Напоминание

"Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру"


Автор: Николаенко Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ црр - д/с "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Пыть-Ях, Тюменская область, ХМАО - Югра
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек»
«Развитие речи детей дошкольного возраста

через дидактическую игру»
(обобщение педагогического опыта) Выполнила: воспитатель Николаенко Людмила Викторовна Пыть-Ях 2015г.

Актуальность опыта.
Актуальность данного опыта состоит в том, что многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение дидактической игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста. Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре. Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: « Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н.К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах C.Л Новоселовой «Игра дошкольника», А. И. Сорокиной « Дидактические игры в детском саду», А.К. Бондаренко « Дидактические игры в детском саду», Е.И. Удальцовой «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Изучив внимательно их методические разработки, изучив Программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы, в которой говорится: « С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений), я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни». Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, они способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Такие игры учат детей применять имеющие знания в разных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым , уступать в случае необходимости, помогать в беде. Поэтому игра - это прекрасное средство воспитания коллективизма. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а
спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь.
Теоретическая база опыта.
Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, а с помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху. В дидактических играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность - необходимые компоненты для полноценного развития речи детей дошкольного возраста. Игр а – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Истоки сочетания обучения малышей с игрой – в народной педагогике. Народ создал такие игры, как «Ладушки», «Сорока -белобока», «Гули-гули» и многие другие. В обучающие игры народ привносил потешки, песенки, сказки. К.Д. Ушинский высоко ценил игры, создаваемые народом для детей. Он указывал на то, что игры, припевки, потешки, прибаутки, сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию , по игровым действиям, образам. Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла вклад в понимание особенностей обучающей игры. Выдающийся педагог Н.К. Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма .В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр…» Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями жизни. Особое значение она придавала обучению родному языку. Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, форм аналитико - синтетической деятельности, деятельности воображения, развития речи, любознательности и познавательных интересов, направлена также на решение задач нравственного и эстетического воспитания. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон личности ребенка. Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы
общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин. Позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман -Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой и др.Одно из основных положений педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А. В. Запорожца и их последователей. Ученые считают, что детские игры стихийны, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Анализ воспитательной работы в детских садах показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям. Это отставание связано с разными причинами, но недостатки руководства игрой и слабая связь игры с жизненным опытом детей имеют один и тот же результат: дети не умеют играть. Плохо играющие дошкольники, ждущие от взрослого подсказки каждого очередного действия,– это, как правило, те дети, у которых не сформирована психологическая деятельностная основа игры (видимость игры можно создать, научив ребенка игровым умениям, органически не связанным с необходимыми мотивами), либо те дети, которые в обстановке менторского руководства теряют инициативу. В последние годы многие исследователи с тревогой говорят о тенденции исчезновения дидактической игры из жизни детей (А.В. Запорожец, Е.Е.Кравцова и др.) В работах последних лет с сожалением констатируется, что во многих детских садах работа по воспитанию и обучению младших дошкольников через дидактические игры осуществляется изредка, игра не рассматривается как средство воспитания и сплочения детей в группе. Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях обращается внимание на повышенную потребность многих родителей в хорошо воспитанном, дружелюбном, доброжелательном ребенке, игровая деятельность в этом отношении не выступает как воздействие на воспитание дружелюбия, формирование положительных взаимоотношений между детьми, на развитие познавательных способностей и речевой активности малышей. Г.А.Тумакова, Г.С.Швайко, Г.М.Лямина, Л.В. Склярова указывают на необходимость использования дидактической игры в процессе воспитания детей в дошкольном учреждении. Поэтому многие отечественные и зарубежные педагоги считают актуальной проблему недостаточного использования дидактических игр в развитии дошкольников. По утверждению ряда исследователей, дети, лишенные совместной игровой деятельности со сверстниками, вырастают с низким уровнем самооценки, притязания и самоуважения. Поэтому перед нами, педагогами стоит задача организовать работу с детьми так, чтобы детские взаимоотношения в процессе проведения дидактических игр складывались положительно. Задача педагога - выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации
дидактических игр, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. И я, изучив их теории, методическую литературу, тоже пришла к такому выводу, что многие педагоги практически перестали использовать в своей работе дидактические игры. Анализ практики работы дошкольных учреждений, научно – методической литературы по данной теме, свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей на занятиях и их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка – дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики. Наш детский сад развитие речи реализует в рамках содержания программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной, художественно–театральной деятельности, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения. Такие педагоги и психологи, как А.К. Бондаренко, Н.И. Соколенко, С.Л. Новоселова, Е. И. Удальцова, А. И. Сорокина утверждают, что именно дидактическая игра неразрывно связана с дошкольным обучением. Научно – методической основой опыта являются работы: Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С. Ушаковой – раскрыты основные направления и методы речевой работы с детьми дошкольного возраста. Пособие под редакцией С. Л. Новоселовой « Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста». Пособие « Развитие речи в детском саду» В.В Гербова. Пособие « Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко. Пособие А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Пособие Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». С помощью данных программ и используя методическую литературу я смогла разработать разнообразный игровой, практический материал для работы по данной теме. На основании изучения теоретической литературы и передового педагогического опыта появляется возможность выдвинуть гипотезу: предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в том числе и развития речи.
Отсюда я выделила.
Цель

