Игровая технология – применима для всех направлений воспитательной
деятельности,
в
них
развиваются
интеллектуальные,
моральные
и
волевые
качества,
эмоциональная
сфера
личности.
Технология
основана
на
деятельностном
подходе.
Характерной
особенностью
игровых
технологий
является замещение реальных условий или предметов на условные. Являясь
развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в
терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В современной школе, игровая деятельность используется в следующих
случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы
и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более общей технологии;
- в качестве урока или его части (введение, контроль);
- как технология внеклассной работы.
Игровая форма занятий создается на уроках и внеклассных занятиях при
помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения,
стимулирования к деятельности.
Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена
культуры:
- развлекательную ;
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
-
игротерапевтическую:
преодоление
различных
трудно стей,
возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
-
функцию
коррекции:
внесение
позитивных
изменений
в
структуру
личностных показателей;
-
межнациональной
коммуникации:
усвоение
единых
для
всех
людей
социально-культурных ценностей;
-
социализации:
включение
в
систему
общественных
отношений,
усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
•
свободная
развивающая
деятельность,
предпринимаемая
лишь
по
желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не
только от результата ;
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный
характер этой деятельности, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие.
•
эмоциональная
приподнятость
деятельности,
соперничество,
состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
Разновидности игрового урока.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы
игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г)коммуникативные,диагностические,профориентационные,
психотехнические и др.
Урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН и
д.р.;
ролевые игры, (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические,
предметные или дидактические игры, конструкторские, компьютерные);
сюжетно-ролевые игры, деловые игры, имитационные, организационно-
коммуникативные;
комплексные
игры
-
коллективно-творческие
дела,
досуговая
деятельность и др.
Дидактические:
расширение
кругозора,
познавательная
деятельность;
применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных
умений
и
навыков,
необходимых
в
практической
деятельности;
развитие
общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие:
воспитание
самостоятельности,
воли;
формирование
определенных
подходов,
позиций,
нравственных,
эстетических
и
мировоззренческих
установок;
воспитание
сотрудничества,
коллективизма,
общительности, коммуникативности .
Развивающие:
развитие
внимания,
памяти,
речи,
мышления,
умений
сравнивать,
сопоставлять,
находить
аналогии,
воображения,
фантазии,
творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные
решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие:
приобщение
к
нормам
и
ценностям
общества;
адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение
общению; психотерапия.
Технологический
алгоритм
игры
в
процессе
воспитания
и
обучения
представлен тремя основными компонентами.
1. Создание у участников игрового состояния.
2. Организация игрового общения.
3. Организация игрового действия.
Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических
операций:
- установления личного контакта участников игры;
- добровольного принятия детьми игровой роли;
- установления игровых правил, обязательных для всех участников;
- обеспечение авторитетного судейства, контроля за выполнением правил
игры;
- организации общения «от ребенка» (воспитатель должен эмоционально
идентифицировать себя с играющими детьми).
Очень важно включение самого педагога в игровое общение детей, при-
нятие им игровой позиции. Игра в процессе воспитания и обучения не может
существовать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом
участии
педагога
игра
становится
важнейшим
средством
воспитания
и
обучения.
Поэтому
профессиональный
педагог
должен
уметь
играть,
осмысленно выстраивать свою игровую позицию в детской игре.
Типичные проявления игровой позиции педагога.
- быстрый и органичный переход от реального плана поведения к игрово-
му поведению (например, совершенно серьезное подчинение приказу ребенка,
выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых действиях);
- проявление доброжелательного отношения к детям, оптимизма, чувства
юмора,
определенное
внутреннее
состояние
обращения
к
своему
детскому
опыту, своеобразная «инфантилизация» своего поведения;
- тонко скрытое педагогическое руководство детской игрой, незаметные
подсказки, помощь, без выхода из игровой роли.
Таким образом, основная идея технологии игры направлена на то, чтобы
воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей
формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем
больше воспитатель воспринимается детьми как желанный участник их игры.
2.Технология поддержки и переключения внимания детей во время
беседы с ними.
Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в
зарубежных
исследованиях
по
гуманистической
психологии.
К.
Роджерс
считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте.
Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать
ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что
педагог
может
создать
в
классе
нужную
атмосферу
для
индивидуального
развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
- на всем протяжении учебного процесса педагог должен демонстрировать
детям свое полное доверие к ним;
-педагог должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей
и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в
отдельности;
- педагог должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация
к учению;
- педагог должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к
которому всегда можно обратиться за помощью;
- важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого обучающегося;
- педагог
должен
развивать
в
себе
способность
чувствовать
национальный настрой группы и принимать его;
- педагог должен быть активным участником группового взаимодействия;
- он должен открыто выражать в классе свои чувства;
- должен
стремиться
к
достижению
эмпатии,
позволяющей
понимать
чувства и переживания каждого школьника;
- педагог должен хорошо знать самого себя и свои возможности.
