Автор: Домошенкина Елена Валерьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: КГБ ПОУ "Автомобильно-технический колледж" Населённый пункт: г Уссурийск, Приморский край Наименование материала: статья Тема: Организация научно-исследовательской деятельности Раздел: среднее профессиональное
Организация научно-исследовательской деятельности
в КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж»,
г Уссурийск, Приморский край.
Домошенкина Елена Валерьевна,
преподаватель дисциплины ОУД.08 Экология, мастер производственного обучения, по
профессии 18.01.02 лаборант-эколог.
Одним из требований, предъявляемых самой жизнью к выпускникам колледжей, является
самостоятельность
и
оригинальность
мышления,
умение
объяснить
наблюдаемые
явления,
основываясь на знаниях основных закономерностей развития живой природы.
Развитию
мышления,
целенаправленного
научного
поиска,
способствует
исследовательская
деятельность обучающихся. Организация научно-исследовательской деятельности у студентов –
это
составная
часть
обучения
и
воспитания
валеологических
аспектов
при
приобретении
профессии. Очень важно выявить одаренных студентов и обеспечить реализацию их творческих
возможностей, предоставить возможность самореализоваться в различных областях, в том числе
и
научно-исследовательской
деятельности
для
ступенчатого
образования
в
соответствии
с
требованиями ФГОС.
Организация научно-исследовательской деятельности является одной из приоритетных задач
нашего колледжа.
Целью научно-исследовательской работы обучающихся является углубленное изучение и
закрепление учебного материала, овладение разносторонними методами познания, современной
методикой научных исследований.
Основные задач:
- привлечение обучающихся к участию в научно-исследовательской работе;
- развитие всех форм научно-исследовательской работы;
-
активное
участие
в
интеллектуальной
жизни
колледжа,
достойное
представление
ее
в
конференциях, смотрах и конкурсах научно-исследовательских работ;
- формирование интереса, склонности обучающихся к научно-исследовательской деятельности,
умения и навыка проведения исследований;
- развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений, валеологического аспекта;
- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
- способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Формы работы:
- работа в кружке «Экология в доме» и внеаудиторных самостоятельных работах, группах по
интересам;
- выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под руководством преподавателя;
- участие в предметных олимпиадах;
- участие в курсовых работах, научных конференциях различного уровня и конкурсах научно-
исследовательских работ;
- участие в ежегодных научных конференциях ДВФУ школа педагогики «Первые шаги в науке».
Научно-исследовательской деятельностью может заниматься каждый обучающийся, успешно
справляющийся с обучением и активно участвующий в научно-исследовательской работе.
1
Результатом работы является ежегодная научная конференция в КГБ ПОУ «Автомобильно-
технический
колледж»,
на
которую
представляются
лучшие
работы
обучающихся
в
текущем
учебном году по разным направлениям.
Конференция проводится в конце декабря. В результате проводятся общие итоги работы в
этом направлении, проводится награждение, выдвигаются участники на межрегиональный конкурс.
Привлекая обучающихся к исследованиям, необходимо базироваться на их интересах. Все что
изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний.
Однако предлагаемые темы и рекомендуемые студенту методы исследования не должны повышать
его психолого-физиологические возможности.
Исследовательская деятельность должна вызвать желание работать, а не отталкивать своей
сложностью
и
непонятностью.
Для
того
чтобы
найти
именно
такого
студента,
которому
это
интересно, и который доведет работу до конца мы используем диагностику на теоретическом уроке
ипроизводственном обучении.
Побудительный этап представлен организационным мероприятием и проводится в сентябре
месяце. В ходе мероприятия:
1.
Выступление, с отчетом, о внутриколледжных исследованиях за прошедший учебный год.
Обращаем внимание на исследовательские работы, в которых участвовали обучающиеся по
профессии лаборант-эколог.
2.
