Напоминание

"Реализация адаптированной программы для детей с ОВЗ"


Автор: Юдина Ольга Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Сказка"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация адаптированной программы для детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Реализация адаптированной программы для детей с ОВЗ»
Психологическая работа заключается в системе специальных и целенаправленных мероприятий, за счёт которых происходит восстановление (формирование, развитие), коррекция различных видов психической деятельности, психических функций, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам успешно адаптироваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать определённого уровня самореализации.
Ранее вам были уже представлены те психологические нарушения,

с которыми дети поступают к нам в детский сад:
- нарушения в развитии психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, психомоторики и т.п.); - расстройства эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, тревожность, гиперактивность и т.п.); - общие нарушения интеллектуального, умственного развития (задержка умственного развития, умственная отсталость); - недостаточное усвоение навыков общения, низкий у р о ве н ь коммуникативной активности; - неадекватность самооценки; - чрезмерная психологическая зависимость от ближайшего окружения; - дисгармония во внутрисемейных отношениях в целом, в диадах «ребёнок- мать», «ребёнок-отец», в частности; - неадекватность оценки родителей жизненных перспектив ребёнка. Психологическая работа включает в себя проведение мероприятий по психологическому консультированию, психотерапии, психокоррекционной и развивающей работе.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
 Раннее начало последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.  Организация работы в рамках ведущей деятельности.  Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.  Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно- педагогической работы.  Тесное взаимодействие с семьей и ближайшим окружением ребенка. Успех реабилитации во многом зависит от семьи, и она является одним из исполнителей, так как, именно в семье происходит становление и развитие ребёнка. На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации, советы для оптимального развития и
адаптации детей в обществе. Работа с родителями осуществляется также в групповой форме: родительские собрания, круглые столы.
Все

сенсорное

и

дидактическое

оборудование

используется

в

коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, решая задачи:

-по

коррекции

эмоционально-волевой

сферы:
у детей развивается познавательный интерес, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с детьми и взрослыми, развиваются навыки общения, адекватность поведения при возникновении трудностей, снижение агрессивности (вербальной и невербальной), снижение тревожности, снижение мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие навыков самоконтроля.
-

развитие

познавательной

сферы:
развитие психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления; осуществление переноса показанного способа действия на аналогичные задания, умение обращаться за помощью к взрослому, переход от более низкого способа выполнения заданий к более высокому, умение давать оценку своей работе, наличие мотивации к деятельности.
- развитие крупной и мелкой моторики
(согласованность действий обеих рук, развитие зрительно-двигательной координации).
- развитие речи.
Коррекционно-развивающая работа проводится в игровой форме (групповые и индивидуальные занятия), с использованиемигровой терапии, арт - терапии, сказкотерапии, песочной терапии, релаксотерапии, пальчиковой и дыхательной гимнастики и др.). Использование психотерапевтических методов показано при нарушениях поведения, эмоционально-волевых расстройствах. Занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия, игровое задание на развитие психических процессов, релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, ритуал окончания занятия. Длительность занятия – 20-30 минут.
В индивидуальной

работе с детьми
используются коррекционно- развивающие упражнения, позволяющие решать задачи взаимопонимания детей и взрослых, развивать навыки общения со сверстниками, корректировать типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревогу, агрессию, неадекватную самооценку и др.), облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению. Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком.
Релаксационные игры и упражнения, дыхательные упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжения. Ролевые игры активизируют познавательную д е я т е л ь н о с т ь воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия, является искренняя заинтересованность педагога в его желании помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.


В раздел образования