Академик Российской академии образования Е. В. Бондаревская выделяет
ряд
существенных
требований
к
технологии
личностно-ориентированного
образования:
- диалогичность,
- деятельностно-творческий характер,
- поддержка индивидуального развития ребенка,
- предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия
самостоятельных
решений,
творчества,
выбора
содержания
и
способов
обучения и поведения.
По мнению Е. В. Бондаревской, педагог, в котором нуждается личностно-
ориентированная школа, должен удовлетворять следующим требованиям:
иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
проявлять гуманную педагогическую позицию;
заботиться
об
экологии
детства,
сохранении
душевного
и
физического здоровья детей;
ум е т ь
с о зд а ват ь
и
п о с тоя н н о
о б о га щ ат ь
к ул ьт у р н о -
информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-
смысловую направленность;
владеть
разнообразными
педагогическими
технологиями,
умеет
придать им личностно-развиваюшую направленность;
проявлять
заботу
о
развитии
и
поддержке
индивидуальности
каждого ребенка.
3 . Технология педагогической дигностики в процессе воспитания.
Диагностика воспитанности – это процесс определения педагогом уровня
сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в
системе
межличностных
отношений.На
основе
анализа
ее
результатов
осуществляется
уточнение
или
коррекция
направленности
и
содержания
основных компонентов воспитательной технологии.
Следует отметить, что проблема диагностики воспитанности в настоящее
время является одним из новых направлений педагогической диагностики и еще
находится
на
стадии
теоретической
разработки.
Вследствие
этого
в
педагогической литературе она еще не нашла достаточно полного отражения,
что
затрудняет
ее
научно
обоснованную
реализацию
в
воспитательных
технологиях. В то же время в повседневной жизни, как родители, так и учителя
и другие категории педагогов всегда стремятся решить эту задачу, зачастую
внося в ее результаты достаточно много субъективности. Вследствие этого
воспитанность одного и того же человека разными людьми оценивается по-
разному. Устранение этого недостатка невозможно без опоры на разработанные
к настоящему времени научно-теоретические позиции.
Прежде всего, необходимо уяснить сущность понятия «воспитанность» .
К
сожалению,
оно
не
рассматривается
в
прямой
постановке
ни
в
одном
отечественном словаре. В то же время в ряде педагогических работ в него
включены
те
личностные
характеристики,
которые
проявляются
во
взаимоотношениях человека с окружающими его людьми. Обобщение научных
п о з и ц и й
а в т о р о в
б е з
и х
д е т а л и з а ц и и
п о з в о л я е т
под воспитанностью понимать уровень
сформированности
(развития)
личностных
свойств
и
качеств
человека,
реализуемых
в
системе
межличностных отношений.
Инструментальная
часть
процесса
определения
уровня
воспитанности
представлена системой специальных методов, разрабатываемых в психологии и
педагогике, а также в других науках. Ряд авторов объединяют их в три группы:
всеобщих;
общих (традиционных);
специальных (частных) методов диагностики.
В
каче стве всеобщих
методов используются
основные
законы
диалектики – перехода количественных изменений в качественные, единства и
борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Главной их особенностью
является то, что они применяются для анализа всех без исключения явлений
объективной реальности, но дают в руки педагогов лишь ориентировочную
информацию об изучаемом объекте, требующую последующего уточнения.
Реализация общих (традиционных) методов диагностики воспитанности
позволяет
получить
уже
более
точные
результаты.
Они
уже
достаточно
разработаны
и
применяются
различными
категориями
педагогов.
Как
показывает
практика,
наиболее
доступным
из
них
является метод
наблюдения . Под ним понимается изучение особенностей личностной сферы
человека на основе анализа их внешнего проявления в естественных (учебных,
игровых, профессиональной деятельности и т.д.) условиях. Он предполагает
систематическое
целенаправленное
накопление
фактов,
характеризующих
поступки,
поведение,
суждения,
личностные
проявления
человека,
позволяющее сделать выводы об уровне его воспитанности.
Другим,
наиболее
часто
используемым
методом
диагностики
воспитанности, является индивидуальная диагностическая беседа -изучение
уровня воспитанности человека на основе анализа содержания высказываемых
им
оценочных
суждений
о
себе,
других
людях
и
явлениях
объективной
реальности. Педагог имеет возможность не только глубже познать внутренний
мир человека, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные
устремления, нацелить его на решение существующих проблем, вдохновить на
полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.
Следующим
методом
общей
группы
выступает метод
анализа
результатов деятельности - изучение уровня воспитанности человека на основе
анализа качества выполняемой им учебной, профессиональной, общественной и
др.
