"Роль учителя начальных классов в процессе обучения и воспитания на уроке труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Автор: Силина Надежда Цыбеновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОКУ С(К)ОШ-И № 28 Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: "Роль учителя начальных классов в процессе обучения и воспитания на уроке труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида" Раздел: среднее профессиональное
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И
ВОСПИТАНИЯ НА
УРОКЕ
ТРУДА
Силина Надежда Цыбеновна - учитель начальных классов
С(К)ОШ-И №28 г.Якутска
Цель:
социальная адаптация учащихся через
трудовое обучение, включение детей с ОВЗ
в социальную среду, приобщение к
общественно- полезному труду и к
самостоятельной жизни.
Задачи:
воспитание отношения к труду как первой жизненной потребности
посредством развития интереса, положительной мотивации и
эмоционального настроя к труду, подведение ребенка к пониманию того, что
труд необходим всюду ( дома, в школе, на улице и т.д.);
формирование знаний о различных видах занимательного труда;
развитие основных познавательных приемов – памяти, мышления, внимания,
восприятия, воображения;
совершенствование речи, коммуникативных умений и навыков;
личностно-индивидуальный подход с учётом психологического здоровья
каждого ученика;
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
сообщение элементарных знаний по видам труда; формирование трудовых
умений и навыков, обучение доступным приемам труда, развитие
самостоятельности в труде;
привитие интереса к урокам труда;
формирование организационных умений: работать только на своем
рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и
инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять
правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;
ориентироваться в задании, предварительно планировать ход
работы;
контролировать свою работу ( определять правильность действий и
их результатов, оценивать качество готовых изделий);
коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности,
которая выражается в формировании общетрудовых умений;
повышение познавательной активности( развитие зрительного,
слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи,
пространственной ориентации пространственных представлений);
взаимосвязь трудовой деятельности с другими
видами деятельности ( игрой, математикой,
рисованием, развитием речи );
неоднократное повторение и закрепление
полученных знаний, умений и навыков на
разном по содержанию учебном материале;
подбор доступных для работы поделочных
материалов.
Для наиболее эффективной реализации данных задач при организации
и проведении уроков труда важно создавать такие условия, чтобы
учитель и ребенок находились в отношениях сотрудничества друг с
другом, чтобы максимально учитывались потребности и интересы
школьников, и любой ребенок с ОВЗ мог оказаться в ситуации
успеха, испытать радость по поводу достигнутого результата, гордость
в связи с преодолением трудностей. На уроках труда выполняют изделия
доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания
школьники с ОВЗ овладевают общетрудовыми умениями и навыками
( ориентировка в задании, планирование работы, отчет о выполнении
задания, оценка качества работы), знаниями о различных материалах и
способах их обработки, осуществляется коррекция интеллектуальных и
физических недостатков учащихся, реализуются задачи воспитания у
детей любви и привычки к разнообразным видам трудовой деятельности.
Уроки труда в начальных классах являются
первым этапом в системе
профессионально- трудовой подготовки
учащихся специальных (коррекционных)
учреждений 8 вида. Задачи этого этапа
заключаются в изучении индивидуальных
трудовых возможностей школьников и
формировании у них готовности к
профессиональному обучению.
Физкультминутка
коррекция недоразвития моторных функций
(развитие плавности и координации
движений рук, зрительно – двигательной
координации, дифференциация движения
пальцев, регуляция мышечного усилия и
т.д.)
Труд
– это основа любых культурных достижений, один из
основных и важных видов деятельности в жизни человека.
В педагогике огромное значение придается ручному труду.
В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности
ребенка, он является благоприятным условием его
обучения и воспитания, формирования необходимых
трудовых и художественных умений и навыков,
способствует социальной адаптации ребенка в
современном обществе и окружающей его предметно-
бытовой среде. Особую значимость ручной труд
приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами
в интеллектуальном развитии.
Работа с пластилином
Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих
форму шара: яблоко, помидор. Подготовка
пластилина к работе, подогрев и разминание.
