Напоминание

"Роль учителя начальных классов в процессе обучения и воспитания на уроке труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида"


Автор: Силина Надежда Цыбеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОКУ С(К)ОШ-И № 28
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учителя начальных классов в процессе обучения и воспитания на уроке труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ ТРУДА Силина Надежда Цыбеновна - учитель начальных классов С(К)ОШ-И №28 г.Якутска
Цель:  социальная адаптация учащихся через трудовое обучение, включение детей с ОВЗ в социальную среду, приобщение к общественно- полезному труду и к самостоятельной жизни.
Задачи:  воспитание отношения к труду как первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду, подведение ребенка к пониманию того, что труд необходим всюду ( дома, в школе, на улице и т.д.);  формирование знаний о различных видах занимательного труда;  развитие основных познавательных приемов – памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения;  совершенствование речи, коммуникативных умений и навыков;  личностно-индивидуальный подход с учётом психологического здоровья каждого ученика;  воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);  сообщение элементарных знаний по видам труда; формирование трудовых умений и навыков, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде;  привитие интереса к урокам труда;

 формирование организационных умений: работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;  ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы;  контролировать свою работу ( определять правильность действий и их результатов, оценивать качество готовых изделий);  коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений;  повышение познавательной активности( развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации пространственных представлений);
 взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности ( игрой, математикой, рисованием, развитием речи );  неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;  подбор доступных для работы поделочных материалов. 
 Для наиболее эффективной реализации данных задач при организации и проведении уроков труда важно создавать такие условия, чтобы учитель и ребенок находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы максимально учитывались потребности и интересы школьников, и любой ребенок с ОВЗ мог оказаться в ситуации успеха, испытать радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей. На уроках труда выполняют изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания школьники с ОВЗ овладевают общетрудовыми умениями и навыками ( ориентировка в задании, планирование работы, отчет о выполнении задания, оценка качества работы), знаниями о различных материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, реализуются задачи воспитания у детей любви и привычки к разнообразным видам трудовой деятельности.
 Уроки труда в начальных классах являются первым этапом в системе профессионально- трудовой подготовки учащихся специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Задачи этого этапа заключаются в изучении индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них готовности к профессиональному обучению.
Физкультминутка  коррекция недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно – двигательной координации, дифференциация движения пальцев, регуляция мышечного усилия и т.д.)
 Труд – это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека. В педагогике огромное значение придается ручному труду. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно- бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии. 

Работа с пластилином  Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблоко, помидор. Подготовка пластилина к работе, подогрев и разминание.
 Ручной труд необходимо использовать для исправления недостатков познавательной деятельности,в первую очередь наблюдательности, воображения,речи, пространственной ориентировки.Свое внимание направляю на воспитание у учащихся умения целенаправленно и планомерно наблюдать,представлять образ будущего изделия, опираясь на особенности материала.
 На всех этапах трудовой деятельности работаю над развитием речи учащихся. Оно должно происходить организованно , при постоянном внимании учителя к высказываниям детей.
 Программа уроков труда в 1 -4 классах специальной ( коррекционной ) школы 8 вида предусматривает проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Это работа с пластилином, природным материалом, бумагой и картоном, текстильными материалами. Во дальнейшем закрепляю навыки , приобретенные в 1 классе.
 При работе с бумагой и картоном учатся (по образцу) создавать такие изделия , как шапочки- пилотки, стаканчики для семян; составлять композиции из геометрических фигур (снеговик, домик). Орнамент в полосе, квадрате из геометрических фигур и растительных форм, делать закладки, елочные игрушки , птиц , животных и т.д. Дети усваивают технические сведения о свойствах бумаги и картона, об их назначении, о клеящих составах, правилах составления аппликации и правилах безопасной работы с клеем, режущими инструментами и др. На уроках учащиеся овладевают такими приемами работы , как складывание и разглаживание бумаги, умение держать инструменты, пользоваться ножницами ( резать бумагу по прямым и кривым линиям), смазывать поверхность бумаги кистью, размечать изделие по шаблону, трафарету, линейке и др.

Методика проведения уроков с природными материалами имеет ряд особенностей  Перед уроком- экскурсией ученики знакомятся с природными материалами и правилами их сбора, получают конкретные задания. При изготовлении поделок из природных материалов используются их естественные свойства.
Работа с природными материалами  Детям очень нравится работать с природными материалами, так как это увлекательно и забавно и помогает развивать фантазию.

Групповая работа  Дети умеют работать коллективно, советуются друг с другом и обсуждают и оценивают свою работу
Композиция «Лесная опушка»  При работе с пластилином программа предлагает лепку предметов различных геометрических форм по образцу ( мячей, овощей и фруктов, кубиков и т.д.)
Композиция «Репка»  И фигур птиц и животных, деталей макетов и свободных композиций по сюжетам сказок «Репка», «Колобок» и т.д. В процессе занятий лепкой ученики овладевают знаниями о пластических свойствах пластилина, способах подготовки пластического материала к работе.
Творчество детей.  Дети любят заниматься аппликацией, это занятие способствует развитию мелкой моторики и воспитывает у детей бережное отношение к результатам своего труда.
Работа с бумагой.  Аппликационная работа используется для развития пространственного представления , так как дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей. При изготовлении аппликаций из геометрических фигур осуществляется межпредметная связь с уроками математики.
Аппликация.
Оригами  Особое место на этом этапе занимает техника «Оригами». Однако, изготовление поделок из бумаги техникой «Оригами» вызывают определенные трудности у моих учеников . Поэтому я выбираю изделия не требующие многоэтапного выполнения.
Работа с бумагой.  Дети принимают участие во всех школьных праздниках и делают открытки, поделки для учителей и воспитателей.
Работа с текстильными материалами  При работе с текстильными материалами на уроках трудового обучения школьники изготавливают такие поделки , как игольница, кисточки из цветных ниток к шапочке, а также занимаются вышиванием по проколам геометрических фигур, контуров овощей и фруктов, вышиванием по рисунку.
Пришивание пуговиц.  Ребята пришивают пуговицы, вышивают закладки и салфетки из ткани. Знакомятся с видами ручных стежков. На уроках овладевают приемами работы: связывание ниток, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка на конце нитки, выполнение ручных швов.
 Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, готовить их к общественно полезному труду.
Благодарю за внимание!


В раздел образования