Напоминание

Пишем сочинение на "отлично"


Автор: Шамина Екатерина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: город Корсаков, Сахалинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Пишем сочинение на "отлично"
Раздел: полное образование





Назад





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

По литературе

для 10 класса
Пишем сочинение на «отлично» уровень образования (класс):
10 «Б" (основное общее образование)
количество часов:
всего 34 часа; в неделю 1час.
срок реализации: 1 год Разработчик рабочей программы: учитель русского языка и литературы, Шамина Е.В.
Корсаков 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса разработана на основе методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Пишем сочинение на «отлично»» (М, Просвещение,1990). Предлагаемый курс имеет свою цель: 1) способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи, 2) научить уместному, умелому использованию языкового потенциала, 3) систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений, 4) развивать творческие способности.
Задачи элективного курса:
> помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к написанию сочинения; ^ совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание; ^ формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; ^ совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; ^ совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; ^ формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Общая характеристика
Сочинение - один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения - формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др. Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»...Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе). Но каждый раз,
проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего. Особенно это касается сочинений старшеклассников. Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу. Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед выпускным сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие старшеклассники попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так. Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ. Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Развитие коммуникативной, литературоведческой компетентности старшеклассников через обращение к шедеврам русской литературы 19 -20 вв. В соответствии с концепцией модернизации российского образования элективный курс направлен на профилизацию обучения с дальнейшей специализацией, что позволит существенно расширить выбор школьником индивидуальной образовательной программы и удовлетворить свои интеллектуальные потребности. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно и устно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для достижения вершин в любой профессии. Перечисленные задачи формируются на основе знаний произведений русской литературы, норм русского литературного языка, творческого
использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических). Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес и необходимые для определения профиля обучения: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра. Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность.
Место курса
Учебный курс предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа как дополнение к базовому курсу по русскому языку и литературе
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании курса учащиеся должны: • знать основные понятия теории сочинений разных жанров, • уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением, • обладать навыками работы со справочным материалом, • обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать, • владеть коммуникативными навыками, • в л а д е т ь языковым потенциалом, умело и с п ол ь зо ват ь художественные средства языка, • уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров, • оценивать свои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесённости. Методические и дидактические приёмы при обучении: • лекция с элементами беседы, • практическая работа (закрепление навыков), • тренировочные упражнения (с предоставлением разного уровня помощи: «Помощь 1» - наводящие вопросы, рекомендации по выполнению задания, «Помощь 2» - пример выполнения задания, вариант выполнения задания), • работа со справочным материалом (дополнительный материал из списка литературы, дополнительный материал, помещённый в курсе в виде словаря, отрывков критических статей), • написание творческой работы (как вариант домашнего задания: написание части сочинения на предложенную тему, написание творческой
работы по предложенному плану, в определённом жанре и т.д.), • защита творческих работ (знакомство с правилами подготовки публичного выступления, с основами ораторского искусства и другие), • творческие чтения, • проверочная работа (разного уровня сложности: от простого к сложному)
Техническое оборудование
1. Компьютер. 2. Медиа-проектор. 3. Музыкальные колонки. 4. Программные диски. 5. Интернет. 6. Электронная база презентаций