исследования
: определить условия эффективного развития детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
Объект:
игровая деятельность дошкольника.
Предмет
: процесс развития детей дошкольного возраста в дидактической игре.
Гипотеза
: развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру будет протекать эффективно если: Ø процесс педагогического руководства будет строиться с учетом современных требований педагогики и психологии; Ø процесс педагогического руководства будет базироваться на возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста; Ø будут созданы условия и развивающаяся среда в группе детского сада и всего дошкольного учреждения.
Задачи:
1.Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике. 2.Выделить педагогические условия по эффективному руководству дидактическими играми по каждой возрастной группе. 3.Выявить и экспериментально проверить использование дидактических игр в развитии ребенка дошкольника в условиях ДОУ.
Методы
: изучение теоретических источников, методической литературы, наблюдение, эксперимент, беседа, игровая деятельность
Новизна опыта.
Заключается в том, что в данной работе на основе обобщения имеющегося опыта по развитию речи детей дошкольного возраста разработаны новые приемы работы с детьми дошкольного возраста. Развитие речи детей с использованием в педагогическом процессе разных видов дидактических игр, пособий. Использование в работе дидактических пособий: самодельных книжек – малышек.
Ведущая педагогическая идея
Анализ теоретических положений, анализ научно – методической литературы показал, что дошкольное детство является началом формирования речевой деятельности детей, а сейчас с каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи, а ведь речь, как мы знаем, является одним из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом и поэтому дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с взрослыми и сверстниками, и наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и накладывает очень тяжелый отпечаток на его характер, на его полноценное развитие. Так как игра – основной вид деятельности дошкольников и она занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе. С помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху. В дидактических играх развиваются
мышление, память, внимание, наблюдательность- необходимые компоненты для полноценного развития речи детей дошкольного возраста. Из этого следует, что создание на базе ДОУ системы по развитию речи детей с использованием в педагогическом процессе разнообразных дидактических игр будет способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.
Сущность опыта и его технология
В настоящее время, с каждым годом растет число детей, у которых выявляются отклонения в развитии речи, а ведь речь – это один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми, с взрослыми и со сверстниками и очень часто накладывает тяжелый отпечаток на его характер и на его развитие. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна, однако постепенно расширяется круг его связей с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Началом формирования речевой деятельности ребенка является дошкольное детство (это и детский сад, и семья ), именно в этот период закладываются основы развития речи, обогащается словарь детей, формируется звуковая культура речи детей. А так как игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, то я поставила перед собой цель: развивать речь детей через разнообразные виды дидактических игр. Прежде чем начать работу поданной теме я изучила ряд методической литературы: пособие под редакцией С. Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», пособие «Развитие речи в детском саду» В.В Гербова, пособие « Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко, пособие А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», пособие Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников», просмотрела программы по развитию речи детей дошкольного возраста: Программа «От рождения до школы», под редакцией Н. Вераксы. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С. Ушаковой, Развитие речи А. К. Бондаренко. Узнала больше о дидактической игре (ее структуре, видах, принципах, функциях, методике проведения).
Структура дидактической игры:

