"Обучение математике детей с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Петрова Галина Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 Населённый пункт: г.Шарыпово, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: "Обучение математике детей с ограниченными возможностями здоровья" Раздел: среднее образование
Учить не всех, а каждого.
Я работаю учителем математики в МБОУ сош №2. В школу приходят дети с
различным уровнем подготовки: с большим перерывом в учебе, с проблемами в
знаниях, отсутствием мотивации. Кроме того, в нашей школе обучаются ребята с
ограниченными возможностями здоровья.
Для таких ребят в школе созданы особые условия обучения, разработан и
осуществляется проект «Особый ребёнок». Нами проводится диагностическая
работа, которая выявила следующие особенности этих учащихся:
слабое развитие продуктивной деятельности,
несформированность таких операций мышления, как анализ и
синтез,
неумение организовать свою умственную деятельность,
отсутствие навыков самоконтроля,
слабая техника чтения и неумение вникнуть в смысл
прочитанного.
По решению ПМПК эти дети выведены на индивидуальное обучение.
Расписание уроков для них составляется совместно со специалистами
социально-психологической службы Центра образования, а учителя-предметники
составляют специальные программы обучения для каждого ученика в соответствии с
рекомендациями ведущих специалистов.
Два года я работаю с учениками 5-9 классов данной категории. В итоге мною
скорректирована программа по математике, за основу которой взята государственная
программа по математике для 5-9 классов с внесением изменений и дополнений:
усилены разделы, связанные с повторением пройденного материала; увеличено
количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью
учащихся; исключены отдельные трудные доказательства; теоретический материал
адаптирован для изучения в процессе решения задач и выполнения заданий
наглядно-практического характера.
Подготовка занятий занимает много времени, т.к. постоянно необходимо учитывать
особенности таких уроков:
небольшой объем подачи материала,
подготовительные упражнения,
опора на сравнения, сопоставления, противопоставления,
постоянное повторение и закрепление материала,
теоретические знания приобретаются индуктивным путем,
использование наглядности и дидактического материала,
связь материала с жизнью и другими предметами,
привитие практических умений и навыков,
смена видов деятельности на уроке,
здоровьесбережение
С ребятами, определенными ПМПК на индивидуальное обучение, занятия
по математике проходят в 5-6 классах по 3 часа, в 7-9 классах по 2,5 часа в неделю по
индивидуальному учебному плану. Среди этих учащихся с помощью социально-
психологической службы определила ребят, которые лучше усваивают информацию,
полученную на слух (аудиалы), тех, кто лучше усваивает зрительную информацию
(визуалы), а также тех, для кого преимущественное значение имеют ощущения тела,
движения, запахи, вкус и т.д. (кинестетики). Учитывая это деление, работу с ними
строю следующим образом:
Аудиалу на занятиях сама читаю задания (примеры) вслух (у
таких ребят первичное восприятие материала происходит на слух).
Визуалу предлагаю выбрать из данных примеров нужные (по
заданию) (для этих учащихся первично дается задание в виде записи, а затем
уже информация объясняется, записывается).
Кинестетику сначала даю задание: нарисуй, пересчитай, запиши
пример (равенство) (сначала они рисуют, затем считают, потом объясняют).
Для развития памяти и внимания сделала подборку таких упражнений и
заданий как: найди закономерность и продолжи числовой ряд; найди лишнее в ряду
и объясни свой выбор; найди отличия.
Для развития мелкой моторики выполняем упражнения с использованием
римской нумерации. На доске записаны примеры, ученик на парте конструирует
примеры при помощи палочек
31-13= XXXI- XIII=XVIII
5+7= V+VII=XII
20-6= XX-VI=XIV
Для развития логического мышления предлагаю ребятам занимательные
задачи .
Большую роль играет четкая организация урока, частая смена вида
деятельности, обязательно 3-4 физминутки. Для ребят 9 -11 лет даю упражнения на
координацию движений, для глаз и на внимание
Здесь зверушки все в порядке,
И сейчас сыграют в прятки!
Глазки поднимаем!
Всех запоминаем!
Глазки закрываете!
Глазки открываете!
Кто-то спрятался от вас!
Так кого здесь нет сейчас? …
В 12-16 лет дети уже не хотят делать физические упражнения, стесняются.
Поэтому им я предлагаю для разгрузки игры. Например, по очереди называя числа,
считаем от 1 до 30. Нельзя произносить число три и числа, в запись которых входит
цифра три. Вместо такого числа, надо сказать « не собьюсь». Это упражнение
постепенно усложняем, добавляем новые условия. Такая игра помогает мне также и
для установления контакта с ребёнком.
Т.к. учащиеся с ОВЗ часто плохо ориентируются в бытовых вопросах, я
стараюсь для занятий с ними сочинять задачи практического и экономического
характера.
Например:
-9+56=47(долг составил 9 рублей, прибыль-56 руб., в результате получили прибыль
47руб.).
45+(-60)=-15(выиграли 45 очков, а проиграли 60, в результате получаем проигрыш в
15 очков).
Посчитайте, чему равен доход семьи, если
Папа получает зарплату -
Мама получает зарплату -
Бабушка получает пенсию -
Подсчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько заплатит твоя
семья за коммунальные услуги.
Плата за наём
ТО
Вывоз мусора
Холодная вода
Горячая вода
Коллективная антенна
Всего
У учащихся плохо развита самостоятельность. Это учитываю при выборе
домашнего задания. Оно подбирается для каждого индивидуально и обязательно
дифференцированным (на «3», на «4», на «5»). Часто даю ребёнку творческое
задание: сочинить математическую сказку, составить кроссворд, ребус. На
следующем уроке мы обязательно разбираем решение.
Очень часто на индивидуальных занятиях с учащимися с ограниченными
возможностями здоровья использую компьютер (ноутбук). Там для объяснения
нового материала создаю презентации, для закрепления изученного показываю
решенные задачи, примеры, а так же примеры с некоторыми пропущенными
цифрами, знаками действий и даю задания вставить нужную цифру или продолжить
решение. Для отработки и проверки знаний, умений и навыков использую
тренажеры и тесты, сделанные мною или готовые.
Таким же образом даю им и домашнее задание (на карточках) (кому-то текст
задания, кому-то и текст, и рисунок, кому-то текст, чертеж и карточку-помощницу).
Работая с такими учащимися, пришла к выводу, что просто необходимо
делать рефлексию. Она помогает осуществлять обратную связь, помогает
определять, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их
деятельность на уроке, что нового они узнали, чего добились сами или при помощи
учителя, были ли решены задачи, которые учащиеся сформулировали вместе с
учителем в начале урока .
За два года работы мне удалось добиться положительных результатов в
мотивации к изучению математики, выполнения требований большинством
учащихся, установлен контакт с детьми. На уроках рабочая атмосфера, дети
включены в работу. Исходя из личного опыта, могу сделать вывод, что преподавание
математики для учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеет свои
особенности:
обязательная корректировка программы
необходимо подбирать только доступную для учащихся
информацию
продвижение по курсу должно быть спокойным, медленным
необходимо проводить систематическую работу над ошибками
обязательна психологическая и физическая разгрузка
непременны поощрения за успехи
комфортный психологический климат.