Ручной труд необходимо использовать для исправления
недостатков познавательной деятельности,в первую очередь
наблюдательности, воображения,речи, пространственной
ориентировки.Свое внимание направляю на воспитание у
учащихся умения целенаправленно и планомерно
наблюдать,представлять образ будущего изделия, опираясь на
особенности материала.
На всех этапах трудовой деятельности
работаю над развитием речи учащихся.
Оно должно происходить организованно ,
при постоянном внимании учителя к
высказываниям детей.
Программа уроков труда в 1 -4 классах специальной
( коррекционной ) школы 8 вида предусматривает
проведение уроков на основе использования
различных видов поделочных материалов. Это
работа с пластилином, природным материалом,
бумагой и картоном, текстильными материалами. Во
дальнейшем закрепляю навыки , приобретенные в 1
классе.
При работе с бумагой и картоном учатся (по образцу) создавать такие
изделия , как шапочки- пилотки, стаканчики для семян; составлять
композиции из геометрических фигур (снеговик, домик). Орнамент в
полосе, квадрате из геометрических фигур и растительных форм,
делать закладки, елочные игрушки , птиц , животных и т.д. Дети
усваивают технические сведения о свойствах бумаги и картона, об их
назначении, о клеящих составах, правилах составления аппликации
и правилах безопасной работы с клеем, режущими инструментами и
др. На уроках учащиеся овладевают такими приемами работы , как
складывание и разглаживание бумаги, умение держать
инструменты, пользоваться ножницами ( резать бумагу по прямым и
кривым линиям), смазывать поверхность бумаги кистью, размечать
изделие по шаблону, трафарету, линейке и др.
Методика проведения уроков с природными материалами
имеет ряд особенностей
Перед уроком- экскурсией ученики знакомятся с природными
материалами и правилами их сбора, получают конкретные
задания. При изготовлении поделок из природных
материалов используются их естественные свойства.
Работа с природными материалами
Детям очень нравится работать с
природными материалами, так как это
увлекательно и забавно и помогает
развивать фантазию.
Групповая работа
Дети умеют работать коллективно, советуются друг с
другом и обсуждают и оценивают свою работу
Композиция «Лесная опушка»
При работе с пластилином программа предлагает лепку
предметов различных геометрических форм по образцу ( мячей,
овощей и фруктов, кубиков и т.д.)
Композиция «Репка»
И фигур птиц и животных, деталей макетов и свободных
композиций по сюжетам сказок «Репка», «Колобок» и т.д. В
процессе занятий лепкой ученики овладевают знаниями о
пластических свойствах пластилина, способах подготовки
пластического материала к работе.
Творчество детей.
Дети любят заниматься аппликацией, это
занятие способствует развитию мелкой
моторики и воспитывает у детей бережное
отношение к результатам своего труда.
Работа с бумагой.
Аппликационная работа используется для развития
пространственного представления , так как дети с
ОВЗ испытывают значительные трудности в
правильном расположении деталей. При
изготовлении аппликаций из геометрических фигур
осуществляется межпредметная связь с уроками
математики.
Аппликация.
Оригами
Особое место на этом этапе занимает техника
«Оригами». Однако, изготовление поделок из
бумаги техникой «Оригами» вызывают
определенные трудности у моих учеников . Поэтому
я выбираю изделия не требующие многоэтапного
выполнения.
Работа с бумагой.
Дети принимают участие во всех школьных
праздниках и делают открытки, поделки для
учителей и воспитателей.
Работа с текстильными материалами
При работе с текстильными материалами на уроках трудового
обучения школьники изготавливают такие поделки , как
игольница, кисточки из цветных ниток к шапочке, а также
занимаются вышиванием по проколам геометрических фигур,
контуров овощей и фруктов, вышиванием по рисунку.
Пришивание пуговиц.
Ребята пришивают пуговицы, вышивают закладки и
салфетки из ткани. Знакомятся с видами ручных стежков.
На уроках овладевают приемами работы: связывание
ниток, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка на
конце нитки, выполнение ручных швов.
Вся работа на уроках должна носить
целенаправленный характер способствовать
развитию самостоятельности учащихся при
выполнении трудовых заданий, готовить их к
общественно полезному труду.
Благодарю за внимание!