Выступление
студентов-участников
внутриколледжных,
городских
и
межрегиональных
конференций. Обучающиеся рассказывают о преодолённых трудностях различного уровня
при работе и защите на конференциях.
3.
Презентация портфолио по итогам учебного года характеризует личность студента и работу
преподавателя над исследовательской деятельностью.
Как правило, после такого мероприятия 5-7 студентов изъявляют желание работать в этом
направлении.
На
уроке
закрепляем
виды
практической
деятельности
–
выполнение
практических
работ,
составление курсовых проектов. При проверке таких заданий обращаю внимание на научность, на
творческий подход к выполнению заданий, использование дополнительной литературы, интернет
ресурсов. Особое внимание обращаю на постановку цели, умение сделать выводы по проделанной
работе. После провожу диагностику, предлагается ответить на несколько вопросов:
1.
Интересна ли тебе была данная работа?
2.
Если да, то чем, если нет то почему?
3.
Хотелось бы расширить представление по данной теме?
При анализе таких анкет обращаю внимание на тех обучающихся, у которых к данному виду
деятельности проявляется стабильный интерес. В дальнейшем этим детям предлагается участие
в научно-исследовательской работе.
У
некоторых
обучающихся
заинтересованность
к
научно-исследовательской
работе
появляется после выступления студентов-участников.
Чтобы определиться с выбором темы также провожу анкетирование:
1.
Подумай, какие объекты живой и неживой природы тебя привлекают больше всего?
2.
Почему и чем интересен именно этот объект?
3.
Что бы хотелось узнать об этом объекте нового?
4.
Чем обусловлен данный интерес?
Перед
выполнением
работы
каждому
студенту
предлагаю
исследовательский
алгоритм.
Алгоритм исследования выстраиваем вместе с обучающимися:
2
1.
Определение
темы
исследования.
Тема
работы
должна
быть
актуальной
и
вызывала
у
студента интерес.
2.
Выделение из темы проблемы исследования.
3.
Определяется
цель
работы
(соответствует
формулировке
темы
исследования
и
может
уточнять ее). Цель должна быть конкретной, доступной, нужной, ее результаты интересны не
только ученику, но еще и какому-то кругу людей.
4.
Задачи исследования конкретизируют цель работы, определяют действия исследователя при
движении к поставленной цели.
5.
Определение объекта и предмета исследования.
6.
Определение
гипотезы.
Гипотеза
–
научно
обоснованное
предположение
о
возможных
результатах исследовательской работы.
7.
Методика
проведения
исследования.
Подробное
описание
всех
действий,
связанных
с
получением результатов.
8.
Шаги в исследовании.
9.
Предварительные выводы по теме.
10. Обработка
результатов
исследования.
Результаты
исследования.
Краткое
словесное
изложение новой информации, которую удалось получить студенту в процессе исследования
или эксперимента. При изложении результатов даются четкие объяснения новым фактам.
Полезно
привести
основные
количественные
показатели
и
продемонстрировать
их
на
графиках и диаграммах.
11. Формулирование окончательных выводов.
12. Оформление результатов.
Обучающиеся, проявляющие интерес к исследованиям на курсе делают первые шаги к участию
в работе межрегиональных конкурсов. Это можно проследить на одном из примеров.
В работе встречаются такие моменты, когда студент не может преодолеть знаниевый барьер,
обучающимся
необходима
помощь
преподавателя,
чтобы
начатое
дело
довести
до
конца.
Поэтому быть руководителем работы очень сложно, так как необходимо быть профессионалом,
систематически заниматься самообразованием, читать много дополнительной литературы, быть
всегда в поиске, достаточно много уметь. Роль научного руководителя – руководство: выбор
темы, формулировка цели, задач, выбор объекта и предмета, методов исследования, наблюдение
за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, обсуждение
результатов,
формулировка
выводов.
Все
перечисленное
мы
проводим
совместно
с
исследователями.
