Методическое обеспечение образовательной программы "Защитники Отечества" детского патриотического объединения "Ратибор"
Автор: Фарафонов Александр Валерьевич Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУДО ДТ "Октябрьский" Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: статья Тема: Методическое обеспечение образовательной программы "Защитники Отечества" детского патриотического объединения "Ратибор" Раздел: дополнительное образование
Фарафонов А.В.
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДТ «Октябрьский
г. Новосибирск
Методическое обеспечение
образовательной программы «Защитники Отечества»
детского патриотического объединения «Ратибор»
Образовательная
программа
«Защитники
Отечества»
для
обучающихся
старшего
школьного
возраста
детского
патриотического
объединения «Ратибор» реализуется в Доме творчества «Октябрьский» с
2006
года.
Авторы
программы
-
педагог
дополнительного
образования
высшей квалификационной категории Фарафонов А.В. и методист первой
квалификационной категории Фарафонова Е.Н.
Программа предоставляет возможность решать вопросы гражданско-
патриотического
воспитания:
объединение
«Ратибор»
участвует
в
соревнованиях
по
огневой
подготовке,
рукопашному
бою,
а
также
в
различных
мероприятиях
военно-патриотических
клубов
города
Новосибирска
и
Новосибирской
области.
Практические
навыки,
приобретенные на занятиях, пригодятся ребятам во время службы в армии.
Кроме того, занятия в объединении содействуют физическому развитию,
оздоровлению и воспитанию подростков.
На
учебных
занятиях
воспитанники
объединения
знакомятся
с
биографией выдающихся полководцев и флотоводцев России: Александра
Невского,
Дмитрия
Донского,
Петра
Первого,
Суворова,
Ушакова,
Кутузова,
Жукова,
занимаются
начальной
военной
подготовкой,
рукопашным боем и другими видами деятельности.
Организация деятельности патриотического объединения «Ратибор»
базируется на следующих принципах:
принцип
индивидуализации
воспитания
т р е б у е т
у ч е т а
индивидуальных
особенностей
каждого
воспитанника,
раскрытия
потенциалов
личности,
а
также
предоставление
возможностей
каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия;
принцип
сотрудничества
предполагает
определение
общих
целей
педагога и воспитанников, организацию их совместной деятельности
на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
принцип развития самостоятельности и инициативы детей требует
активного участия воспитанников в решении вопросов деятельности
объединения,
создания
ситуаций
для
принятия
детьми
самостоятельных
решений
и
ответственности
за
их
выполнение,
поддержки
различных
инициатив,
направленных
на
достижение
значимых целей.
При
организации
учебно-тренировочных
занятий
педагог
руководствуется следующими общедидактическими принципами:
сознательности и активности – обучающиеся должны понимать цель
и задачи тренировок, осознавать значение занятий рукопашным боем
и
воинскими
дисциплинами;
понимать
значения
и
смысл
выполняемых
технических
действий,
уметь
исправить
ошибки
в
исполнении технического действия;
систематичности
и
последовательности
–
обучающиеся
должны
осознавать, что только регулярность тренировок ведет к улучшению
результатов, нарабатывание новых приемов легче всего происходит с
применением знаний ранее усвоенных; если не соблюдать системы и
последовательности
в
процессе
тренировок,
процесс
развития
замедляется;
связи теории с практикой – эффективность и качество обучения
проверяются на практике – в процессе учебной и соревновательной
деятельности.
Методика
обучения
носит
комплексный
характер.
В
работе
с
обучающимися используются:
методы использования слова: рассказ, описание, беседа, объяснение;
методы
наглядного
восприятия:
показ
приемов,
комбинаций
и
действий
и
демонстрация
плакатов,
предметных
пособий,
видеофильмов;
практические
методы:
строго
и
частично-регламентированные
упражнения,
разучивание
по
частям
и
в
целом,
игровой
и
соревновательный методы.
Основная
форма
организации
и
проведения
занятий
—
систематические учебно-тренировочные занятия и соревнования.
Блок
«Рукопашный
бой»
как
самостоятельная
программа
был
разработан в 1998 году. К настоящему времени в программу внесены
существенные коррективы, касающиеся как тематического планирования,
так
и
организации
учебно-тренировочного
процесса
в
целом.
Учебно-
тренировочное
занятие
по
блоку
«Рукопашный
бой»
в
детском
патриотическом
объединении
«Ратибор»
включает
пять
разделов
подготовки:
теоретическую,
физическую,
техническую,
тактическую
и
психологическую
подготовку.
Каждое
занятие
включает
в
себя
теоретический
и
практический
материал
из
разных
разделов
базового
плана, используемый порционно в зависимости от поставленных задач.
С од е р ж а н и е
бл о к а
« Д о п р и з ы в н а я
п о д г о т о в к а » является
интегрированным,
отвечает
требованиям
военно-патриотиче ской
направленности. Занятия по взаимосвязанным дисциплинам проводятся
одним педагогом дополнительного образования. Наибольшее количество
учебных часов отводится общей физической и огневой подготовке, кроме
этого предусмотрены теоретические занятия, на которых воспитанники
получают информацию по изучаемой дисциплине.
На данном этапе работы авторского коллектива над образовательной
программой основной задачей является создание учебно-методического
комплекса.
В
настоящее
время
ведется
активная
работа
по
созданию
мультимедийных
пособий
по
темам
«Выдающиеся
полководцы
и
флотоводцы
России»,
создаваемых
с
помощью
программы
«MS
Office
PowerPoint». Так, в сентябре 2010г. на учебных занятиях в объединении
впервые
был
использован
фильм
«Александр
Невский»,
созданный
авторами программы.
Источник
биографических
сведений
о
Невском,
содержащихся
в
фильме
-
научно-популярные
статьи,
туристические
справочники,
интернет. Видеоряд содержит фотографии из семейного архива авторов
программы
–
путешествия
летом
2009
года
по
местам,
исторически
связанным с именем Александра Невского: Городец, Владимир, Суздаль,
Нижний Новгород и др.
Цель
использования
данного
пособия
на
учебных
занятиях
–
содействие
осознанию
воспитанниками
идеи
о
защите
Отечества,
воплощенной
в
реальных
исторических
образах,
повышению
знаний
обучающихся
об
истории
Ро ссии,
мотивация
подро стков
к
исследовательской деятельности.
В
настоящее
время
педагогом
планируется
проведение
конкурса
творческих работ «Выдающиеся полководцы и флотоводцы России» среди
воспитанников
объединения.
Анализ
итогов
конкурса,
оценка
его
востребованности
и
педагогической
эффективности
позволят
сделать
вывод
о
целесообразности
проведения
данного
конкурса
совместно
с
другими
учреждениями
и
объединениями
военно-патриотической
направленности – на уровне города и области.
Конкурс творческих работ дает возможность привлечь к деятельности
патриотических клубов подростков, имеющих выраженные склонности к
предметам
гуманитарного
цикла.
Мы
предполагаем,
что
участие
в
конкурсе
приведет
к
увеличению
количества
воспитанников
детского
патриотического объединения «Ратибор».
Кроме
этого,
в
использовании
мультимедийных
технологий
в
образовательном
процессе
объединения
мы
видим
возможность
привлечения
к
созданию
аналогичных
учебных
пособий
обучающихся,
имеющих
склонности
к
работе
с
компьютерными
программами,
что
в
конечном итоге также способствует привлечению воспитанников старшего
школьного возраста к деятельности объединения.
Мы
готовы
к
сотрудничеству
и
рады
общению
с
коллегами
и
единомышленниками.