"Реализация адаптированной программы для детей с ОВЗ"
Автор: Юдина Ольга Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Сказка" Населённый пункт: город Нефтеюганск, Тюменская область Наименование материала: Статья Тема: "Реализация адаптированной программы для детей с ОВЗ" Раздел: дошкольное образование
«Реализация адаптированной программы для детей с ОВЗ»
Психологическая
работа
заключается
в
системе
специальных
и
целенаправленных мероприятий, за счёт которых происходит восстановление
(формирование,
развитие),
коррекция
различных
видов
психической
деятельности, психических функций, позволяющих детям с ограниченными
возможностями здоровья и детям-инвалидам успешно адаптироваться в среде
и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли,
достигать определённого уровня самореализации.
Ранее вам были уже представлены те психологические нарушения,
с которыми дети поступают к нам в детский сад:
-
нарушения
в
развитии
психических
функций
(восприятия,
памяти,
внимания, мышления, психомоторики и т.п.);
-
расстройства
эмоционально-волевой
сферы
(повышенная
возбудимость,
эмоциональная неустойчивость, тревожность, гиперактивность и т.п.);
-
общие
нарушения
интеллектуального,
умственного
развития
(задержка
умственного развития, умственная отсталость);
-
недостаточное
усвоение
навыков
общения,
низкий
у р о ве н ь
коммуникативной активности;
- неадекватность самооценки;
- чрезмерная психологическая зависимость от ближайшего окружения;
- дисгармония во внутрисемейных отношениях в целом, в диадах «ребёнок-
мать», «ребёнок-отец», в частности;
- неадекватность оценки родителей жизненных перспектив ребёнка.
Психологическая работа включает в себя проведение мероприятий по
психологическому консультированию, психотерапии, психокоррекционной и
развивающей работе.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
Раннее
начало
последовательного
воздействия,
опирающегося
на
сохранные функции.
Организация работы в рамках ведущей деятельности.
Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого
развития.
Гибкое
сочетание
различных
видов
и
форм
коррекционно-
педагогической работы.
Тесное взаимодействие с семьей и ближайшим окружением ребенка.
Успех реабилитации во многом зависит от семьи, и она является одним
из исполнителей, так как, именно в семье происходит становление и развитие
ребёнка.
На
индивидуальных
консультациях
с
родителями
проводится
совместное
обсуждение
хода
и
результатов
коррекционной
работы.
Анализируются
факторы
положительной
динамики
развития
ребёнка,
вырабатываются
рекомендации,
советы
для
оптимального
развития
и
адаптации детей в обществе. Работа с родителями осуществляется также в
групповой форме: родительские собрания, круглые столы.
Все
сенсорное
и
дидактическое
оборудование
используется
в
коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, решая задачи:
-по
коррекции
эмоционально-волевой
сферы:
у
детей
развивается
познавательный интерес, умение планировать свою деятельность, доводить
начатое
дело
до
конца,
взаимодействовать
с
детьми
и
взрослыми,
развиваются навыки общения, адекватность поведения при возникновении
трудностей, снижение агрессивности (вербальной и невербальной), снижение
тревожности,
снижение
мышечного
и
психоэмоционального
напряжения,
развитие навыков самоконтроля.
-
развитие
познавательной
сферы:
развитие
психических
функций:
восприятия,
внимания,
памяти,
мышления;
осуществление
переноса
показанного способа действия на аналогичные задания, умение обращаться
за помощью к взрослому, переход от более низкого способа выполнения
заданий к более высокому, умение давать оценку своей работе, наличие
мотивации к деятельности.
- развитие крупной и мелкой моторики (согласованность действий обеих
рук, развитие зрительно-двигательной координации).
- развитие речи.
Коррекционно-развивающая
работа
проводится
в
игровой
форме
(групповые и индивидуальные занятия), с использованиемигровой терапии,
арт - терапии, сказкотерапии, песочной терапии, релаксотерапии, пальчиковой
и
дыхательной
гимнастики
и
др.).
Использование
психотерапевтических
методов
показано
при
нарушениях
поведения,
эмоционально-волевых
расстройствах.
Занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия, игровое
задание на развитие психических процессов, релаксационное упражнение,
позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное
напряжение, ритуал окончания занятия. Длительность занятия – 20-30 минут.
В индивидуальной
работе с детьми используются коррекционно-
развивающие
упражнения,
позволяющие
решать
задачи
взаимопонимания
детей
и
взрослых,
развивать
навыки
общения
со
сверстниками,
корректировать типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх,
тревогу, агрессию, неадекватную самооценку и др.), облегчить адаптацию
детей к дошкольному учреждению.
Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения
(«Доброе
утро!»,
«Пальчики
здороваются»,
«Наш
малыш»
и
т.д.),
способствуют
безбоязненному
отношению
ребенка
к
педагогу,
развивают
координацию движений пальцев рук ребенка.
Для
развития
тактильно-кинестетической
чувствительности
и
мелкой
моторики также используются игры с песком.
Релаксационные игры и упражнения, дыхательные упражнения, которые
проводятся
в
конце
каждого
занятия,
снижают
психоэмоциональное
и
мышечное напряжения.
Ролевые
игры
активизируют
познавательную
д е я т е л ь н о с т ь
воспитанников,
а
упражнения
для
релаксации
стабилизируют
нервную
систему и способствуют ее более гармоничному развитию.
Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия,
является
искренняя
заинтересованность
педагога
в
его
желании
помочь
ребенку
и
постоянная
готовность
оказать
ему
необходимую
помощь
и
поддержку в случаях затруднений.