Проявление интереса к предмету, профессии, формирование навыков работы с литературой и
эксперимента,
желание
заниматься
дополнительно
во
внеурочное
время,
поделиться
своими
открытиями и достижениями с другими обучающимися – самый значимый и желаемый результат в
исследовательской деятельности студента.
Вывод
- Исследовательская работа обучающихся с экологическими проблемами, валеологическими
аспектами
способствует
высокой
творческой
активности,
развитию
самостоятельного
мышления;
- развитию интереса к исследованиям, экспериментальной работе;
- способствует использованию на уроках и внеурочное время разнообразных экологических
экспериментов в соответствии с требованиями ФГОС;
3
- исследовательская работа с валеологическими аспектами необходима при приобретении новых
знаний и навыков, здорового образа жизни, в том числе и навыков постановки и проведения
эксперимента, публичных выступлений и участия в конкурсах.
Навыки,
приобретенные
студентами
при
выполнении
практических
работ,
окажутся
необходимыми им при проведении самостоятельных научно-исследовательских работ.
Я
уверена,
что
организация
исследовательской
деятельностью
–
перспективный
путь
развития
обучающихся
для
того,
чтобы
сделать
обучение
познавательным,
научным,
качественным и творческим, тогда наши студенты будут конкурентно способными на рынке
труда.
Приложение
Под моим руководством студенты принимают активное участие в краевых, общероссийских
конкурсах, викторинах, олимпиадах, немножко о наших достижениях:
внутриколледжные мероприятия:
комплексная олимпиада по общеобразовательным дисциплинам (по биологии, экологии),
2012-2016, грамоты за призовые места;
научно-практическая студенческая конференция, «Экологическая культура, как основа
решения экологических проблем в городе Уссурийске и Приморском крае»
городские мероприятия:
экологический конкурс молодежных проектов «Что я предлагаю сделать для Уссурийского
городского округа» номинация «Город в капле воды», диплом за I место
экологический конкурс молодежных проектов «Что я предлагаю сделать для города» В
номинации «Зеленый транспорт», диплом II место
комплексная олимпиада по общеобразовательной дисциплине (биология) среди студентов
профессиональных образовательных учреждений Приморского края, проводимая в рамках
краевой Стажировочной площадки по работе с одаренными детьми и творческой молодежью,
сертификат;
муниципальная конференция исследовательских работ «Красота земная», «Экологическая
культура, как основа решения экологических проблем в городе Уссурийске», 2015г, диплом I
степени
краевые мероприятия:
межрегиональный конкурс творческих проектов, «Мой дом - планета Земля» в номинации
«Adcogitandumetagendumhomonatusest» (Для мысли и действия рождён человек), диплом
Iстепени;
краевая научно-практическая студенческая конференция «Экологические проблемы города и
края: вчера, сегодня, завтра», сертификат;
комплексная биологическая олимпиада в ДВФУ школа педагогики, сертификаты за I, II
места;
экологическая конференция исследовательских работ и природоохранных проектов «От Дня
Земли -к Веку Земли», «Экологическая культура, как основа решения экологических проблем
в городе Уссурийске и Приморском крае», грамота III место.
ежегодный конкурс «портфолио студентов», призовые места;
III региональной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» в ДВФУ,
«Контрольная закупка и определение качества консервированной кукурузы», сертификат;
4
IV региональной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» в ДВФУ,
«Земля-наш общий дом!», призовое место;
общероссийские и международные конкурсы:
всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада, грамота II место;
межрегиональный конкурс детских творческих проектов « Вода для большого города»,
диплом I ступени;
Iобщероссийский,
с
международным
участием, творческий
конкурс
обучающихся
и
педагогов «Моё Приморье!», диплом лауреата;
научно-исследовательская работа в «МГИА КЛИиО» «Моё Приморье!», диплом I степени;
общероссийский, с международным участием конкурс «МГИА КЛИиО» Мои достижения за
год, «электронное портфолио», диплом III степени.
5