Напоминание

"Обучение математике детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Петрова Галина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Шарыпово, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение математике детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: среднее образование





Назад





ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Учить не всех, а каждого.
Я работаю учителем математики в МБОУ сош №2. В школу приходят дети с различным уровнем подготовки: с большим перерывом в учебе, с проблемами в знаниях, отсутствием мотивации. Кроме того, в нашей школе обучаются ребята с ограниченными возможностями здоровья. Для таких ребят в школе созданы особые условия обучения, разработан и осуществляется проект «Особый ребёнок». Нами проводится диагностическая работа, которая выявила следующие особенности этих учащихся:  слабое развитие продуктивной деятельности,  несформированность таких операций мышления, как анализ и синтез,  неумение организовать свою умственную деятельность,  отсутствие навыков самоконтроля,  слабая техника чтения и неумение вникнуть в смысл прочитанного. По решению ПМПК эти дети выведены на индивидуальное обучение. Расписание уроков для них составляется совместно со специалистами социально-психологической службы Центра образования, а учителя-предметники составляют специальные программы обучения для каждого ученика в соответствии с рекомендациями ведущих специалистов. Два года я работаю с учениками 5-9 классов данной категории. В итоге мною скорректирована программа по математике, за основу которой взята государственная программа по математике для 5-9 классов с внесением изменений и дополнений: усилены разделы, связанные с повторением пройденного материала; увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; исключены отдельные трудные доказательства; теоретический материал адаптирован для изучения в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера. Подготовка занятий занимает много времени, т.к. постоянно необходимо учитывать особенности таких уроков:  небольшой объем подачи материала,  подготовительные упражнения,  опора на сравнения, сопоставления, противопоставления,  постоянное повторение и закрепление материала,  теоретические знания приобретаются индуктивным путем,  использование наглядности и дидактического материала,  связь материала с жизнью и другими предметами,
 привитие практических умений и навыков,  смена видов деятельности на уроке,  здоровьесбережение С ребятами, определенными ПМПК на индивидуальное обучение, занятия по математике проходят в 5-6 классах по 3 часа, в 7-9 классах по 2,5 часа в неделю по индивидуальному учебному плану. Среди этих учащихся с помощью социально- психологической службы определила ребят, которые лучше усваивают информацию, полученную на слух (аудиалы), тех, кто лучше усваивает зрительную информацию (визуалы), а также тех, для кого преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус и т.д. (кинестетики). Учитывая это деление, работу с ними строю следующим образом:  Аудиалу на занятиях сама читаю задания (примеры) вслух (у таких ребят первичное восприятие материала происходит на слух).  Визуалу предлагаю выбрать из данных примеров нужные (по заданию) (для этих учащихся первично дается задание в виде записи, а затем уже информация объясняется, записывается).  Кинестетику сначала даю задание: нарисуй, пересчитай, запиши пример (равенство) (сначала они рисуют, затем считают, потом объясняют). Для развития памяти и внимания сделала подборку таких упражнений и заданий как: найди закономерность и продолжи числовой ряд; найди лишнее в ряду и объясни свой выбор; найди отличия. Для развития мелкой моторики выполняем упражнения с использованием римской нумерации. На доске записаны примеры, ученик на парте конструирует примеры при помощи палочек 31-13= XXXI- XIII=XVIII 5+7= V+VII=XII 20-6= XX-VI=XIV Для развития логического мышления предлагаю ребятам занимательные задачи
.
Большую роль играет четкая организация урока, частая смена вида деятельности, обязательно 3-4 физминутки. Для ребят 9 -11 лет даю упражнения на координацию движений, для глаз и на внимание Здесь зверушки все в порядке, И сейчас сыграют в прятки! Глазки поднимаем! Всех запоминаем! Глазки закрываете! Глазки открываете!
Кто-то спрятался от вас! Так кого здесь нет сейчас? … В 12-16 лет дети уже не хотят делать физические упражнения, стесняются. Поэтому им я предлагаю для разгрузки игры. Например, по очереди называя числа, считаем от 1 до 30. Нельзя произносить число три и числа, в запись которых входит цифра три. Вместо такого числа, надо сказать « не собьюсь». Это упражнение постепенно усложняем, добавляем новые условия. Такая игра помогает мне также и для установления контакта с ребёнком. Т.к. учащиеся с ОВЗ часто плохо ориентируются в бытовых вопросах, я стараюсь для занятий с ними сочинять задачи практического и экономического характера. Например: -9+56=47(долг составил 9 рублей, прибыль-56 руб., в результате получили прибыль 47руб.). 45+(-60)=-15(выиграли 45 очков, а проиграли 60, в результате получаем проигрыш в 15 очков). Посчитайте, чему равен доход семьи, если Папа получает зарплату - Мама получает зарплату - Бабушка получает пенсию - Подсчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько заплатит твоя семья за коммунальные услуги. Плата за наём ТО Вывоз мусора Холодная вода Горячая вода Коллективная антенна Всего У учащихся плохо развита самостоятельность. Это учитываю при выборе домашнего задания. Оно подбирается для каждого индивидуально и обязательно дифференцированным (на «3», на «4», на «5»). Часто даю ребёнку творческое задание: сочинить математическую сказку, составить кроссворд, ребус. На следующем уроке мы обязательно разбираем решение.
Очень часто на индивидуальных занятиях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья использую компьютер (ноутбук). Там для объяснения нового материала создаю презентации, для закрепления изученного показываю решенные задачи, примеры, а так же примеры с некоторыми пропущенными цифрами, знаками действий и даю задания вставить нужную цифру или продолжить решение. Для отработки и проверки знаний, умений и навыков использую тренажеры и тесты, сделанные мною или готовые. Таким же образом даю им и домашнее задание (на карточках) (кому-то текст задания, кому-то и текст, и рисунок, кому-то текст, чертеж и карточку-помощницу). Работая с такими учащимися, пришла к выводу, что просто необходимо делать рефлексию. Она помогает осуществлять обратную связь, помогает определять, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что нового они узнали, чего добились сами или при помощи учителя, были ли решены задачи, которые учащиеся сформулировали вместе с учителем в начале урока
.
За два года работы мне удалось добиться положительных результатов в мотивации к изучению математики, выполнения требований большинством учащихся, установлен контакт с детьми. На уроках рабочая атмосфера, дети включены в работу. Исходя из личного опыта, могу сделать вывод, что преподавание математики для учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности:  обязательная корректировка программы  необходимо подбирать только доступную для учащихся информацию  продвижение по курсу должно быть спокойным, медленным  необходимо проводить систематическую работу над ошибками  обязательна психологическая и физическая разгрузка  непременны поощрения за успехи  комфортный психологический климат.


В раздел образования