Автор: Ершова Оксана Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "СОШ№1" п Ханымей Населённый пункт: п.Ханымей, Пуровский район, ЯНАО Наименование материала: Занятие с элементами тренинга Тема: "Незримые угрозы" Раздел: полное образование
Цель: информирование о способах распространения ВИЧ/СПИД и способах
профилактики инфицирования.
Задачи:
1.
информирование о способах распространения ВИЧ/СПИД;
2.
стимуляция опыта информирования при рисковом поведении в безопасных
для участников условиях;
3.
обучение эффективному выходу из опасных ситуаций.
Форма работы: занятие с элементами тренинга.
Оборудование: Карточки по количеству участников: на 3 карточках написать
знак «-»; «+»; «Не участвуй в игре. Ни с кем не разговаривай. Не подписывай
ничьи карточек и не давай другим подписывать свою карточку»; остальным
выдаются
пустые
карточки
(Упражнение
«Степной
огонь»).
Анкеты
для
участников
(Упражнение
«Информация
о
распространении
ВИЧ/СПИД»).
Карточки с написанной ситуацией (Ролевая игра «Опасная ситуация»)
План занятия:
организационный момент;
знакомство участников друг с другом;
упражнение «Пять секунд»;
упражнение «Степной огонь»;
упражнение «Информация о распространении ВИЧ/СПИД»;
ролевая игра «Опасная ситуация»;
подведение итогов.
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Цель нашего занятия: информирование о способах
распространения ВИЧ/СПИД и способах профилактики инфицирования. Сегодня
мы
познакомимся,
выполним
упражнения:
«Пять
секунд»,
«Степной
огонь»,
«Информация
о
распространении
ВИЧ/СПИД»
и
проиграем
ролевую
игру
«Опасная ситуация».
Основная часть
Знакомство. Давайте, с вами познакомимся! По кругу каждый из вас называет
свое имя, возраст, что он знает о ВИЧ/СПИД и свои ожидания от предстоящего
занятия.
Упражнение «Пять секунд»
Цель: стимуляция переживания скорости распространения ВИЧ/СПИД
Время: 10 минут
Вид: метафора
Материал: не требуется
Инструкция:
Сейчас я буду считать до пяти. Каждый раз, когда я буду произносить
цифру «пять», я буду показывать на кого-нибудь из вас, и вы будете вставать.
Итак, раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает). Раз, два, три,
четыре, пять – это ты! (Участник встает). Ведущий повторят до тех пор, пока
все участники не будут стоять.
Посмотрите.
Вот
сколько
человек
заразилось
ВИЧ
–
инфекцией
за
то
время, пока я считала.
Резюме информация
В мире каждые пять секунд заражается один человек. Вот поэтому важно
знать все о том, как ВИЧ передается, и как этого избежать.
В настоящее время в мире зарегистрировано более 50 миллионов ВИЧ-
инфицированных. В России первый ВИЧ-инфицированный был выявлен в 1987
году. В течение 10 лет Россия относилась
к числу стран с низким уровнем
распространения
ВИЧ-инфекции.
Новый
этап
эпидемии
начался
в
стране
в
середине 1996 году и продолжается по настоящее время. Общее количество
зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в РФ сейчас по некоторым данным
около
2
млн.
человек.
Большая
часть
ВИЧ-инфицированных
в
России
–
мужчины. 70% зараженных это молодые люди в возрасте 17-25 лет. Около 70%
ВИЧ-инфицированных – потребители внутривенных наркотических веществ. Но
в последние годы наблюдается рост половой передачи ВИЧ-инфекции.
Упражнение «Степной огонь»
Цель:
стимуляция
опыта
инфицирования
при
рискованном
поведении
в
безопасных для участников условиях.
Время: 20 мин.
Вид: метафора
Материал: Карточки по количеству участников: на 3 карточках написать знак
«-»; «+»; «Не участвуй в игре. Ни с кем не разговаривай. Не подписывай
ничьи карточек и не давай другим подписывать свою карточку»; остальным
выдаются пустые карточки.
Инструкция:
Сейчас каждому из вас я раздам карточки. То, что там написано, нужно
держать в секрете. Каждому нужно собрать три подписи на свою карточку (на
той стороне, где нет надписи).
После выполнения:
Встаньте
те,
у
кого
на
карточке
крестик
(Встает)
Извините,
но
твои
анализы показали наличие у тебя ВИЧ-инфекции.
Встаньте те, у кого на карточке есть имя этого участника (Встают) Вы
подвержены риску заражения и теперь должны сдать анализы.
Встаньте те, у кого есть имена участников, которые уже стоят (Встают) Вы
тоже подвержены риску заражения.
Теперь вставьте те, кто собрал подписи тех, кто уже стоит. Продолжать
процесс до тех пор, пока все участники встанут, кроме тех, кто не участвует в
игре.
Посмотрите теперь у кого на карточке знак «-». Это означает, что вам
удалось избежать заражения. Анализы показали, что у вас нет ВИЧ-инфекции.
Вы можете сесть.
Обсуждение:
Что чувствует теперь тот, у кого есть крестик? Что группа чувствует по
отношению к нему? Что все участники думали о тех кто не принимал участие в
игре? Что вы думаете о них теперь? Что чувствуют люди, которые узнали, что
воздержание от контакта защитило их от ВИЧ-инфекции? Что чувствуют те
участники, которые подписали или дали подписать ВИЧ-инфицированным?
