Внеклассное мероприятие по информатике "Информационный калейдоскоп"
Автор: Пронина Татьяна Александровна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МОУ Колобовская средняя школа Населённый пункт: Ивановская область, Шуйский район, п. Колобово Наименование материала: Методическая разработка Тема: Внеклассное мероприятие по информатике "Информационный калейдоскоп" Раздел: полное образование
И
ВАНОВСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Ш
УЙСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙРАЙОН
Муниципальное образовательное учреждение
«Колобовская средняя школа»
Методическая
разработка
Внеклассное
мероприятие
по
информатике
«
Информационный
калейдоскоп
»
Пронина Т. А., учитель информатики
п. Колобово 2016
Внеклассное мероприятие по информатике
КВН «Информационный калейдоскоп»
(9-10класс)
Цели мероприятия:
формирование мотивации и
устойчивого интереса к изучению
информатики;
повторение и закрепление основного материала, представленного
в неординарных ситуациях;
формирование творческой личности, умение работать в коллек-
тиве;
воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор,
стойкости, воли к победе, находчивости;
Оборудование:
компьютерный проектор или интерактивная доска, интерак-
тивная компьютерная презентация, реквизиты для шуточных конкурсов.
Мероприятие начинается со вступительного слова ведущего и представ-
ления членов жюри и команд.
Ход игры.
Дорогие ребята, уважаемое жюри и самые талантливые и интеллекту-
альные участники команд. Мы рады приветствовать вас на КВНе «Информа-
ционный калейдоскоп » Нашу игру мне хотелось бы начать следующими
словами Виктора Гюго: «Ум человека имеет три ключа, всё открывающих, -
знание, мысль, воображение: всё в этом». И я думаю, именно эти слова долж-
ны стать девизом нашей игры. Наше кредо: «Важна не победа, а участие и ба-
гаж полученных знаний, умений и навыков». Я представляю вам жюри сего-
дняшних соревнований.
Представляю вам команды участников. ( Представление команд: назва-
ние, девиз) (Жюри подведите итог представления)
Послушайте, пожалуйста, правила игры.
Правила игры:
В игре участвуют 2 команды.
1.
Победителей каждого конкурса определяет жюри.
2.
В игре используют игровое поле, состоящее из 9 ячеек (по принципу
игры «Крестики-нолики») Каждая ячейка содержит название конкурса.
Команды по очереди выбирают любую из ячеек, и проводится конкурс,
соответствующий данной ячейке. Команда, победившая в конкурсе, за-
крывает ячейку своим логотипом, и получает 1 балл.
3.
Команда может заработать дополнительно 2 балла, закрыв первой гори-
зонтальную, вертикальную или диагональную последовательность яче-
ек.
4.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
(Представляется слайд с игровым полем)
Проводится жеребьёвка. Какая команда будет начинать игру.
Напутствие ведущего:
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Вы в поход отправляетесь смело
В мир загадок и сложных задач.
Объявляется первый конкурс.
1.
Конкурс «Разминка»
Блиц – опрос.
З а 2 минуты каждая команда должна верно ответить на как можно
большее количество вопросов, которые задает ведущий. Если команда затруд-
няется с ответом, капитан просит перейти к следующему вопросу, сказав
«Дальше».
Верный ответ приносит команде 1балл. Жюри регламентирует время и
подсчитывает количество верных ответов.
Вопросы для 1-ой команды
1.От счёта на пальцах человек стал переходить к счётам. Это происхо-
дило несколько тысячелетий назад. У китайцев эти счёты назывались «суан-
пан», у японцев – «серобян». Греки иногда называли это приспособление «са-
ламинская доска» по имени о. Саламин в Эгейском море. Но у греков было
ещё одно название этих счётов. Какое? (Абак)
2. В 1642 году молодой французский физик и математик создаёт первую
модель вычислительной машины, которая могла выполнять операции «+» и
«-». Назовите фамилию этого учёного. (Блез Паскаль)
3. Что является элементной базой ЭВМ четвёртого поколения? (БИС –
большие интегральные микросхемы)
4. Что такое сервер? (компьютер, предоставляющий пользователям свои
услуги, возможность соединения компьютеров в сеть.)
5. Программа управляет работой компьютера, если она находится …
( в оперативной памяти)
6. Может ли присутствовать компьютерный вирус на чистой отформа-
тированной дискете? (да, в загрузочном секторе диска)
7. Какой из перечисленных компонентов находится не в системном бло-
ке?
