Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности"


Автор: Исмагилова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №65 "Фестивальный"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности»
Методическая разработка
2 слайд «
Духовно – нравственное воспитание дошкольников через

игровую деятельность
» Игра – это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский 3 слайд «Условия формирования личного вклада в развитие образования» представлены на слайде. 4 слайд Одно из направлений отечественной педагогики сегодня обращено к
духовно
-нравственным ценностям российского образования и
воспитания
. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и
воспитанием
бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе. 5 слайд В последние три года я для себя выбрала одно из приоритетных направлений своей работы – это
духовно
-нравственное и нравственно- патриотическое развитие детей через игру.
Разработала
следующий инструментарий: - планирование - картотека игр - система активных занятий с детьми - система активных занятий с родителями - комплект серии книг «Чтение для души» 6 слайд Основная цель моей работы это формирование
духовно
- нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым
духовным
, нравственным и культурным ценностям России. Отбор
духовно
-нравственных и культурных категорий и ценностей, а также форм работы с детьми, осуществляла с учетом физических и психических особенностей
дошкольников
. Основывалась на культурно-исторической
теории Л. С Выгодского и ведущей роли эмоционально- чувственного
восприятия
окружающего мира ребенком –
дошкольником
. Формы работы по данному направлению представлены на экране, это: • Формы работы: НОД, игры; чтение художественной литературы; праздники, досуги, развлечения; выставки; театрализованная и проектная
деятельность
.
Методы и приёмы работы
: организация жизненных и
игровых
развивающих ситуаций, инсценировки с игрушками, общение и совместная
деятельность с воспитателем
, наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду, игры -для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками, чтение литературы на тему доброты, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях, сюжетные игры, окружающая действительность в ИЗО
деятельности
. 7 слайд Мне хотелось бы отметить существенную особенность. Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развить у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа. Данные особенности создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные традиционные ценности, поэтому в своей работе я применяю игры разной направленности: - игры на сплочение коллектива (Например,«Что я хочу получить от сегодняшнего дня»); -игры на снятие напряжения, тревоги,дискомфорта (Например, «Молекулы», «Приветливое слово»); -игры, направленные на создание благоприятной психологической атмосферы. А так же провожу дидактические игры: «Я знаю вежливые слова», «Ласковое прикосновение», «Дерево добра», «Как друг другу помогаем», «Что такое хорошо, что такое плохо?» и т. д. Проводятся систематически с целью углубления представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. 8 слайд Через игру ребенок лучше понимает и принимает ценности родной культуры. На экране представлены формы работы в данном направлении. НОД: проводится 1 раз в месяц с целью закрепления материала по развитию
духовно
- нравственных качеств.
Взаимодействие с родителями: организация «Недели открытых дверей», родительских собраний, проведение практикумов- семинаров, консультаций, бесед, оформление информационных стендов с целью создания партнерского взаимодействия (дети-родители-педагог). Чтение художественной литературы: проводиться ежедневно, с целью раскрытия перед ребенком богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождения чувство гармонии, красоты, способности понимать прекрасное в жизни, формирования в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности. Праздники, досуги, развлечения: служат нравственному
воспитанию детей
: они объединяются общими переживаниями, у них
воспитываются
основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Проектная
деятельность
: «Зачем творить добро?», «Помоги птицам зимой», проводиться неоднократно по инициативе детей и
воспитателя
, с целью налаживания атмосферы доброты, доброжелательных отношений в группе и доверительных отношений между детьми и родителями. 9 – 10 слайд Фрагменты разных форм работы. 11 слайд Самым эффективным средством формирования
духовно
- нравственных ценностных чувств у детей является – проектная
деятельность
. Работа с детьми: -опрос детей «О доброте!»; -чтение художественной литературы, обсуждение поступков героев; -заучивание пословиц и стихов о доброте; -этюды, интерактивные беседы; -оформление «Дерева Добра»,шкатулки «Добрых слов»; -работа в парах, рисование на тему «
Духовная доброта
» . Взаимодействие с семьей: - Интервьюирование взрослых детьми «Что такое доброта? Что такое зло?»; -анкетирование родителей «Добрый ли вы человек?»; -оформление информационно- наглядной информации. Распространение педагогического опыта: -выступление на региональной конференции «Социально-психологические аспекты
духовно-нравственного воспитания личности
»; -выступление на районном
методическом объединение
«Создание и развитие интерактивной образовательной среды в ДОУ»;
- Участие в региональный конкурс «Лучшие инновационные практики» проводимый Учебно-
методическим
объединением по педагогическому образованию 12 слайд Прогнозируемый результат: В результате системной работы
духовно
- нравственной направленности были достигнуты следующие результаты: • более доброжелательны,заботливы и внимательны по отношению друг к другу; • научились прощать нечаянно причиненную боль; • научились извиняться, если виноваты; • научились считаться с желаниями и интересами других; • появилась способность следовать нравственным нормам и правилам; • стали чувствовать эмоциональное состояние окружающих; • научились навыкам познавательного и личностного общения. • способность быть благодарными, заботливыми, внимательными к близким людям; • выстраивается целостный образ Семьи. 13 слайд Мои практические достижения были представлены следующим образом: Для педагогов ДОУ: Открытый просмотр НОД, консультативный материал, проведение практикумов- семинаров, круглого стола, мастер-классов, участие в конкурсах педагогического мастерства. Выступления на
методических объединениях
: «Роль игры в развитии детей
дошкольного возраста
», «Дидактические пособия по развитию речи», «Создание и развитие интерактивной среды в ДОУ», «Развитие речи детей
дошкольного
возраста в режиме дня». Сетевые педагогические сообщества: публикации на сайтах maam, nsportal, divmdou3.ucoz., netedu, участие в конкурсах педагогического мастерства на o-gonek, maam. 14 слайд. Литература. Губанова Н. Ф.
Игровая деятельность в детском саду
. — М.: Мозаика- Синтез, 2006-2010.
Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005- 2010. Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. -М., 2002. Дыбина О. Б. Что было до. Игры-путешествия в прошлое
предметов
. — М„ 1999. Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара, 1997. Качанова И. А., Лялина Л. А. Традиционные игры в детском саду. -М.: Сфера,20011. Кокуева Л. В. «
Духовно- нравственное воспитание дошкольников
на культурных традициях своего народа -М.: Аркти,2005. Михайленко Н. Я, Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М.: Линка Пресс,2009. Панова Е. Н. Дидактические игры и занятия в ДОУ- Воронеж: Учитель,2007. Степаненко Э. Я.
Методика
проведения подвижных игр. - М,: Мозаика- Синтез, 2009. Шуть Н. «Волшебные ключи
игромастера
»-М.: Образовательные проекты, 2008. 15 слайд. Спасибо за внимание!


В раздел образования