деятельности.Учет
педагогом
действий
и
поступков
воспитуемых,
достижений
и
недостатков
в
учебе,
выполнении
других
обязанностей,
что
позволяет
сделать
вывод
об
особенностях
личностной
направленности
конкретного
человека,
его
характера,
уровня
сформированности
жизненной
позиции и др.
Кроме изложенных методов диагностики уровня воспитанности человека
в психолого-педагогической литературе достаточно подробно освещены и ряд
других:
метод
анализа
документов - содержания
касающихся
человека
документов (характеристик, отзывов, рекомендаций и др.);
метод
эксперимента
– проявления
воспитанности
в
специально
созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество
обязательно проявится;
метод
анкетирования
(интервью) - содержания
даваемых
человеком
письменных
ответов
на
заранее
подготовленный
перечень
письменных
(устных) вопросов;
метод независимых характеристик – оценочного суждения других лиц о
воспитанности конкретного человека;
Другим
условием
повышения
достоверности
результатов
диагностики
воспитанности
выступает
применение
методов т ретьей
группы
-
специальных
(частных)
методов .
Они
преимущественно
используются
профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии -
психологической
диагностике
(психодиагностике).
С
этой
целью
п р е и м у щ е с т в е н н о
и с п о л ь з у е т с я м е т о д
о п р о с а ,
предусматривающий диагностику уровня воспитанности человека на основе
анализа
сделанного
им
выбора
из
предложенных
ответов
на
вопросы,
изложенные в специально разработанном опроснике.
Следует также отметить,
что
в
последние
годы
разрабатываются
и
активно
внедряются
в
практику
опросные методики, реализуемые с помощью компьютерных технологий .
Мы в своей работе,оцениваем уровень воспитанности обучающихся по
методике Н. П. Капустина, в конце учебного года.
Предлагаемая методика оценки воспитанности является развитием идей,
апробированных и проверенных в науке и практике, такими педагогами как Б.
П. Битинас, О. С. Богданова, К. Я Вазина, Н. К. Голубев, А. В. Зосимовский, Н.
И. Монахов, М. И. Шилова, Н. Е. Щуркова и др. В основе предлагаемой
методики три категории:
– Цели воспитания, выступающие в качестве критериев оценки;
– Показатели воспитанности, выступающие как задачи воспитания;
– Отношения как качества личности.
Например, цель воспитания – развитие любознательности, следовательно,
любознательность является критерием оценки. Совокупность показателей под
данный критерий (мне интересно учиться, я люблю читать, мне интересно
находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится выполнять домашние
задания, я стремлюсь получать хорошие отметки) характеризует образования
(качества), которые проявляются в реальных отношениях с миром.
Цель измерений воспитанности заключается в том, что,
1) Необходимо помочь каждому ученику установить постоянный диалог
с самим собой и общим миром;
2) Постоянно наблюдать за характером происходящих изменений;
3)
Выстраивать
воспитательный
процесс
целенаправленно,
то
есть
в
соответствии с потребностями развития личности и социально-нравственными
нормами.
Для каждого ученика с 1 по 11 класс разработаны анкеты. В анкетах
содержатся
критерии
и
показатели,
по
которым
и
оценивается
результат.
Учащимся
не
сообщается,
что
анкета
служит
для
измерения
уровня
воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь
лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому
всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета
поможет сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием
анкеты, обсуждают ее.
Когда учащимся поняли содержание анкеты, педагог объясняет правила
оценивания.
Сама процедура оценивания состоит в том, что обучающиеся во время
классного часа выставляют себе отметки по показателям. Затем им разрешается
взять
анкеты
домой
и
попросить
родителей
провести
оценивание.
Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается
методика оценивания. Далее отметки выставляет классный руководитель. В
случае если родители или классный руководитель затрудняются оценить то или
иное качество, отметка не ставится. Затем все отметки за каждый показатель
складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл уже за
каждый критерий. В результате получим шесть средних отметок. Сложив все
средние баллы, получим общий средний балл ученика за данный год обучения.
Ученик,
набравший
наибольшую
сумму,
в
рейтинге
классного
коллектива
занимает первое место, наименьшую сумму – последнее место. Все остальные
располагаются между этими двумя показателями.
Средняя арифметическая оценка по каждому показателю и суммарный
балл заносится в карту воспитанности. Наблюдения за процессом оценивания
дают интересный материал для сравнения различных точек зрения и оценки
уровня притязаний
Таким образом, рассмотренные теоретические положения технологии
воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление,
направленное
на
достижение
главных
целей
воспитания.
Это
позволяет
существенно повысить эффективность воспитательной деятельности, направить
воспитание
на
более
результативное
решение
задач
по
формированию
личностной сферы человека современного общества.