материнская плата,
монитор,
источник питания,
накопители на магнитных дисках.
8. Программа начальной загрузки компьютера находится…?
(В ПЗУ)
Вопросы для 2 - ой команды
1.
Как называется графический способ представления информации?
(Блок-схема)
2. Что такое видеоадаптер?
1) другое название монитора;
2) схема, управляющая монитором;
3)программа, управляющая монитором;
4) режим работы, в котором монитор отображает графику
3. В какой период началось массовое производство персональных
компьютеров?
1) 90-е годы;
2) 80-е годы;
3) 60-е годы;
4) 50-е годы.
(в 90-е годы)
4. Где теряется вся информация при выключенном компьютере? (в ОЗУ)
5.Может ли являться корневой каталог подкаталогом?
1) да;
2) нет. (нет)
6.Устройство, выполняющее арифметические и логические операции и
управляющее другими устройствами компьютера называется?
(процессором)
7. Разные файлы могут иметь одинаковые имена, если они…..
(хранятся в разных папках)
8. Чем архивный файл отличается от самораспаковывающего архива?
(для архивного файла для его распаковки нужна специальная программа)
2.
Конкурс «Синонимы»
Зачитываются по очереди 8 слов. Надо подобрать синонимы к каждому
слову. Команда, первой назвавшая синоним, зарабатывает 1 балл. Выигрывает
команда, набравшая больше баллов. Если счёт равный, то используются до-
полнительные задания.
№
п/п
Исходное слово
Слово-синоним
Основные слова (задания)
1
8 бит
Байт
2
СD ROM
Лазерный, оптический диск
3
Web-страницы
Сайт
4
Дисплей
Монитор
5
Компьютер
ЭВМ
6
Винчестер
Жёсткий диск
7
Общая шина
Магистраль
8
Система хранения
файлов и
организация каталогов
Файловая система
Дополнительные слова (задания)
9
Тактовая частота
Производительность, число
операций в секунду
10
Мозг компьютера
Процессор
11
WWW
Всемирная паутина
12
Протокол Интернета
TCP/ IP
3.
Конкурс капитанов.
Конкурс проводится по типу «Своя игра». Капитан выбирает тему и во-
прос. Цена вопроса указана. Каждый отвечает по 1 вопросу. Выигрывает, тот,
кто наберёт больше баллов.
Тема «Устройство компьютера»
10 - Каков первоначальный смысл английского слова «компьютер»?
(Человек, который производит вычисления)
20 - Главная часть системного блока. (Материнская плата)
30 - Что означает принцип открытой архитектуры?
(Возможность подключения дополнительного устройства)
40 - Почему на компьютерном жаргоне процессор называется камнем?
(основой микросхемы процессора является кристалл кремния)
Тема «Операционные системы»
10 - О какой компьютерной программе идет речь в песне?
Он мне дорог с давних лет
И его милее нет
Этих окон негасимый свет.
(Windows)
20 - Что такое драйверы? (Программы, управляющие работой
устройств компьютера)
30 - В процессе работы в Windows открыты пять окон программы. Как
определить какое окно активное?
(Активное окно то, где находится курсор и окно с выделенным заголов-
ком)
40 - Название чего может быть переведено с английского языка на рус-
ский как «мелкомягкая»? ( Название фирмы Microsoft)
Тема «Файлы. Файловая система»
10 - Оно есть как у файла, так и у человека. (Имя)
20 - Что такое файл?
(Место хранения информации на диске, имеющее имя)
30 - На что указывает расширение файла?
(На спецификацию файла (т.е. в какой программе создан файл))
40 - Как называется структура расположения файлов и папок на диске?
(Древовидная структура)
4.
Конкурс «Следы над бездной»
Конкурс представляет собой следы над бездной. Кто быстрее пройдёт
путь, отвечая на вопросы, записанные на следу. Если участник отвечает пра-
вильно на вопрос, то он движется дальше, если не отвечает, или отвечает не-
правильно,
то
продвижение
замедляется
и
движение
продолжает
другой
участник. Выигрывает тот, кто пришёл первым.
(Двигаются на время по-
очерёдно)
Вопросы:
1.
Какой российский город назван «в честь» древнейшего компью-
тера?
