Напоминание

"Работа над итоговой композицией в выпускном классе ДХШ".


Автор: Парфелюк Светлана Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "НДХШ"
Населённый пункт: Брянская область, г.Новозыбков
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над итоговой композицией в выпускном классе ДХШ".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Новозыбковская детская художественная школа» Методическая разработка по станковой композиции преподавателя Парфелюк Светланы Евгеньевны « Работа над итоговой композицией в выпускном классе Д.Х.Ш.» г.Новозыбков.
Пояснительная записка Итоговая композиция в выпускном классе - это работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умения данного конкретного ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению раскрыть тему своего произведения. Станковая композиция тесно связана с рисунком и живописью, являет собой синтез этих двух незыблемых величин, неотъемлемых друг от друга. Преступая к завершающей работе преподавателю необходимо проявить гибкий, индивидуальный подход к каждому ученику. Одному учащемуся можно предложить вольную, свободную трактовку заданной темы, а другому предложить ту или иную концепцию его мыслей и предложений. С этой целью я веду с учениками постоянные беседы во время занятий, указываю ту или иную сторону модели, которая может быть использована для творческой идеи. При выполнении эскизов необходимо использовать материал прошлых лет обучения, систематизировать его, обобщить и включить его по мере надобности. В конечном результате выпускник убеждается в правильном выборе освещения темы диплома, но и выборе материала. Выбрать то решение, которое он может с успехом осуществить. Выполняется серии эскизов предполагаемого дипломного проекта, и работа переносится на основной формат. Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция совмещается с практической работой). Каждое занятие по программе включает в себя три обязательных элемента познания: 1) последовательное освоение 2-х и 3-х мерного пространства; 2)знакомство с основными законами и правилами композиции; 3) изучение выразительных возможностей тона и цвета. Требования к выпускнику В результате изучения предмета «Композиция станковая» каждый учащийся должен обладать определённой суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания композиции, выполненной грамотно в соответствии с замыслом.
Учащийся должен знать: 1) Знать основные законы композиции. 2) Знать основные правила композиции. 3) Знать основные приёмы и средства композиции. 4) Грамотно и последовательно вести работу. Учащийся должен уметь : 1) Применять на практике основные законы и правила композиции. 2) Применять знания, полученные на уроках «Беседы об искусстве» для анализа своей работы. 3) Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслов. 4) Применять знания, полученные по живописи и рисунку для создания грамотных композиций. 5)Самостоятельно выбирать тему, сюжет. Учебно-тематический план итоговой станковой композиции Учебный план по предмету «Станковая композиция»7 класс. № Наименование темы часы Форма занятий 1 Поиск темы. 2 Беседа. 2 Поиск темы. 2 Практическая работа 3 Поиск темы. 2 Практическая работа. 4 Выстраивание концепции серии. 2 Практическая работа. 5 Выстраивание концепции серии. 2 Практическая работа. 6 Выстраивание концепции серии. 2 Практическая работа. № Тема: дипломная работа часы 1полугодие Поиск темы, собирание и обработка материала, зарисовки, эскизы. 32 2полугодие Перенос эскиза на нужный формат работы, выполнение работы на формате. 32
