Автор: Нечаева Раиса Николаевна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: ГБПОУ ПУ № 5 Населённый пункт: РСО - Алания, г. Владикавказ Наименование материала: Методическая разработка урока производственного обучения Тема: СВАРКА СТЫКОВЫХ И НАХЛЕСТОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №5»
Методическая разработка урока производственного обучения по теме:
СВАРКА СТЫКОВЫХ И НАХЛЕСТОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Профессия «Сварщик», 2 курс
Специальность - электросварочные и газосварочные работы
Разработала мастер п/о
Нечаева Р.Н.
2015 г.
ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов чугунов во всех
пространственных позициях.
Тема занятия: Сварка стыковых и нахлесточных соединений.
Группа: 24
Тип урока:
Урок по выполнению простых комплексных работ.
Вид урока: комбинированный.
Цели урока:
1. Дидактические:
- Формирование и усвоение приемов выполнения сборки и сварки сварного шва в стык и в нахлест, обеспечивая
провар основного металла.
- Усвоение технологии выполнения дуговой сварки; подбор режима сварки и сварочных материалов.
- Формирование у обучающихся профессиональных навыков при выполнении сварки.
2. Развивающие
- Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.
3. Воспитательные:
-
Воспитание
у
обучающихся
аккуратности,
трудолюбия,
бережного
отношения
к
сварочному
оборудованию
и
инструментам; сознательности при выполнении работ.
- Пробуждение интереса к избранной профессии.
4 Методическая цель:
Методика формирования самостоятельности обучающихся при помощи использования
документов письменного инструктирования.
5. Межпредметные связи: Предмет «Технология сварочных работ»: тема «Техника выполнения ручной дуговой сварки».
Предмет «Черчение»: тема «Чтение чертежей». «Условное обозначение сварных швов и сварных соединений». Предмет
«Материаловедение»: тема «Классификация сталей. Стали общего, обыкновенного качества». Предмет «Охрана труда»:
тема «Организация безопасного производства электросварочных работ».
6. Комплексно-методическое обеспечение:
Оборудование и материалы:
1.
Средства индивидуальной защиты электросварщика
2.
Источник питания сварочной дуги ВДМ – 1202С
3.
Электрододержатель со сварочным кабелем.
4.
Сварочный стол
5.
Слесарный инструмент для подготовки металла под сварку и зачистку швов
6.
Пластины из низкоуглеродистой стали 100 х 300 х 5 мм 4 шт.
7.
Электроды АНО – 21 ø 3 мм.
Наглядные пособия и сопутствующие учебные элементы:
1. пакет учебных элементов по профессии «Электрогазосварщик ручной дуговой сварки»
2. инструкционная карта
3.плакаты из серии: «Техника безопасности при проведении электросварочных работ»:
Средства индивидуальной защиты сварщика
Инструменты и оснастка сварщика
Рабочее место сварщика (сварочный пост).
Основной задачей мастера производственного обучения является, научить обучающихся выполнять стыковые и
нахлесточные
соединения
из пластин
одинаковой толщины, используя теоретические знания по предметам и
пройденным темам, а так же ранее приобретённые навыки при наплавке валиков на пластины, соблюдая технику
безопасности и пожарную безопасность при выполнении электросварочных работ в сварочной мастерской
.
На данное
занятие отводится 6 часов учебной практики.
Ход занятия:
№
Этапы урока
Время
Деятельность мастера
Деятельность
обучающихся
I
Организационный этап
5 мин
Приветствовать обучающихся,
проверить:
- готовность к уроку;
- присутствие обучающихся;
- внешний вид и санитарное
состояние.
Выполнить запись в журнале.
Отчет дежурного о
готовности
обучающихся к уроку.
II
Вводный инструктаж
50 мин
1
Сообщение темы и цели урока
3 мин
Сообщение темы и цели урока,
актуальность выбранной темы,
объявить план проведения урока:
«Сборка и сварка стыковых и
нахлесточных соединений ».
Обучающиеся
слушают и
анализируют.
Цель урока: технологически пра-
вильно производить сборку и сварку
пластин в стык и нахлест , обеспе-
чивая провар основного металла.
2
Повторение пройденного материала
5 мин
Проверка
знаний
обучающихся
по
материалу, изученному на уроках по
«Технологии
сварочных
работ»,
«Основы
теории
сварки
и
резки».
Проводя
опрос
обучающихся
по
пройденным
темам,
необходимо
поставить
вопросы
так,
чтобы
обучающийся не только вспомнил, но
и практический продемонстрировал:
- Почему нельзя производить сварку
без средств индивидуальной защиты?
- Что может привести к пожару при
проведении электросварочных работ?
- Каковы
требования
к рабочему
месту сварщика?
- Что относится к режиму сварки?
И с п о л ь зу е м
п л а к ат
« Т е х н и к а
бе зопасно сти
при
п р о в е д е н и и
сварочных работ»
Обобщить полученные ответы,
сделать заключение по теоретической
подготовке по предметам:
« Технология сварочных работ»,
Ответить на заданные
вопросы.
«Основы теории сварки и резки».
3
Обобщение ответов по изученному материалу
2 мин
Подведя итог, переход к новому
материалу.