(Абак-ан – Абакан, столица Республики Хакасия. Абак -счёты в Др. Греции,
Риме, а затем в Зап. Европе до 18 в.)
2.
Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или
двоичная?
(И та и другая, ведь это синонимы.)
3. Если бы осьминоги умели считать, то какой бы системой они,
скорее всего, пользовались?
(Восьмеричной.)
4. На какой плате компьютера размещён процессор: на системной
или на материнской?
(И на той, и на другой одновременно, ведь это разные названия одной пла-
ты.)
5. Название какого узла устройства ЭВМ частенько выкрикивают в
театрах на хороших представлениях?
(БИС – большая интегральная схема. Бис - обращённый к исполнителю воз-
глас, требующий повторного исполнения.)
6. Какая русская пословица уже в те давние времена предупреждала о
пагубных последствиях перегрева процессора?
(На жару и камень лопнет.)
7 . Какой носитель информации имеет форму пиццы?
(Гибкий, жёсткий, компакт-диски.)
8. У кого головка находится на конце руки?
(У накопителя на жёстких магнитных дисках. Обычно головки чтения-запи-
си крепятся на специальном рычаге выборки, который называется Access
arm, а arm – это «рычаг» и «рука».)
9. Высокое разрешение – это подпись начальства на вашем заявлении
или способность монитора чётко отображать текст и графику.
(Последнее)
10. Что это за романтическое место в компьютере, где может прича-
лить усталое и потрёпанное бурями периферийное устройство?
(Порт)
5.
Конкурс «Знатоки русских пословиц»
Сформулировать известные русские пословицы по их блок-схемам.
1.
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
2.
Куй железо, пока горячо.
3.
С глаз долой - из сердца вон.
6.
Конкурс «В одной связке»
Бегемот провалился
в болото
Вы не придёте?
Бегу
Он утонет в
болоте
Смогу?
Помогу
да
да
нет
нет
Установить соответствие между словами из первого и второго столб-
цов.
1.Система
а) Папка
2.Тактовая
б) Винчестер
3.Жесткий диск
в) Устройство вывода
4.Монитор
г) Текстовый
5.Редактор
д) Операционная
6.ОЗУ
е) Сообщение
7.Электронное соообщение
ж) Частота
8.Хранилище файлов
з) Оперативная память
7. Конкурс «Алгоритм»
По данному тексту нужно составить алгоритмы, записав его на языке блок-
схем.
А)« -Наш бегемот провалился в болото…
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придёте,
Он утонет, утонет в болоте,
Умрёт, пропадёт
Бегемот!
- Ладно! Бегу! Бегу!
Если смогу, помогу!»
Ответ
8. Конкурс «Шуточный»
Все предложенные слова перевести на научный язык: «считало», «за-
поминало», «моргало», «казало», «нажимало», «кружило-запоминало», «хо-
дило-приставало».
(процессор, память, курсор, монитор, клавиатура, диск, пользователь)
9. Конкурс «Курочка ряба»
Любая информация может быть представлена не только в разной форме,
но и в разных жанрах. Необходимо представить сказку «Курочка ряба» в од-
ном из жанров: трагедия, комедия, боевик. Жанр определяется по выбору.
Реквизиты: яйцо, платок для бабушки, молоток, пистолеты, мышь, борода,
платок носовой.
10. Конкурс «Болельщиков»
Назвать и пропеть песни, в которых встречаются числа. (Например: Два-
жды два четыре, это всем известно в целом мире)
11. Конкурс художественной самодеятельности. (Домашнее задание –
придумать (переделать) песню о компьютере)
Жюри подводит итоги.
По итогам конкурса:
Награждаются грамотами в номинациях «Самый умный», «Самый наход-
чивый», «Самый весёлый».
Команде - победителю приз - ручки и тетради для записи мудрых мыслей,
всем участникам – ручки с пожеланиями, капитанам – блокноты.
Литература:
1.
Ашутова Т.В., Коннова Н.В. КВН «Веселая информатика» //Ин-
форматика в школе: Приложение к журналу «Информатика и об-
разование». 2003. №5 с. 52-54.
2.
Головина Т.Ю. Игра «Что? Где? Когда?» (X-XI классы) //Инфор-
матика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образо-
вание». 2003 №5 с.97-102.
3.
Пронин А.А., Пронина Т.А. Творческий проект «Необычный
КВН». //Информатика и образование. 2005. № 10. с. 2-8.