Игры и пособия на формирование направленной воздушной струи звуков (с, з)
Автор: Политова Лия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 253" Населённый пункт: г. Новокузнецк Наименование материала: Методическая разработка Тема: Игры и пособия на формирование направленной воздушной струи звуков (с, з) Раздел: дошкольное образование
Игры и пособия на формирование направленной воздушной струи звуков
(с, з)
Вырабатываем длительную воздушную струю, идущую по середине языка. Для
этого воспитатель предлагает ребенку подуть на слегка высунутый широкий
язык. Следит чтобы язык не был зажат зубами. После того как ребенок освоит
умение дуть на высунутый язык, можно переводить язык за нижние зубы, чтобы
получить нужную воздушную струю.
При формировании воздушной струи можно использовать (перышки, ватный
фитилек, забиваем мячик в ворота, дуем на горячий чай, снежинки).
Полученную правильную артикуляцию нужно повторить 5 – 6 раз, делая паузы,
чтобы у ребенка не ослобивало внимание и чтобы он успевал контролировать
свои действия
Обязательно сперва на легком слабом выдохе.
- Язык чуть выдвинут наружу желобком.
- По желобку спокойно продувать воздух не резко, не очень сильно, в пузырек,
который надо держать, приложив к подбородку, горлышко у нижней губы –
образуется свист не очень сильный, не громкий.
- Затем кончик языка тоненькой палочкой медленно отодвинуть за нижние
резцы, продолжая продувать воздух по серединному желобку, придерживая
кончик языка палочкой.
-
Чуть
сомкнутые
зубы
(прикусить
палочку)
и
растянуть
губы
в
улыбку,
спокойно
продувать
воздух.
Выдыхаемый
воздух
свестит
в
щели
между
резцами (верхними и нижними), то есть получается звук ( с ). Ребенок должен
продувать воздух не сильно, (тянуть) (с) не дольше чем счет взрослого про себя:
«раз - два», «раз – два – три ». Сперва получается (с) тихое.
Дети дошкольного возраста при постановке (с) и (з) на сильном выдохе часто
напрягают
мышцы
Языка
(при
этом
спинка
языка
резко
выгибается)
и
поизносят
смягченно
(сь)
и
(зь)
вместо
(с)
и
(з).
Поэтому
рекомендуется
вырабатывать правильное произношение звуков (с) и (з) сперва на легком,
слабом выдохе. Когда ребенок звук (с) и (з) будет произносить правильно при
слабом выдохе тогда постепенно усиливать выдыхательный ток. Для этого дети
упражняются сдувают ватку с ладони и тоже делают, произнося звук (с) и (з).
При
этом
следить
за
правильностью
речивого
дыхания
(спокойный,
не
порывистый
бесшумный вдох без поднятия плеч и легкий равномерный,
плавный выдох).
Пособия для формирования воздушной струи
- Для изготовления пособия понадобилась пустая коробка из-под печенья,
самоклеящаяся
плёнка,
картинки
овощей, вискозные
салфетки,
цветная
бумага.
Листья
овощей
получились
разной
фактуры.
Предложить
детям
сначала рассмотреть посаженные овощи на грядке, назвать их, а затем подуть
на пёрышки лука и ботву моркови и репки.
- Для изготовления пособия понадобился цветной картон, картинки цветов
(бумажные бабочки). Цветы закрепляем на столе. Предлагаем детям помочь
бабочкам собрать нектар с цветов, переместив их на цветок. Упражнение
предлагаем двум ребятам, каждый будет дуть на свою бабочку.
- Для изготовления пособия требуется изготовить ворота ( и мячик из ваты).
Предлагаем детям поиграть в футбол. Здесь один предмет на двоих - мяч,
который с помощью дыхания надо перемещать. Предлагается двум детям по
очереди дуть на него, забивая гол.
- Для изготовления пособия понадобился картон, самоклеящаяся плёнка и
цветной шпагат. Предлагаем детям подуть и остудить горячий чай.
ИГРЫ:
Чей пароход лучше гудит:
Цель: Развитие плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование: Каждому ребенку дается чистый пузырек (Высота пузырька 7
см. диаметр горлышка 1 – 1,5 см.)
Описание игры: Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек,
если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит
пароход?
».
Педагог
по
очереди
вызывает
всех
детей,
а
затем
предлагает
погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа
должна слегка касатся края горлышка. Струя воздуха должна быть сильной.
Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд.
Чья птичка дальше улетит?
Цель: Развития длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование:
Фигурки
птичек,
вырезанные
из
тонкой
бумаги
и
ярко
раскрашенные.
Описание игры: Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей
попарно. Каждый ребенок садится на против птички. Педагог предупреждает,
что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд
нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят,
чья птичка дальше улетит (проскользит по столу). \
Одуванчик:
Цель: Развитие плавного дыхания. Активизация мышц губ.
Описание игры: Игру проводят на воздухе. Когда дети находятся на поляне,
воспитатель просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди
подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть
все пушинки с одуванчика нужно с 1 – 3 раз.
Капитаны:
Цель:
Чередование
длительного
плавного
и
сильного
выдоха.
Активизация
мышц губ.
Оборудование: Таз с водой бумажные кораблики.
Описание игры: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе
стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного
города в другой,
обозначив города значками на кроях таза. Чтобы кораблик
начал
свое
движение
надо
на
него
дуть
не
торопясь,
«но
вот
налетает
порывистый ветер», и на кораблик надо дуть сильнее, но не надувая щек.
Вызванный ребенок дует, на придвинутом к столу стульчике. При повторении
игры нужно пригнать кораблик обратно к себе в город.
Пузырь:
Цель:
Развитие
длительного
плавного
выдоха.
Активизация
мышц
губ.
Описание игры: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову в низ, имитируя
пузырь. Затем, повторяя за педагогом «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
оставайся такой, и не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят
назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» дети
идут к центру круга произнося звук С подражая выходящему воздуху.