Напоминание

О пользе музыкального воспитания с точки зрения философии, музыкадьной терапии. Услышать музыку Сфер.


Автор: Дуко Ольга Борисовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ДШИ
Населённый пункт: г.Мирный РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: О пользе музыкального воспитания с точки зрения философии, музыкадьной терапии. Услышать музыку Сфер.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дуко Ольга Борисовна Детская Школа Искусств г. Мирный преподаватель по классу фортепиано
О пользе Музыкального воспитания с точки зрения

философии, музыкальной терапии
.
Услышать музыку сфер.
1. Введение . 2. Философия древности о музыкальном воспитании. 3. Оздоровительные возможности музыкального искусства.
Введение
Мир многогранен, и наряду с материальными его проявлениями, человек особым образом выделяет происходящие в нем «волновые» процессы, к которым целенаправленно можно отнести тонкую эмоциональную и душевную сферу жизни людей. Вопросы Музыки ,ее происхождения, богатых возможностей воздействия и перевоплощения всегда вызывали и будут вызывать неподдельный интерес, видимо потому, что все наше существо есть музыка.; наш ум и наше тело, мир ,в котором мы живем, природа, которая поддерживает нас, все, что находится вокруг и рядом с нами,- все это музыка; и мы близки этой музыке, мы живем, движемся и пребываем в ней. Следовательно, музыка интересует нас, привлекает наше внимание и доставляет нам удовольствие, потому она соответствует ритму и тону, которые удерживают механизм нашего существа в целости. Ведь человек – это сложнейшая вибрационно- чувствующая и вибрационно-генерирующая система. Даже простейшая музыкальная деятельность – это не физический , а более глубинный процесс. Ведь никакими колебаниями молекул или атомов или физическим описанием движения звуковой волны невозможно раскрыть
сущность музыкальной гармонии или творческого акта, приведшего к его созданию. Все это возникает на иных природно-духовных уровнях, соединяется на невещественных принципах и прорывается в обыденный мир по каналам ,неизвестным современной науке. Однако, исследованиями установлено, что музыка активно влияет на оба полушария человеческого мозга. Причем правое воспринимает тембр и мелодию, а левое -ритмы. Диапазон музыкальных ритмов лежит близко к частотам дыхания и сердцебиения. Звуки действуют на нас не только эмоционально, но и физически. Благодаря резонансу от одних ритмов поднимается настроение, работоспособность, от других- наступает успокоение, расслабление. Мне хотелось бы в данной статье затронуть те неприходящие ценности, которые дает музыкальная Культура ( пояснение: культура-это почитание Света) и поделиться собственным видением и предназначением музыкальной деятельности как таковой. 2.
Платон
заложил основы философии музыкального воспитания и образования, культивирование личности прекрасной и добропорядочной. Им отмечалось особое воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться в его внутренний мир и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, «лепить» его душу. Воспитание , по Платону, должно стоять на двух китах: музыкальном развитии души и- физическом –тела. Когда Платон писал, что не обученный музыке— невежда, он выражал общее мнение своей эпохи. В «Законах» Платон различал двух Муз: «
Человек, который , начиная с детства и