Д
идактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и
воспитательного воздействия, познавательное содержание черпается из программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Вераксы. Следующий элемент - это игровые правила, их основная цель - организовать действия, поведение детей, правила могут запрещать, разрешать, предписывать детям что-то в игре, делать игру занимательной, напряженной. Еще один элемент игры - это игровые действия, они контролируют выполнение игровых правил. Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Виды дидактических игр:
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Эти признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В разных сборниках указано множество (около 500) дидактических игр, но четкой классификации, группировки по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и другие. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно - печатные игры. Существуют еще и другие виды игр: игры - путешествия, игры - поручения, игры - предположения, игры - загадки, игры - беседы.
Функции дидактической игры :
Дидактическая игра представляет собой многоплановое , сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста , и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры - занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит педагогу, который для повышения у детей интереса к занятию использует разные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр- занятий педагог не только передает знания, формирует представления, но и учит детей играть. Игры - занятия относятся к прямому обучению детей с использованием разных игровых приемов. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игра осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, к ее правилам и действиям, если правила ими усвоены, а педагог заботится об усложнении игр, расширении их вариативности, а если у ребят угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними
придумать более сложные правила. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка, то есть происходит интеграция образовательных областей, умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющие знании, находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, ознакомление детей с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и окружающей жизни. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи, активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов, в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Нравственное воспитание: у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Трудовое воспитание
: многие дидактические игры формируют у детей уважение и интерес к труду взрослых, желание самим трудиться, игры являются хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
Эстетическое

воспитание
: дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям, яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними.
Физическое воспитание:
игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие, двигательная активность во время игры развивает мозг ребенка, развивается мелкая мускулатура рук, а это важно для подготовки руки ребенка к письму.
Принципы дидактической игры
: При проведении дидактических игр педагог основывается на общих дидактических принципах, одним из них является принцип системности. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Система игр предусмотрена «Программой воспитания в детском саду» применительно к каждой группе и от группы к группе. Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности, это требование относится и к
обучению на занятиях и к играм, детям дошкольного возраста все ново, и только в результате повторений маленькие дети учатся выделять в предметах признаки и качества. Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, пособиями, предметами, картинками. Наглядность в игре прежде всего представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры: в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов. При объяснении игры, правил и действий педагог наглядно, на примере показывает детям, особенно младшего возраста, как нужно выполнять то или иное игровое действие. Огромное значение в руководстве играми имеет слово педагога. Обращение к детям, объяснения, короткие рассказы, пояснения, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми. При помощи пояснений, указаний, педагог направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их опыт, расширяет опыт. Одновременно он способствует развитию речи детей, обогащению их словаря. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Развитию игры чаще всего способствуют косвенные приемы: интригующий игру вопрос, удивление, шутка, доброжелательный юмор, сюрпризы и другое. В руководстве игрой и в развитии ее важное значение имеет темп, он определяется темпом умственной активности, речи, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями и увлеченностью детей. Руководя дидактической игрой, педагог имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей. Контакт педагога с детьми, детей между собой достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а педагог в центре круга. Иногда дети делятся на группы, а иногда « едут путешествовать» и покидают пределы группы. Конечно, не исключается форма организации детей за столами. Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат. Для педагога результат игры является показателем уровня достижений или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без правил, дидактическая игра невозможна, она утрачивает свои особенности, не достигает обучения и воспитания.
Методика организации дидактических игр:
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в 3 основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.
Проведение дидактических игр включает:
Ø ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре.
Ø объяснение хода и правил игры, педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил. Ø показ игровых действий, педагог учит детей правильно выполнять действие. Ø определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, участвуя в игре, педагог направляет действия играющих. Ø подведение итогов игры, в конце игры педагог подчеркивает, что путь к победе в о зм ож е н т о л ь ко ч е р е з п р е од о л е н и е т р уд н о с т е й , в н и м а н и е и дисциплинированность. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему, это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс игры, избежать в последствии ошибок. Изученная мной теория и методика по данному вопросу, помогла мне в планировании работы и легла в основу моего опыта. Для планирования работы по развитию речи через дидактические игры на начальном этапе я выявила уровень развития речи детей 3-4 лет, а также параллельно в форме анкетирования мною была проведена диагностика родителей. Мною была проведена диагностика, которая позволила определить уровень развития речи детей, в эксперименте участвовало 23 ребенка в возрасте 3 лет, из них 13 мальчиков и 10 девочек. Для работы использовала следующие диагностики:
Задание 1 « Тесты для детей 3-4 лет. Развитие речи» из серии «Умные

