"Работа с родителями по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
Автор: Говоркова Инна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Промышленновский д\с№4" Населённый пункт: пгт.Промышленная, Кемеровская обл. Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Работа с родителями по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
дошкольного возраста.
Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка,
невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по
безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с
родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в
детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это- одно из важнейших
направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы
домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных
случаев. В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы
дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие
с семьями детей. Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей
осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании
ребенка.
Для решения данных проблем были поставлены следующие цели и задачи:
Цель работы с родителями:
Создание условий для повышения образовательного уровня родителей по
вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста; обозначить круг
правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Задачи :
· С помощью разнообразных методов и приемов повысить родительскую
компетентность в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей
дошкольного возраста;
· Содействовать установлению между воспитателями и родителями
доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое
сотрудничество;
· Создать условия для обогащения детско-родительских взаимоотношений и
формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной
деятельности с родителями и взаимной помощи;
· Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по
формированию основ правил пожарной безопасности, правил дорожного
движения и безопасной жизнедеятельности.
· Выработать систему воспитательно-образовательной работы по
формированию навыков безопасного поведения.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Подготовительный (ознакомительный).
· Определение содержания, форм и методов процесса взаимодействия семьи
и детского сада.
2. Просветительский. Планирование работы ДОУ по взаимодействию с
семьями.
3. Совместной деятельности с семьей. Совместная деятельность по схеме
педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог.
Также в своей педагогической деятельности активно используем формы работы
с родителями: Это традиционная, просветительская, нетрадиционная, и их виды.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
1. Традиционная
· Анкетирование, тестирование, опрос.
· Родительские собрания, беседы;
· Игры-тренинги;
· Совместные заседания педагогов и родителей с использованием
мультимедийного оборудования.
· Совместные экскурсии в пожарную часть.
Традиционная форма работы с родителями это:
- родительские собрания, но родительские собрания проводятся не в обычной
форме. А с целью активизации и заинтересованности родительской
общественности, мы включаем игры-тренинги, в процессе которых родители
включаются в обсуждения, предлагаются различные ситуации, в которых они
пытаются проанализировать и найти приемлемое решение, примерные темы
которые мы уже использовали в своей практике, например: «Спички не тронь, в
спичках огонь», «Волшебные знаки», «Один дома»..и т.д.
- Проводятся родительские собрания, беседы с решением проблемных
обучающих ситуаций;
-Родители совместно с детьми ездят на экскурсию в пожарную часть,
возвращаясь обогащенные новыми впечатлениями о профессии и труде
пожарных.
2. Просветительская форма работы.
· папки–передвижки;
· консультации;
· выпуск буклетов;
· выставки рисунков;
· мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС;
· показ открытых мероприятий;
· памятки для родителей;
· видеофильмы;
· совместное пополнение предметно-развивающей среды.
Просветительская работа с родителями:
В работе с родителями активно используются:
-стенды для размещения информации различной направленности;
папки-передвижки, в которых указана вся важная информация, касающаяся
пожарной безопасности, безопасного поведения на дорогах, на улице и в быту.
- Консультации для родителей на тему: «Ребенок при пожаре», «Что делать с
незнакомцем»
- выпускаем буклеты, которые помогают родителям узнать о правилах
безопасности.
- Проводятся мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС.
«Спички не тронь, в спичах огонь», «Верные помощники ГИБДД», «Волшебные
знаки»
С каждым из родителей проводим индивидуальную беседу по вопросам участия
в совместных мероприятиях. (детские рисунки совместно с родителями)
3. Нетрадиционные формы работы.
· электронный диск;
· мини-собрания (по интересам);
· индивидуальный безопасный маршрут;
· мастер-класс;
· ролевые, имитационные и деловые игры;
· круглый стол.
Нетрадиционная форма работы:
- Активно используем электронные диски с информацией для родителей по
пожарной безопасности, правилам дорожного движения, основам безопасности
жизнедеятельности. На дисках помещаем как теоретический, так и
практический материал для ознакомления и использования в домашних
условиях: в виде консультаций рекомендаций, мультфильмов, дидактических
игр. Подготовленный готовый материал активно используем в работе с
родителями при проведении: недели безопасности, декад, месячников. Затем
при проведении родительских собраний в группе выносятся на обсуждение.
Полученные знания родителями еще используются в решении проблемных
ситуаций, что дает более эффективное и качественное повышение уровня
знаний в области безопасности. Особенно такой вариант активизирует и
обогащает знания малоактивных родителей.
Одной из интересных форм работы является: выполнение совместного
домашнего задания родителей с детьми по разработке безопасного маршрута, в
котором указан правильный безопасный путь от дошкольного образовательного
учреждения к дому. В результате такой работы- в нашей группе разработан
маршрут на каждого воспитанника.Совместная работа педагогов и родителей
позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а
также улучшению взаимоотношений в семье и подготовить ребенка к встрече с
различными сложными жизненными ситуациями.