вплоть до разумного, зрелого возраста, сживается с

рассудительной и умеренной Музой, услышав враждебную ей Музу,

презирает ее и считает неблагородной; кто же воспитывался на

расхожей, сладостной Музе, тот говорит, что противоположная

ей Муза холодна и неприятна. Поэтому , как сейчас было сказано, в

смысле приятности или неприятности, ни одна из них не

превосходит другую. Зато первая чрезвычайно улучшает жизнь

людей, на ней воспитавшихся, вторая же- ухудшает
.» Массированное наступление развлекательной музыки создает сегодня огромные трудности в области духовного воспитания подрастающего поколения тем, что вносит смятение в неокрепшие
детские умы. Складывается впечатление , что «кто-то», назовем его так, хорошо осведомленный о трудах Платона в том числе, ввергая людей в невежество, использует самые дурные способы, чтобы «обескровить» общество и лишить его будущего через наших детей хитро и грубо.
Аристотель
, ставивший музыку , песню, складывание мелодий основным средством воспитания, оказывающим огромное влияние на человеческую психику и этику, на нравственные качества человека, как и Платон, производил строгий отбор ладов и музыкальных инструментов, допустимых к воспитанию юношества. Он делил лады на этические ( действующие на нравственные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям)и энтузиастические ( приводящие в восторженное состояние) и указывал в каких случаях какими ладами надлежит пользоваться.
«Душа именно в силу своей природы высказывается с помощью