книжки».
Задания направлены на определение уровня развития речидетей (приложение 2) .
Задание 2 Диагностика развития речи детей 3-4 лет .
(приложение 3) Итак, анализ графических данных показал, что уровень развития речи у 65% детей 3-4 лет ниже среднего уровня, а родителям в основном некогда заниматься развитием речи своих детей, а если и удается , то время от времени. Поэтому привлечение семьи к развитию речевой деятельности их детей требует от педагога особого такта, внимания не только к каждому ребенку, но и к родителям. Таким образом, принимая во внимание анализ диагностик по развитию речи детей 3-4 лет, анкетирование родителей, сделанных во время начального эксперимента с группой из 23 детей, были выявлены дети с разным уровнем развития речи. Соответственно из этих детей сформировалась экспериментальная группа для проведения дополнительной работы по повышению развития речи детей. Прежде чем начать работу по данной теме я составила план по самообразованию на 2 года по теме: « Развитие речи детей через дидактическую игру», где поставила себе цель: более подробно изучить проблему развития речи через игровую деятельность, в том числе и через дидактические игры, через изучение научно - методической литературы, подготовку практического материала. Для успешного решения задач по развитию речи детей я использую следующие формы и методы работы: Ø методическая деятельность, Ø работа с родителями, Ø ознакомление с художественной литературой, Ø дидактические игры, Ø занятия,
Ø наблюдения, Ø беседы, Ø художественное творчество. Таким образом, проводимая мною работа по развитию речи тесно связана со всеми видами детской деятельности. В своей работе с детьми я использую различные виды дидактических игр, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе. Выбрав тему и поставив перед собой цель, развивать речь детей через дидактическую игру, мною были определены этапы работы по проекту. Для каждого этапа я подобрала и систематизировала дидактические игры, подбор которых проводился по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи. Подбор игр я осуществляла по возрастам в зависимости от их дидактической нагрузки, т.е. с учетом усложнений их по дидактическому содержанию. На каждом этапе больше внимания уделяла какому-то одному разделу, но от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Работа с детьми проводилась по разработанному перспективному плану, в совместной деятельности, на прогулке, в свободное вечернее время, а также игры включены в занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим. Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху. Я считаю, что немаловажное значение для развития речи детей – это окружающая обстановка в группе и конечно, дома. Также много значит правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки. В нашей группе мною оформлен уголок «Дидактическая игра», где я создала картотеку дидактических игр по развитию речи детей, изготовила дидактические пособия, развивающие лото. Все знания, которые дети получали на занятиях, в ходе бесед, на прогулках, вне занятий, в свободной деятельности, закреплялись в дидактических играх. Подобрала разные виды игр: игры - путешествия (« Кто живет в лесу?»), игры - поручения (« Найди предметы красного цвета»), игры - предположения ( «Зачем нужны игрушки?»), игры – загадки (« Овощи в загадках» ), игры - беседы (« Я начну, а вы продолжите», «Расскажи про весну», «Подбери слово» ), использовала разные дидактические пособия. В своей работе опираюсь на программу «От рождения до школы», под редакцией Н. Вераксы. Свою работу строю на следующих
дидактических принципах:
Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.
Мотивированности- знания приобретают для ребенка личностный смысл. Интегрированности- взаимосвязь всех разделов программы. Индивидуализации- способствует развитию личностных качеств. Психологической комфортности- создание спокойной , доброжелательной атмосферы. Для реализации дидактических принципов на практике выделила основные задачи: 1. Расширение и обогащение представлений детей об окружающем. 2. Активизация и обогащение словарного запаса детей. 3. Совершенствование звуковой культуры речи. 4. Обучение простым формам монологической и диалогической речи. В своей работе я использую развивающие методы: 1. Словесный - беседы, диалоги, объяснения. 2. Игровой - игра естественное состояние детей, познающих окружающий мир. 3. Наглядный – показ способа действий. В своей работе я использую пособие А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Е.И.Удальцова « Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».