7 Выстраивание концепции серии. 2 Практическая работа. 8 Собирание и обработка материала. 2 Практическая Работа. 9 Собирание и обработка материала. 2 Практическая работа. 1 0 Собирание и обработка материала. 2 Практическая работа. 1 1 Разработка эскизов. 2 Практическая работа. 1 2 Разработка эскизов. 2 Практическая работа. 1 3 Разработка эскизов. 2 Практическая работа. 1 4 Разработка эскизов. 2 Практическая работа. 1 5 Перенос эскиза на нужный формат работы. 2 Практическая работа. 1 6 Перенос эскиза на нужный формат работы. 2 Практическая работа. 1 7 Перенос эскиза на нужный формат работы. 2 Практическая работа. 1 8 Перенос эскиза на нужный формат работы. 2 Практическая работа. 1 9 Работа в материале. 2 Практическая работа. 2 0 Работа в материале. 2 Практическая работа. 2 1 Работа в материале. 2 Практическая работа.
2 2 Работа в материале. 2 Практическая работа. 2 3 Проработка деталей. 2 Практическая работа. 2 4 Проработка деталей. 2 Практическая работа. 2 5 Проработка деталей. 2 Практическая работа. 2 6 Проработка деталей. 2 Практическая работа. 2 7 Проработка деталей. 2 Практическая работа. 2 8 Обобщение работы. 2 Практическая работа. 2 9 Обобщение работы. 2 Практическая работа. 3 0 Обобщение работы. 2 Практическая работа. 3 1 Обобщение работы. 2 Практическая работа. 3 2 Обобщение работы. 2 Практическая работа. 3 3 Обобщение работы. 2 Практическая работа. 3 4 Просмотр работ, обсуждение работ. 2 Практическая работа. Всего за год: 64 учебных часа. Содержание дипломной темы.
«Станковая живопись»- называется картина более интимная по характеру, чем монументальная живопись, и рассчитана на экспозицию в интерьере (не связана с каким-либо определённым пространством). Этот вид живописи выполняется акварелью, маслом, гуашью. Диплом может быть выполнен в реалистической живописной технике. Тема была предложена «Автопортрет - каким я буду, когда стану взрослым». Это взгляд в будущее, уже на состоявшегося человека. Цели ставить большие и настраиваться на высокие достижения. Положительность мышления, здоровый образ жизни, востребовательность на работе, успешность, реализация своих мечтаний, прорисовка своего будущего, быть полезным обществу. Из маленьких детей вырастают большие люди и всё это в красках, на холстах. Задачи: необходимо выявить характер портретируемого с помощью композиционных средств, цветовой гаммы, технических и изобразительных приёмов, последовательно вести работу, сбор материала, эскизы, размещение фигур людей на разных планах, сюжетно-смысловая компоновка фигур. Единство темы, материала и формата. Начало берётся с обсуждения, проговаривания сюжетов- несколько небольших до 10 штук эскизов, размер 10х7см.,в карандаше; 2)из 10 выбирается ,4эскиза и прорисовывается, размер 10х15см.; 3)на формате 15х20см.,делаем эскизы, 2-х выбранных вариантов, определяемся с окончательным сюжетом; 4)переносим на большой формат (карандаш); 5)цветовое решение, работа в материале; 6)прописываем детали первого плана; 7)обобщение работы. Работа рассчитана на весь учебный год и составляет 34 учебных недели. ( по 2 учебных часа в неделю). Материалы и оборудование. Формат 40х50, холст натянутый на картон, мольберт, кисти, материал - гуашь, карандаш. В мае – просмотр, обсуждение дипломных работ. По итогам проведения итогового просмотра выпускнику выставляется оценка: « о т л и ч н о » ( 5 ) , « х о р о ш о » ( 4 ) , « у д о в л е т в о р и т е л ь н о » ( 3 ) ,
«неудовлетворительно» (2), которая заносится в свидетельство об окончании школы. Литература: 1)Программа-конспект по учебной дисциплине «Композиция» составитель Е.А. Афанасьева, М. 2003г. 2)»Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.» В.С. Кузин, М. ,просвещение 1984г. 3)»Советы мастеров» в помощь начинающим художникам. Живопись и графика. Ленинград. «Художник РСФСР» 1979г. 4)»Очерки истории архитектурных стилей» И.А.Бартенев, В.Н.Батажков 5)Учебное пособие для ВУЗОВ «Живопись». ,гуманитарный издательский центр 2004г.,М.,ВЛАДОС. 6)Великие зарубежные живописцы «Ренуар» М.,2014г. 7)»Живопись маслом» Н. Грегори. , шаг за шагом. №3. 8)»Живопись маслеными красками»., У Поллют., АСТ Астрель 2006г. 9)»Цвет как его использовать» У.Пауэлл., М.,АСТ Астрель 2006г. 10)»Оттачиваем мастерство» рисование . Б.Барбер. 11)Великие зарубежные живописцы «Моне» М., 2004г. 12)»Выдающиеся русские художники-педагоги».М., «Просвещение»1991г.



В раздел образования