ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Желтова Лариса Юрьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №125 "Яблонька" Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область Наименование материала: Статья Тема: ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из важнейших задач реализации требований ФГОС является
позитивная социализация дошкольников. Для успешного решения данной задачи
необходимо сформировать адекватную самооценку у детей дошкольного
возраста.
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии
личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных
психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В.
Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И.
Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.с. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А.
Серебрякова, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А.
Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джеймс и др.
Понятие «самооценка» в психологии многогранно. Ученые и исследователи
постепенно расширяют и углубляют это понятие.
Основателем разработки проблемы самооценки является Уильям Джеймс
(1890). Он считает, что самооценка является эмоциональным образованием и
видит в ней неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой.
У. Джеймс под самооценкой понимает самоотношение. С.Л. Рубинштейн
под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится
на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка
рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки
представляют ценности, принятые личностью и на внутри личностном уровне
определяют механизм саморегуляции поведения .
Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок
отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки
имеет свою линию развития, а также различные уровни осознанности. Формы
взаимодействия самооценок разнообразны и нередко находятся в конфликтных
отношениях, что выражается в постоянных поисках личностью себя, внимания на
своем внутреннем мире.
В старшем дошкольном возрасте, на этапе предшкольного образования начинает
складываться самооценка – обобщенное и дифференцированное отношение
ребенка к самому себе (Л.С.Выготский), важная личностная инстанция,
опосредующая отношение ребенка к самому себе. Источниками формирования
самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и
опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Самооценка выступает
1
важнейшей личностной инстанцией, выполняющей функцию регуляции
поведения и деятельности ребенка в соответствии с социальными нормами. В
составе самооценка следует разделять содержательное представление ребенка о
себе и своих свойствах – конкретные самооценки - и самоотношение (оценочный
компонент самооценки). К 7 годам формируется способность к адекватной,
критичной самооценке в конкретных видах деятельности, в то время как
адекватность самооценки по личностным качествам несколько запаздывает в
своем развитии (Чеснокова И.И). Содержательные представления о себе носят
ценностный характер (содержат определенную оценку – позитивную или
негативную своих качеств) и скорее предвосхищают, чем констатируют
индивидуальность.
Нормально
развивающемуся
ребёнку
свойственно
положительное
отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение «Я - хороший».
Однако дошкольник более объективно может оценить результат деятельности
сверстника, нежели разглядеть недочёты в своей работе. И это норма возрастного
развития,
так
как
самооценка
начинает
формироваться
лишь
в
старшем
дошкольном
возрасте.
К
этому
периоду
ребёнок
уже
понимает,
что
он
умеет
делать, а что не умеет; осознаёт не только свои действия, но и свои желания,
предпочтения,
настроения;
он
способен
понимать
и
принимать
речевые
инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае,
если оно не противоречит его интересам. На фоне эмоциональной зависимости от
оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в
стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Формирование
адекватной
самооценки,
умения
видеть
свои
ошибки
и
правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля. Это
имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного
усвоения норм поведения, следования положительным образцам.
Литература
1.
Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы».
СПб, 2003.
2.
Алямовская, В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения /В.Г.
Алямовская // Современный детский сад. – 2007. - №1. - С.21-25.
3.
Боцманова М.Э. Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной
саморегуляции в младшем школьном возрасте/ Нов. Исследования в
психологии. М. Педагогика, №2, 1998.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006, - 713 с.
5.
Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977, 143с.
2
3