Напоминание

"Путь к себе"


Автор: Секисова Анастасия Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Средняя общеобразовательная школа №50
Населённый пункт: п. Ерофей Павлович, Амурская область
Наименование материала: разработка классного часа
Тема: "Путь к себе"
Раздел: среднее образование





Назад





Классный час для учащихся 9 классов

"Путь к себе"
«Умный человек, ее тот, кто много знает, а кто знает самого себя» И.В.Гете. Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (Самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).
Цель:
способствовать самоопределению личности учащихся.
Задачи
: -расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; - формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; -способствовать формированию адекватной самооценки; -побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Форма проведения:
час общения.
Оборудование:
презентация на тему классного часа, ксерокопии анкет для самохарактеристики .
Оформление:
проектор, экран. 1

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?"

Психолог
. Скоро вы окончите 9 класс, и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.
II. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?"

Психолог
. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают) СЛАЙД 2 Что можно узнать о себе? Примерные ответы детей: 1. Свои физические возможности, состояние здоровья. 2. Свои таланты, способности (умственные, творческие). 3. Свой характер, темперамент, волю. 4. Свои вкусы, привычки. 5. Свои сильные и слабые стороны.
Психолог
. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка? Примерные ответы детей: 1. Узнать призвание, выбрать профессию. 2. Избежать ошибок и разочарований. 3. Правильно вести себя с окружающими. 4. Не браться за невыполнимые дела. 2
5. Правильно определить цель в жизни.
Психолог
. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.
III. Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"

Психолог
. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На вы видите таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны - обосновать. (СЛАЙД 3) (В течение 3-5 минут дети работают.) Время истекло, слушаем мнения групп.
Завышенная
: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.
Заниженная
: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.
Объективная:
уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства. (СЛАЙД 4)
Психолог.
Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.) - Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.) - Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.) – СЛАЙД 5
IV. Проблемная ситуация "Как себя оценить? "

Психолог
. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Чтобы правильно понять и оценить себя необходимо следовать пяти правилам. (СЛАЙД 6)
Как правильно оценить себя?
1. Судите о себе по делам. 3
2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас. 3. Тот, кто вас критикует - ваш друг. 4. К р и т и к у е т о д и н - з а д у м а й т е с ь . К р и т и к у ю т д в а - п р о а н а л и з и р у й т е с в о е п о в е д е н и е . Критикуют три - переделывайте себя. 5. Строго относитесь к себе и мягко - к другим
.
Предлагаю вам прослушать рассказ о проблемах одной девятиклассницы Марины. Бабушка и мама считают, что Марина - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Марина считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Марине, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Маринин дружок Сергей, с которым она поругалась. Марина теперь с ними со всеми не разговаривает. Она считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся! К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - "Как оценить себя?" (читает). Правильно ли оценивала себя Марина? Какие ошибки она совершила, оценивая себя? Примерные ответы детей: - Судила о себе, по мнению мамы и бабушки. - Учебные неудачи объясняла придирками учителей. - Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми. Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно. - Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов. - Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках. - Ставила себе нереальные цели.
V. Работа с понятиями: жизненные цели, принципы, идеалы

Жизненные цели:
4

Психолог
. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.) – СЛАЙД 7 Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.) Сколько целей может быть у человека? Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.) Примерные ответы: - Богатство, слава, власть. - Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали. - Быть просто хорошим человеком, любить людей. - Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей. - Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать. - Принести пользу людям, жить для людей. - Найти свою любовь. - Жить для удовольствия, наслаждения. - Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни. - Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.
Психолог
. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.) – СЛАЙД 8 Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.
Принципы

Психолог
. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Но есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: "Человек человеку - волк" (закон джунглей) "Не верь, не бойся, не проси" (тюремный закон), "Бери от жизни все!", "После 5
нас - хоть потоп!" и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.) - СЛАЙД 9 Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? Дети дают ответы. В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)
Идеалы.

Психолог.
. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. (СЛАЙД 10). Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место? - СЛАЙД 11, 12
Идеал

мужчины:
привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.
Идеал

женщины:
обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.
Идеал

гражданина:
коллективизм патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.
Идеал

работника:
профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.
VI.

Составление самохарактеристики

Психолог.
После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я предлагаю вам составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты. – СЛАЙД 13. Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке. (Желающие сдают анкеты.)
VII. Заключительное слово

Психолог.
. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается 6
немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.
IX. Подведение итогов (рефлексия)

Психолог.
Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что- то новое о себе и других?
ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета "Самохарактеристика"
1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью? 2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?) 3.Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?) 4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?) 5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать? 7


В раздел образования