО деятельности .
7 слайд Мне хотелось бы отметить существенную особенность.
Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально
окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет
развить у детей способность к глубоким душевным переживаниям,
содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и
традициям нашего народа. Данные особенности создают благоприятную
почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем
устойчивую индивидуальность человека.
Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные
традиционные ценности, поэтому в своей работе я применяю игры
разной направленности:
- игры на сплочение коллектива (Например,«Что я хочу получить от
сегодняшнего дня»);
-игры на снятие напряжения, тревоги,дискомфорта
(Например, «Молекулы», «Приветливое слово»);
-игры, направленные на создание благоприятной психологической
атмосферы.
А так же провожу дидактические игры: «Я знаю вежливые слова», «Ласковое
прикосновение», «Дерево добра», «Как друг другу помогаем», «Что такое
хорошо, что такое плохо?» и т. д. Проводятся систематически с целью
углубления представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом
качестве человека.
8 слайд Через игру ребенок лучше понимает и принимает ценности родной
культуры. На экране представлены формы работы в данном направлении.
НОД: проводится 1 раз в месяц с целью закрепления материала по
развитию духовно - нравственных качеств.
Взаимодействие с родителями: организация «Недели открытых дверей»,
родительских собраний, проведение практикумов- семинаров, консультаций,
бесед, оформление информационных стендов с целью создания партнерского
взаимодействия (дети-родители-педагог).
Чтение художественной литературы: проводиться ежедневно, с целью
раскрытия перед ребенком богатства окружающего мира и человеческих
отношений, рождения чувство гармонии, красоты, способности понимать
прекрасное в жизни, формирования в ребенке собственное эстетическое
отношение к действительности.
Праздники, досуги, развлечения: служат нравственному воспитанию детей :
они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы
коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной
природе, труде формируют патриотические чувства.
Проектная деятельность : «Зачем творить добро?», «Помоги птицам
зимой», проводиться неоднократно по инициативе детей и воспитателя , с
целью налаживания атмосферы доброты, доброжелательных отношений в
группе и доверительных отношений между детьми и родителями.
9 – 10 слайд Фрагменты разных форм работы.
11 слайд Самым эффективным средством формирования духовно -
нравственных ценностных чувств у детей является –
проектная деятельность .
Работа с детьми:
-опрос детей «О доброте!»;
-чтение художественной литературы, обсуждение поступков героев;
-заучивание пословиц и стихов о доброте;
-этюды, интерактивные беседы;
-оформление «Дерева Добра»,шкатулки «Добрых слов»;
-работа в парах, рисование на тему « Духовная доброта » .
Взаимодействие с семьей:
- Интервьюирование взрослых детьми «Что такое доброта? Что такое
зло?»;
-анкетирование родителей «Добрый ли вы человек?»;
-оформление информационно- наглядной информации.
Распространение педагогического опыта:
-выступление на региональной конференции «Социально-психологические
аспекты духовно-нравственного воспитания личности »;
-выступление на районном методическом объединение «Создание и
развитие интерактивной образовательной среды в ДОУ»;
- Участие в региональный конкурс
«Лучшие инновационные практики» проводимый
Учебно- методическим объединением по педагогическому образованию
12 слайд Прогнозируемый результат:
В результате системной работы духовно - нравственной направленности были
достигнуты следующие результаты:
• более доброжелательны,заботливы и внимательны по отношению друг к
другу;
• научились прощать нечаянно причиненную боль;
• научились извиняться, если виноваты;
• научились считаться с желаниями и интересами других;
• появилась способность следовать нравственным нормам и правилам;
• стали чувствовать эмоциональное состояние окружающих;
• научились навыкам познавательного и личностного общения.
• способность быть благодарными, заботливыми, внимательными к близким
людям;
• выстраивается целостный образ Семьи.
13 слайд
Мои практические достижения были представлены следующим образом:
Для педагогов ДОУ: Открытый просмотр НОД, консультативный материал,
проведение практикумов- семинаров, круглого стола, мастер-классов, участие
в конкурсах педагогического мастерства.
Выступления на методических объединениях : «Роль игры в развитии
детей дошкольного возраста », «Дидактические пособия по развитию
речи», «Создание и развитие интерактивной среды в ДОУ», «Развитие речи
детей дошкольного возраста в режиме дня».
Сетевые педагогические сообщества: публикации на сайтах maam,
nsportal, divmdou3.ucoz., netedu, участие в конкурсах педагогического
мастерства на o-gonek, maam.
14 слайд.
Литература.
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду . — М.: Мозаика-
Синтез, 2006-2010.
Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-
2010.
Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.
-М., 2002.
Дыбина О. Б. Что было до. Игры-путешествия в прошлое предметов . —
М„ 1999.
Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной
действительности. — Самара, 1997.
Качанова И. А., Лялина Л. А. Традиционные игры в детском саду. -М.:
Сфера,20011.
Кокуева Л. В. « Духовно- нравственное воспитание дошкольников на
культурных традициях своего народа -М.: Аркти,2005.
Михайленко Н. Я, Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском
саду. - М.: Линка Пресс,2009.
Панова Е. Н. Дидактические игры и занятия в ДОУ- Воронеж: Учитель,2007.
Степаненко Э. Я. Методика проведения подвижных игр. - М,: Мозаика-
Синтез, 2009.
Шуть Н. «Волшебные ключи игромастера »-М.: Образовательные проекты,
2008.
15 слайд. Спасибо за внимание!