Резюме-информация:
Это всего лишь игра. Конечно, все участники группы здоровы. Но теперь
вы понимаете, как незаметно для себя вы можете попасть в ситуацию, когда
ВИЧ-инфицирование
может
оказаться
почти
неизбежным.
Может
быть,
этот
опыт поможет вам в сложных ситуациях, когда вам придется отказаться от того,
что делают все ваши знакомые.
Резюме-информация:
В
настоящее
время
установлено,
что
ВИЧ
передается
только
при
определенных условиях.
Для заражения необходимо, чтобы жидкость с высокой концентрацией вируса
попала в кровь. Это возможно при:
«кровь в кровь» - при использовании нестерильных игл шприцев, растворов
для инъекций, инфицированной донорской крови;
Половой путь - при любом незащищенном (без презерватива) половом
контакте;
от матери ребенку(вертикальный путь) - во время беременности, в родах
и при грудном вскармливании.
Упражнение «Информация о распространении ВИЧ/СПИД»
Цель: информирование о распространении ВИЧ/СПИД
Время: 20 мин.
Вид: упражнение - таблица
Материал: анкеты для участников – по числу участников, ручки.
Инструкция:
Заполните анкеты. В них вы найдете ситуации. Если вы считаете, что ситуация опасна,
напишите «Р» (Риск). Если не опасна, напишите «Нет».
№
Ситуации
Риск
1.
Сексуальные контакты без презерватива
Р
2.
Сексуальные контакты с неправильным использованием презервативов
Р
3.
Пользование общественным туалетом
Нет
4.
Посещение бассейна, бани с человеком, живущим с ВИЧ
Нет
5.
Объятие человека, живущего с ВИЧ
Нет
6.
Сексуальные контакты в наркотическом, алкогольном опьянении
Р
7.
Укусы насекомых
Нет
8.
Касание одеждой
Нет
9.
Использование нестерильных инструментов для татуировок
Р(низк)
10.
Уход за больным СПИДом
Нет
11.
Использование общих шприцов для ведения наркотиков
Р
12.
Рукопожатие
Нет
13.
Использование общей посуды для смешивания наркотиков
Р
14.
Использование общей бритвы
Р(низк)
15.
Поцелуй
Нет
16.
Сдача крови
Нет
17.
Получение чужой крови при переливании
Р
18.
Укусы животных
Нет
19.
Обучение в одном классе (группе)
Нет
20.
Использование общей посуды для еды
Нет
21.
Питье из общего стакана
Нет
Заключительная часть
Давайте подведем итоги нашего занятия. Итак, что мы сегодня сделали:
познакомились,
выполнили
упражнения:
«Пять
секунд»,
«Степной
огонь»,
«Информация
о
распространении
ВИЧ/СПИД»
и
проиграли
ролевую
игру
«Опасная ситуация».
Сейчас каждый из вас по кругу, выскажет свое мнение. Что понравилось в
занятии? Что не очень? Какое настроение в настоящее время?
Анкета
№
Ситуации
Риск
1.
Сексуальные контакты без презерватива
2.
Сексуальные контакты с неправильным использованием презервативов
3.
Пользование общественным туалетом
4.
Посещение бассейна, бани с человеком, живущим с ВИЧ
5.
Объятие человека, живущего с ВИЧ
6.
Сексуальные контакты в наркотическом, алкогольном опьянении
7.
Укусы насекомых
8.
Касание одеждой
9.
Использование нестерильных инструментов для татуировок
10.
Уход за больным СПИДом
11.
Использование общих шприцов для ведения наркотиков
12.
Рукопожатие
13.
Использование общей посуды для смешивания наркотиков
14.
Использование общей бритвы
15.
Поцелуй
16.
Сдача крови
17.
Получение чужой крови при переливании
18.
Укусы животных
19.
Обучение в одном классе (группе)
20.
Использование общей посуды для еды
21.
Питье из общего стакана
Анкета
№
Ситуации
Риск
22.
Сексуальные контакты без презерватива
23.
Сексуальные контакты с неправильным использованием презервативов
24.
Пользование общественным туалетом
25.
Посещение бассейна, бани с человеком, живущим с ВИЧ
26.
Объятие человека, живущего с ВИЧ
27.
Сексуальные контакты в наркотическом, алкогольном опьянении
28.
Укусы насекомых
29.
Касание одеждой
30.
Использование нестерильных инструментов для татуировок
31.
Уход за больным СПИДом
32.
Использование общих шприцов для ведения наркотиков
33.
Рукопожатие
34.
Использование общей посуды для смешивания наркотиков
35.
Использование общей бритвы
36.
Поцелуй
37.
Сдача крови
38.
Получение чужой крови при переливании
39.
Укусы животных
40.
Обучение в одном классе (группе)
41.
Использование общей посуды для еды
42.
Питье из общего стакана
Ситуация:
Друзья пригласили Сашу на вечеринку. Но случайно от Сергея он
узнал, что там будет девушка, у которой обнаружили ВИЧ. Сергей сказал, что не
хочет заразиться и не знает, стоит ли ему идти в гости. Но Саша отказываться от
приглашения не хочет. Он решил, что пойдет, но постарается ничего не есть и не
пить за столом. Что делать Сергею и Саше?
Ситуация:
Друзья пригласили Сашу на вечеринку. Но случайно от Сергея он
узнал, что там будет девушка, у которой обнаружили ВИЧ. Сергей сказал, что не
хочет заразиться и не знает, стоит ли ему идти в гости. Но Саша отказываться от
приглашения не хочет. Он решил, что пойдет, но постарается ничего не есть и не
пить за столом. Что делать Сергею и Саше?