Выслушать
обобщение, принять к
сведению.
4
Формирование практических знаний и способов
действий . Изложение нового материала
25 мин
Перед началом изложения нового
материала обращаем внимание на
организацию рабочего места.
1. Инструктирование обучающихся по
материалу урока.
2. Инструктирование по содержанию
и порядку проведения упражнений.
3. Изложение нового материала
с
демонстрацией
технологических
приемов
выполнения
р а б о т ы .
1.
Возьмем
подготовленные
плас-
тины и разместим их на ровной
поверхности рабочего стола.
2.Собираем
подготовленные
под
сварку пластины с определенным
зазором,
(в нашем случае зазор
будет
1
мм).
Величина
зазора
зависит
от
толщины металла
и
обычно
составляет
1-2
мм.
Заслушать
объяснения,
пронаблюдать за
работой мастера
производственного
обучения.
Наличие
зазора
необходимо
для
провара корня шва.
3.Берем
электродержатель
и
з а к ре п ля е м
с о с т ы ко в а н н ы е
п л а с т и н ы
п р и х в ат к а м и
н а
расстоянии 10 - 15 мм от обоих
концов стыка. Прихватка служит
для предварительного соединения
деталей
при
сборке.
Прихватка
в ы п о л н я е т с я
у з к и м
ш в о м
неболь шой
длины ( 1 0
м м ) .
Толщина
прихватки
не
должна
п р е в ы ш ат ь
1 / 3
т о л щ и н ы
свариваемого металла.
4 . Затем
места
прихваток
зачищаем проволочной щеткой.
Сметаем
мусор
волосяной
щеткой.
5
. Размещаем
пластины
на
рабочем
столе
в
нижнее
или
слегка наклонное положение.
6
. Производим сварку пластин встык
односторонним
швом.
Для
этого
опускаем на лицо защитную маску и.
придерживая
рукой
п л а с т и н ы ,
зажигаем дугу в верхней точке стыка,
подводим электрод в начало стыка и
быстро наклоняем его под углом 15 -
30° к вертикали.
7 . П р и
п о я в л е н и и
к а п л и
расплавленного металла начинаем
по ступательное
движение
электрода
в
направлении
сварки:
Наблюдая за сваркой пластин встык,
необходимо обращать внимание на
равномерное
расплавление
обеих
свариваемых кромок, внешний вид
шва, хорошую заварку кратера, и в
особенности
на
нормальную
выпуклость
шва,
которая
не
должна
превышать
2
–
3 мм.
Необходимо
также
обращать
внимание
на
постоянство
зазора.
Одновременно следует наблюдать
за
правильностью
выбранных
режимов,
техникой
ведения
процесса.
8.Закончив
процесс
свар ки,
откладываем электрододержатель,
надеваем
защитные
очки
с
прозрачными стеклами. Отбиваем
шлаковую
корку
с
поверхности
в ы п о л н е н н о го
ш в а ,
д а л е е
производим зачистку поверхности
шва проволочной щеткой.
9.Осматриваем
шов
и
отмечаем
возможные
дефекты.
Нормально
выполненный шов
должен
быть
м е л ко ч е ш у й ч а т ы м ,
и м е т ь
равномерную
ширину
и
высоту,
плавные очертания.
Используя
технологическую
карту обучающиеся
самостоятельно
объяснять
технологический
процесс выполнения
сварочного шва в
нахлест.
5
Закрепление материала вводного инструктажа
5 мин
Технологическая карта с ходом
работы
Обучающиеся с
помощью карты
проходя т
технологический
процесс сборки и
сварки пластин
встык.
Ответить на вопросы.
III
Текущий инструктаж
4 ч.30
мин
1
Содержание и порядок проведения сварочных
работ.
10 мин
Организовать рабочее
место в соответствии с
требованиями ТБ и
ПБ.
2
Целевые обходы
4 ч.20
мин
Первый обход: проверить рабочие
места и их укомплектованность
В т о р о й
о б х о д:
п р о в е р и т ь
Обучающиеся
исправляют
недостатки, на
правильность сборки пластин под
сварку. Обратить
внимание
на:
качество
сборки
и
выполнения
прихваток.
Т р е т и й
о б х о д:
п р о в е р и т ь
п р а в и л ь н о с т ь
с о б л ю д е н и я
технологиче ской
п о с л е д о в а -
тельности выполнения шва встык,
н а х л ё с точ н о го
с о е д и н е н и я ,
соблюдения режима сварки.
Четвертый
обход:
произвести
приемку
и
оценку
выполненной
работы,
определить
каче ство
сварного шва внешним осмотром и
измерениями.
Особое внимание
обратить на размеры катета шва.
которые мастер
обращает внимание
во время обходов.
IV
Заключительный инструктаж
15 мин
1. Приемка и оценка выполненных
работ.
2. Подведение итогов и объявление
оценок.
3. Анализ ошибок, допущенных во
время урока.
4. Демонстрация лучших работ
обучающихся.
5. Выдать домашнее задание.
6. Уборка рабочих мест.
Выслушать
комментарии мастера
производственного
обучения по итогам за
урок.