Более года я углубленно работаю по проблеме «Развитие речи детей через дидактическую игру». Опыт работы показывает, что именно дидактические игры в большей степени способствуют развитию речевой деятельности детей, обогащению словарного запаса детей, воспитанию звуковой культуры речи. Проведение образовательной деятельности с использованием дидактических игр: Ø Способствует расширению и обогащению представлений детей об окружающем. Ø Расширяет, обогащает и активизирует словарный запас детей. Ø Развивает способность устанавливать простые причинно- следственные связи между предметами. Ø Совершенствует звуковую культуру речи детей. Ø Обучает простым формам монологической и диалогической речи. Ø Способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи и речевому слуху. Ø Развивает мышление, память, внимание, наблюдательность. Ø Во время игр дети получают удовольствие, они любят играть. Для моей работы в области развития речи хорошим помощником стал журнал « Дошкольное воспитание», на его страницах педагоги делятся своим опытом и своими наработками по развитию речи детей через дидактические игры. После двух лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы. В ходе занятий по развитию речи, кроме образца, я стараюсь, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы. К каждому ребёнку осуществляю индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляют недостаточную речевую активность; чаще обращаюсь к ним в ходе занятия и в
процессе игры. Каждое утро я занимаюсь с детьми разнообразными дидактическими играми: игры с дидактическими игрушками, дидактическими пособиями настольно-печатными играми, играми-путешествиями, играми- загадками, «лото», « конструктор», «домино», различными мозаиками, рассматриваем вместе с детьми красочные альбомы по теме: « Овощи на грядках»- закрепляются названия овощей, «Домашние животные»- дети знакомятся и запоминают домашних животных, « Ягоды и фрукты», рассматриваем книжки- малышки, детям они очень нравятся, и они конечно сами того не замечая, овладевают различными знаниями ,обогащается и развивается их словарный запас. После ужина дети с удовольствием разбирают и собирают матрёшки, играют в игры – шнуровки, украшают коврик –застегивая и расстегивая пуговицы, учатся нанизывать бусинки на верёвочку, бусы для куклы - развивается мелкая моторика рук, мы вместе с детьми играем в разные дидактические игры, в одних мы путешественники, в других художники, в третьих мы помощники, а в других мы фантазируем, что было бы, если бы у меня была, например, волшебная палочка или сапоги- скороходы или волшебный ковер. Далее я предусматриваю интенсивную работу по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения. Учу детей использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные, группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя)- все эти знания незаметно для детей в игровой форм запоминаются и закрепляются в дидактических играх. Художественные произведения рассматриваю как самоценность. Детям читаю каждый день, формируя у них интерес к чтению, продолжаю учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений. Каждый день я провожу индивидуальную работу с детьми по развитию речи, мы разучиваем потешки, проговариваем скороговорки, повторяя шутки-чистоговорки, которые я предлагаю, дети начинают сочинять их сами, подыскивая слова, заканчивающиеся на определенный слог, рифмующиеся с их именами, и т. д. Эти навыки мы закрепляем в играх и беседах с детьми, проводим речевую гимнастику, разучиваем считалки для разных игр, на улице, в группе, в режимных моментах, учим стихи, рассказываем все вместе сказки («Заюшкина избушка», « Волк и лиса», и т.д.). В старшей группе начинается работа по обучению детей монологической речи. После 4 лет 6 месяцев дети начинают стремительно "взрослеть". Обучение их рассказыванию становится более успешным. Начинать обучение рассказыванию я предлагаю с описания игрушек. Успех занятия подчас зависит от выбора игрушки. Она должна привлекать детей своей необычностью, образностью (неваляшка; утенок в смешном наряде; печальный зайчик и т.д.). Я заранее составляю рассказ- описание игрушки, выделив в нем основные предложения (их обычно три), которые помогут детям описать игрушку, рассказать о чем-то конкретном, например, сначала о том, как красива кукла. (Наша кукла очень красивая. У нее…
(большие синие глаза, румяные щечки)) Затем – какая она нарядная, а позже о том, что кукла – игрушка музыкальная. На первых занятиях по обучению рассказыванию предлагаю короткие (продолжительностью 3–4 минуты) игры- инсценировки. Например, утенок прячется, и дети зовут его: "Желтый пушистенький Кряк, выходи!", или сообщают зайцу: "Видим, видим твои длинные белые уши". Они угадывают, какого цвета у персонажа глаза, соглашаются или опровергают его мнение по поводу собственной внешности, размышляют, отчего грустен заяц и как следует поступить, чтобы помочь ему. Знания, полученные на занятиях, прогулках, во время разнообразной деятельности детей уточняются, конкретизируются, закрепляются потом в дидактических играх. В своей работе « Развитие речи через дидактическую игру», я ставлю и решаю следующие задачи: 1.