Автор: Секисова Анастасия Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: Средняя общеобразовательная школа №50 Населённый пункт: п. Ерофей Павлович, Амурская область Наименование материала: разработка классного часа Тема: "Путь к себе" Раздел: среднее образование
"Путь к себе"
«Умный человек, ее тот, кто много знает, а кто знает самого себя»
И.В.Гете.
Традиционно
старший
подростковый
возраст
считают
возрастом
самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием
себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не
знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не
имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый
классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание,
самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные
методы:
интерактивная
беседа,
проблемная
ситуация,
анкетирование
(Самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце
классного
часа
каждый
ученик
должен
составить
самохарактеристику
(по
вопросам анкеты).
Цель: способствовать самоопределению личности учащихся.
Задачи :
-расширить
представление
детей
о
самопознании,
саморазвитии,
самоопределении;
- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как
целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;
-способствовать формированию адекватной самооценки;
-побуждать
детей
к
анализу
своих
поступков,
мыслей,
чувств,
к
самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Форма проведения: час общения.
Оборудование: презентация на тему классного часа, ксерокопии анкет для
самохарактеристики .
Оформление: проектор, экран.
1
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?"
Психолог . Скоро вы окончите
9 класс, и вам придется выбирать свой
дальнейший путь: десятый класс, работа, училище, колледж, техникум. Кто-то
сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает,
чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов,
могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но
далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я
хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на
эти вопросы.
II. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?"
Психолог . Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не
тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя
умными людьми? (Дети отвечают) СЛАЙД 2
Что можно узнать о себе?
Примерные ответы детей:
1.
Свои физические возможности, состояние здоровья.
2.
Свои таланты, способности (умственные, творческие).
3.
Свой характер, темперамент, волю.
4.
Свои вкусы, привычки.
5.
Свои сильные и слабые стороны.
Психолог .
Узнавать
себя
нужно,
чтобы
объективно
оценить
свои
способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная
самооценка?
Примерные ответы детей:
1.
Узнать призвание, выбрать профессию.
2.
Избежать ошибок и разочарований.
3.
Правильно вести себя с окружающими.
4.
Не браться за невыполнимые дела.
2
5.
Правильно определить цель в жизни.
Психолог . Действительно, человек, который объективно оценивает свои
способности
и
возможности,
сможет
безошибочно
выбрать
свое
призвание,
определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных
планов,
разочарований,
ошибок.
И
если
возникнут
неприятности,
он
будет
искать причину не в других, а в себе.
III. Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"
Психолог . А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На
вы видите таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал
признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот
вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по
4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая -
с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы
должны - обосновать. (СЛАЙД 3)
(В течение 3-5 минут дети работают.)
Время истекло, слушаем мнения групп.
Завышенная : высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.
Заниженная : пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.
Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство
собственного достоинства. (СЛАЙД 4)
Психолог. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой?
(Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя
выше других и т. п.)
- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться
спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)
- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять
уверенности
в
себе,
продолжать
работать
над
своими
недостатками,
не
хвастаться своими достоинствами и т. п.) – СЛАЙД 5
IV. Проблемная ситуация "Как себя оценить? "
Психолог . Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот
самому
себя
оценить
труднее.
Чтобы
правильно
понять
и
оценить
себя
необходимо следовать пяти правилам. (СЛАЙД 6)
Как правильно оценить себя?
1.
Судите о себе по делам.
3
2.
Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
3.
Тот, кто вас критикует - ваш друг.
4.
К р и т и к у е т
о д и н
-
з а д у м а й т е с ь .
К р и т и к у ю т
д в а
-
п р о а н а л и з и р у й т е
с в о е
п о в е д е н и е .
Критикуют три - переделывайте себя.
5.
Строго относитесь к себе и мягко - к другим .
Предлагаю вам прослушать рассказ о проблемах одной девятиклассницы
Марины.
Бабушка и мама считают, что Марина - самая умная и красивая девочка в
школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее
подружкам, Светке и Галке, которых Марина считает намного глупее себя.
Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Марине, что та
слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Маринин
дружок Сергей, с которым она поругалась. Марина теперь с ними со всеми не
разговаривает. Она считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она
станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что
они ей в подметки не годятся!
К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны
на доске - "Как оценить себя?" (читает). Правильно ли оценивала себя Марина?
Какие ошибки она совершила, оценивая себя?
Примерные ответы детей:
- Судила о себе, по мнению мамы и бабушки.
- Учебные неудачи объясняла придирками учителей.
- Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми. Требовательно
относилась к другим, к себе - снисходительно.
- Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а
она не сделала выводов.
- Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках. - Ставила
себе нереальные цели.
V. Работа с понятиями: жизненные цели, принципы, идеалы
Жизненные цели:
4
Психолог . Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне
кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся
с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему
человек стремится.) – СЛАЙД 7
Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться,
чтобы был смысл жизни.)
Сколько целей может быть у человека?
Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные
цели.)
Примерные ответы:
- Богатство, слава, власть.
- Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.
- Быть просто хорошим человеком, любить людей.
- Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить
детей.
- Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.
- Принести пользу людям, жить для людей.
- Найти свою любовь.
- Жить для удовольствия, наслаждения.
- Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.
- Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.
Психолог . Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он
начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты
сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь,
а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать
целями всей жизни? (Дети отвечают.) – СЛАЙД 8
Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый
день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется
мечтой.
Принципы
Психолог . Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута,
если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения,
взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего,
это
10
христианских
заповедей.
Но
есть
люди,
которые
руководствуются
другими принципами, например: "Человек человеку - волк" (закон джунглей)
"Не верь, не бойся, не проси" (тюремный закон), "Бери от жизни все!", "После
5
нас - хоть потоп!" и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)
- СЛАЙД 9
Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в
течение жизни? Бывают ли люди без принципов? Дети дают ответы.
В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на
смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Родины или друзей, ведь
изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять
уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)
Идеалы.
Психолог. . Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет
высшую цель деятельности, стремлений. (СЛАЙД 10). Я прочитаю качества
идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке
убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место? - СЛАЙД 11, 12
Идеал
гражданина: коллективизм
патриотизм,
национальная
честь
и
достоинство, совесть, мужество, ответственность.
Идеал
работника: профессиональная
компетентность,
высокая
работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и
самодисциплина,
требовательность
к
себе
и
другим,
культура
труда
и
бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.
VI.
Составление самохарактеристики
Психолог.
После
окончания
9
класса
школа
дает
выпускникам
характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я
предлагаю вам составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на
вопросы анкеты. – СЛАЙД 13.
Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей
самооценке. (Желающие сдают анкеты.)
VII. Заключительное слово
Психолог. .
Как
известно,
все
люди
уникальные,
но
осознать
эту
уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь
познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто.
И
даже
составить
объективную
характеристику
в
конце
9
класса
удается
6
немногим.
Процесс
познания
себя
у
каждого
свой,
индивидуальный,
неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и
познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.
IX. Подведение итогов (рефлексия)
Психолог. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-
то новое о себе и других?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета "Самохарактеристика"
1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?
2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в
жизни?)
3.Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас
получается лучше, какие книги вы читаете?)
4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а
какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)
5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете
самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой?
Кому и в чем вы хотели бы подражать?
7