Принять к сведению
результат своего труда.
Записать домашнее
задание.
Список литературы :
1.
В.И.Маслов «Сварочные работы»
2.
В.Н.Галушкина «Технология производства сварных конструкций»
3.
И.М.Вознесенская «Основы теории ручной дуговой сварки»
4.
О.Н.Кулик, Е.И.Ролин «Охрана труда при производстве сварочных работ»
Инструкционная карта выполнения сборки и сварки пластин в нахлест.
Последовательность
выполнения упражнения (что
делать)
Инструктивные указания (как делать)
Самоконтроль (как проверить правильность выполнения
действий и его результаты)
1. Подготовить рабочее место
и проверить сварочную цепь.
Подсоединить сварочные кабели к клеммам источника
питания убрать со стола посторонние, выбрать инструмент
и оснастку.
Проверить исправность изоляции рукоятки
электродержателя и соединения со сварочным проводом,
состояния контактных зажимов, изоляция сварочных
проводов.
2. Подготовить пластины из
низкоуглеродистой стали 100 х
200 х 5
Зачистить пластины щеткой по металлу до металлического
блеска.
Пластины зачистить по всей плоскости с двух сторон
3. Выбрать величину
сварочного тока и установить
его на источнике питания
Вид.соедин
ø
Сварочный ток А
Положение
Эл.
Ниж
Верт.
Потолоч
Тавр
3
90-
120
80-
100
70-100
4. Зафиксировать нахлесточное
соединение на столе
5. Выполнить сборку с
прихватками
Прихватки выполнить 20 мм от краев пластины. Длина
прихватки 10 мм.
6.Выполнить сварку 1 шва
нахлесточного соединения
Прихватки
Сварку выполнять предельно короткой дугой, установив
электрод под углом 45º К вертикальной плоскости и
наклонив его на 15 - 30º в сторону направления сварки.
Вести электрод по несваренным кромкам металла
пластины
7. Отбить шлак и зачистить шов
Шлак отбить молотком, зачистить щеткой по металлу
Работу выполнять с использованием защитных очков и
от брызг металла и шлака
соблюдением техники безопасности после потемнения
корки шлака
8. Перевернуть пластину и
выполнить сварку 2 – го шва со
стороны прихваток
Сварку выполнять аналогично выполненную 1 – го шва.
При сварке прихватки должны полностью расплавиться с
металлом шва.
9. Отбить шлак и зачистить шов
от брызг металла и шлака.
10. Произвести контроль
выполненной работы
При правильно выбранных режимах сварки ширина
должна быть на 2 – 3 мм больше диаметра электрода.
11. Сдать работу мастеру.
Неразъемное соединение, выполненное сваркой, называется сварным соединением. В зависимости от взаимного расположения в пространстве
соединяемых деталей различают соединения:
o
Стыковые сварные соединения ( а) – свариваемые элементы располагаются в одной плоскости или на одной поверхности. Устанавливается 32
вида стыковых соединений. Обозначаются С1, С2, С3, С4 и т.д.
Нахлесточные сварные соединения ( б). Свариваемые элементы расположены параллельно и перекрывают друг друга. Величина перекрытия
должна быть в пределах 3-420 мм. Обозначаются Н1, Н2
Тавровые сварные соединения ( в). Отличительной особенностью этих соединений является то, что одна из соединяемых деталей торцом
устанавливается на поверхности другой и приваривается, образуя в сечении как бы букву Т (отсюда и название – тавровое). Обозначаются Т3, Т6 и
т.д.
Угловые сварные соединения (г) – сварное соединение двух элементов, расположенных под прямым углом и сваренных в месте примыкания их
краев.
Типы сварных соединений .
а) стыковое; б) нахлесточное; в) тавровое; г) угловое.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ к занятию:
Сборка и сварка нахлесточного соединения из пластин одинаковой толщины.
1.
Какова должна быть дли дуги при сварке угловым швом в нижнем положении нахлёсточного соединения?
а.
длинной
б.
средней
в.
короткой
2. Как надо заваривать кратер шва?
а.
резко оборвать дугу
б.
задержать конец электрода над кратером подавая его вниз
в.
задержать конец электрода над кратером не подавая его вниз
3. На чём проверяется величина сварочного тока?
а.
на вспомогательной пластине
б.
на поверхности собранных под сварку пластин
в.
на плите стола сварщика
4. При сварке нахлёсточного соединения в нижнем положении дуга возбуждается
а.
на горизонтальной основной пластине
б.
на горизонтальной пластине, находящейся на основной горизонтальной пластине
в.
в вершине угла сборки
5. При сварке угловым узким швом:
а.
необходимо делать поперечные колебания электродом
б.
не надо делать поперечные колебания электродом
в.
необходимо увеличить длину дуги
6. При сварке нахлёсточного соединения электрод устанавливается:
а.
под углом 45 градусов к вертикальной плоскости и наклоном 15-30 градусов в сторону направления сварки
б.
в вертикальной плоскости с наклоном 15-30 градусов в сторону направления сварки
в.
в вертикальной плоскости с наклоном 15-30 градусов в противоположную сторону направления сварки