Развитие понимания речи. 2.Закрепление умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине. 3.Расширение и обогащение представлений детей об окружающем. 4.Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях. 5.Развитие активной речи; обогащение и расширение словаря. 6.Совершенствование звуковой культуры речи. 7.Расширение активного словаря: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы. 8.Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста. 9.Формирование развития потребности детей в общении посредством речи. 10.Обучение простым формам монологической и диалогической речи. Все воспитатели нашего детского сада стараются создать условия для проведения дидактических игр, которые, как мы считаем, помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности и речь. Мною изготовлены следующие дидактические пособия: 1.Игры на развитие мелкой моторики рук: «Укрась коврик», « Собери бусы куклам». 2. Дидактические пособия : книжки- малышки «Времена года», «Овощи в загадках». 3.Игры, способствующие развитию восприятия цвета: « Что надеваем?», «Овощи в загадках», « Найди пару». 4.Игры на развитие восприятия величины: «Отгадай предмет по названию его частей», « Какой, какая, какие». 5.Игры для ознакомления с окружающим миром: « Кто что умеет делать?», лото « Предметный мир», лото « Принцессы» , лото « Что к чему?». Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Только опираясь на семью, нашими
совместными усилиями мы сможем решить главную задачу- развитие полноценной речи детей, в работе с родителями я использую как традиционные формы работы ( беседы, консультации, собрания), так и нетрадиционные ( деловые игры, дискуссии). Еще одна форма работы с семьей- это педагогические ширмы, в которых родителям даю конкретные, четкие, практические советы по какой- либо теме. Мною были разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: «Игры и упражнения по развитию речи детей 3-4 года жизни», «Развитие речи младших дошкольников», «Дидактическая игра и развитие речи детей», «Рекомендации родителям по развитию речи» и др. Собрания старалась проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих детей. В индивидуальной беседе стараюсь тактично объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, но это к сожалению, не так. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам, и когда был виден результат, говорят спасибо. В работе с родителями использую разнообразные формы и методы: -анкетирование, - размещение информации в уголке для родителей в виде консультаций, папок-передвижек. -привлечение к совместному творческому труду, -родительские собрания, « круглые столы».
Результативность опыта.
В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей. Эти изменения показывают диагностические показатели.
- высокий уровень

- средний уровень

- ниже среднего уровня
В результате моей работы по данной теме у детей: 1. Повысился уровень речевой деятельности детей. 2. Обогатился и расширился словарный запас детей. 3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам. 4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей. 5. Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями. 6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи. 7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей. 8. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище, дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по признакам, у детей стала развиваться способность устанавливать
простые причинно-следственные связи между предметами. Таким образом, работа по развитию речи с использованием дидактических игр, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания дошкольника об окружающем мире. Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т.е. дети часто просят поиграть в понравившуюся им игру, и мне виден результат моей работы. Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат.
Список литературы.
1.А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение» 2.А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва «Просвещение» 3.В.В Гербова « Развитие речи в детском саду». 4.Е.Н.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении детей» 1976 г. Минск « Народная асвета» 5.С.Л.Новоселова «Игра дошкольника» 1989 г. Москва «Просвещение» 6.О.Н.Бочкарева «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» 2008г. Волгоград. 7.А.Н.Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва «Просвещение» 8.Н. Вераексы Программа «От рождения до школы» 9. М.М Алексеева , В.И. Яшина, Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998 10.Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996 11.Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2009 12.Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» 13. Под редакцией С.Л. Новоселовой « Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста».


В раздел образования