музыки. Это ее естественное выражение»--
утверждал Аристотель.
Пифагор
, по приданию, был первым мыслителем, который назвал себя философом, т.е. «любителем мудрости». Изначально Пифагором были произведены важные акустические исследования, состоявшие в ряде опытов над натянутой струной монохорда и приведшие к открытию закона, состоящего в том, что все музыкальные интервалы находятся в непосредственной реальной связи с простейшими из рациональных числовых отношений 2/1, 3/2, 4/3 , 5/4, 6/5; так, половина струны звучит в октаву, 2/3 в квинту, ¾ в кварту и т.д с тоном, издаваемым целой струной. Еще более замечательные в арифметическом отношении особенности звуков Пифагор открыл при изучении явлений, представляемых сложным аккордом. Признавая за музыкой универсальное значение и распространяя законы отношения музыкальных тонов на всю Вселенную, пифагорейцы создали знаменитое и важнейшее учение о космологическом значении музыки или учение о так называемой
«Гармонии сфер»
. Согласно ему, Космос являет собой особого рода музыкальный инструмент, а движение небесных светил вокруг центрального мирового огня, расположенных по отношению к друг другу в такой же пропорции, как и интервалы между звуками в октаве, издает бесконечную и чудесную музыку, настолько громкую, что люди, привыкнув, не слышат ее, точно так
же как люди, живущие у водопада, привыкнув к шуму воды, не слышат его. Отсюда весь мир, весь космос оказывается гармонически устроенным и музыкально звучащим телом. В учении Пифагора гармония сфер имела глубокий этический, эстетический смысл, поскольку душа тоже мыслилась как «гармония», изоморфная гармония космоса, земная лира была точным отображением небесной, игра на ней- приобщение к гармонии Вселенной через постижение созвучия, т.е. соразмерность гармонии души и космоса и приготовлением на астральную прародину; музыка производила в душе катарсис и являлась медициной духа. 3.Как утверждают многочисленные исследования , использование музыки в качестве дополнительного чувственного потока, значительно улучшает функции речи, облегчает освоение информации у детей дошкольного возраста. Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета. Подтверждено, что музыка способствует облегчению зрительного восприятия, снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в созидательную деятельность, что помогает им достичь цели в овладении любыми навыками. Надо согласиться с тем, что «продукты человеческой культуры» , в том числе и произведения искусства , могут нести как позитивное воздействие, так и негативное. В любом произведении заложена информация о состоянии автора, в стихах-поэта, в музыке- композитора. Человеческое состояние кодируется звуками, словами. «Потребляя» данное произведение, человек получает этот код и входит в состояние автора. И тут главное, чтобы это состояние не было патологическим. В этом случае прослушивание такого произведения может быть небезопасно. Патологическое произведение тоже может быть сделано на высоком профессиональном уровне, но оно неизбежно несет на себе отрицательный заряд, оно вредно так же как отравленная атмосфера. Проведенные недавно исследования с использованием приборов, фиксирующих эффект Кирлиана, ( эффект электрографии) показали наличие прямой зависимости психоэмоционального и
физиологического состояния человека от рода прослушиваемых им музыкальных произведений. Так вот, приборы недвусмысленно и беспристрастно показали, что прослушивание классических музыкальных произведений, народной музыки, лучших образцов песенного искусства, т.е. всего того, что по своей природе несет позитивную информацию, красоту, радость, добромыслие, доброчувствие, приводит к увеличению «ауры», усилению ее яркости и плотности, восстановлению нарушенных участков, следовательно,-к усилению и гармонизации биоэнергетических проявлений человеческого организма, его функциональному восстановлению, лечению. В то же время, что тоже зафиксировано беспристрастными приборами, современная «попса» , в подавляющем большинстве своих проявлений попросту губительна для человеческого организма. Она не только нарушает физиологические процессы в организме, но и «расшатывает» психику. По- разному реагирует на разную музыку не только человек. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у млекопитающих, то под воздействием рок-музыки, наоборот. Вообще ,растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха, растения под классическую музыку быстрее расправляют свои лепестки. Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 5 раз хуже , прослушивание рок-музыки вызывает выделение, так называемых, стресс- гормонов, которые стирают значительную часть информации, хранившуюся в мозге. Иное дело классическая музыка. Она потому и сохраняется в веках, что способствует духовному развитию человека, совершенствует его интеллектуально, и даже полезна физиологически. Она подобна пище, которой можно пресытиться, но нельзя отравиться. Естественно, в настоящее время речь не может идти о каких- либо запретительных мерах в отношении «плохой» музыки или о ее
цензурировании. Речь должна идти об активной государственной пропаганде Музы « правильной», о настойчивом и продуманном лоббировании государством ее интересов. Данные медицинской статистики говорят о том, что по-прежнему в нашей стране имеется большой процент психосоматических заболеваний, которые начинаются с расстройства эмоциональной сферы, а потом переходят в различные органы тела. Данные медицины говорят, что:  хронический стресс повышает вероятность инфаркта на 40% у мужчин и 25% у женщин;  Тот же стресс повышает вероятность инсульта на 50%  Хронический стресс на 60% повышает вероятность самоубийства  44% людей в стрессе имеют нарушение сна  40% людей в стрессе переедают и затем страдают от лишнего веса;  Стресс вызывает 3 основные причины возникновения рака. Все это так или иначе связано с неумением или невозможностью выражать человеком свои чувства. Эмоция, не нашедшая своего внешнего выражения, остается внутри, вызывая у него мышечные спазмы и зажимы, что ведет в конце концов к какому-либо заболеванию Некоторое время назад в СМИ появились сообщения о целебных свойствах резонансной терапии, основанной на воздействии электромагнитных колебаний определенной частоты. Метод эффективен при многих заболеваниях (неврозы, нарушение сна, фобии, головные боли ,радикулиты, невралгии и т.д.) Но любопытно вот что. Еще в 1968 г. замечательный биофизик С. Шноль сопоставил числа оборотов ферментов с частотными характеристиками музыкального звукоряда. Выяснилось, что у многих ферменттов, числа оборотов соответствуют звуковым частотам европейского звукового ряда. Можно предполагать, что воздействие музыки на организм связано с тем, что ее акустическое поле накладывается на собственное акустическое поле клетки. Фермент под действием звука , частота которого совпадает с его
собственной частотой, «начинает « лучше звучать», в данном случае катализировать биохимическую реакцию на основе резонанса. И человек начинает чувствовать себя лучше. Подводя итог, я бы подчеркнула постулат о многомерности Музыкального искусства и музыкальной культуры. Предназначение у Музыки Высокое, потому более ответственно предназначение ее Служителей». Кто-то намеренно всю жизнь разрушает, но кому-то нужно и строить. Философы считают, что этот мир совершенен, поэтому, пройдя хорошую «школу» в нем, станем крепкими и мудрыми. Хотелось бы сформулировать индивидуальные задачи :  Неустанное , многостороннее изучение влияния классической музыки на психическое , физическое здоровье подрастающего поколения.  Новые варианты решения проблем музыкального образования связанные с переосмысление целей, содержания и методов обучения музыке.  Пропагандирование классической музыки как упорядоченной естественной потребности в жизни каждого человека.


В раздел образования