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол- во часо в Виды контроля Планируемые результаты освоения материала дата план факт 1 Введение. Цели и задачи факультативного к у р с а « Те о р и я и практика написания сочинений р а з н ы х ж а н р о в » . Анализ н а п р а в л е н и й т е м сочинений выпускных экзаменов, классификация их по сходным признакам. Т р е б о в а н и я к сочинению. Оценка сочинений. 1 Составление плана, опорной таблицы Иметь понятие о сочинении, тексте. З н ат ь особенности сочинения как текста. Уметь выделить основные признаки теста 2-3 Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение к а к идейно- художествен- н о е ц е л о е . Особенности эпических, лирических, драматических произведений. 2 Составление таблиц терминов (литературоведческих, обществоведческих), анализ формулировок тем сочинений, в к о т о р ы х е с т ь т е р м и н ы ; а н а л и з сочинений; составление плана сочинения, подбор фактического материала Знать основные теоретико литературные понятия. Уметь определить их роль.
4-5 Выбор темы и е ё анализ 2 Заполнение таблицы « Т и п ы т е м сочинений». Уметь анализировать формулировки тем сочинений, в которых есть термины. 6-7 План сочинения. Т и п ы п л а н о в . Раскрытие Понятий логичность, последовательность речи. 2 Р а б о т а п о тренировочным карточкам. Уметь составлять план сочинения, подбирать фактический материал 8- 10 Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Т р е б о в а н и я к написанию основной ч а с т и с о ч и н е н и я . Т р у д н о с т и п р и написании заключительной части сочинения. 3 Практическая работа. Композиционная организация: вступления, основная часть, заключение; индукция и дедукция, внутренняя полемичность. З н а т ь в и д ы вступлений, т ребования к написанию основной части сочинения. Уметь п и с ат ь вступления к сочинениям 11- 12 Проблемно тематическая типология сочинений. 2 Проверка конспекта, защита творче ских работ. Уметь обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы, составлять план. 13- 14 Сочинения- характеристики, сочинения литературно- критические, с о ч и н е н и я н а «свободную» тему. 2 Проверка конспекта, защита творче ских работ Уметь строить сочинения разных типов, отбирать фактический м а т е р и а л и структурироват ь его зависимости от жанра. 15- 16 Жанровая классификация сочинений. 2 Проверка конспекта Знать жанровую классификаци ю сочинений 17- 18 С о ч и н е н и е - литературный портрет. Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета 2 Практическая работа. Уметь п и с ат ь с о ч и н е н и е - литературный портрет.
к а к р а с к р ы т и е внутреннего облика персонажа. 19- 20 Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. 2 Письменный опрос Уметь п и с ат ь сочинение-эссе 21- 22 Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражение позиции учащихся. 2 Защита творческих работ. Умение писать сочиение-эссе. 23- 24 Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Т р е б о в а н и я к написанию. 2 Домашняя самостоятельная работа. Уметь п и с ат ь сочинение- рецензию. 25- 26 Сочинение - сравнительная характеристика. Особенности жанра. 2 Проверка практической работы. Исходная п о з и ц и я сравнения; сходства и различия, эволюция авторской м ы с л и , чувства, переживания. Уметь п и с ат ь сочинение- сравнительную характеристику. 27- 28 Сочинение - анализ э п и зода . П о н я т и е эпизода как части целого произведения. 2 Защита творческих работ. Эпизод как часть целого, роль эпизода. Уметь п и с ат ь сочинение- анализ эпизода. 29 Стилистические ошибки в сочинениях. 1 Стилистические нормы, нарушение норм. Проверочная работа (тест) Уметь находить стилистические о ш и б к и в сочинениях. 30- 31 Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок. 2 Н о р м ы с л о в о - и формообразования, нормы синтаксической связи. Проверочная работа (тест) З н а т ь в и д ы грамматически х ошибок, уметь их находить. 32- 34 Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум). 3 Написание творческой работы.
Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по

следующим критериям, утверждённым Рособрнадзором:
 Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, т.е. критерии для школ;  Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, т.е. критерии для ВУЗов.
Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз. При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года. К проверке по пяти критериям оценивания, утверждённым Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
Если в сочинении менее 250 слов, а в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение (изложение) выполняется самостоятельно. Итоговое сочинение - не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Итоговое изложение - не допускается списывания изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др). Если сочинение (изложение) признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания).
Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям,

оценивается по пяти критериям.

1. Соответствие теме.
Выпускник отвечает на вопрос, или размышляет над предложенной проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов. «Незачет»: работа не соответствует теме или в ней отсутствует конкретная цель высказывания.
2. Аргументация
. Привлечение литературного материала. Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст. «Незачет»: литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения.
3. Композиция и логика рассуждения.
Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства. «Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть.
4. Качество письменной речи.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла работы.
5. Грамотность. «Незачет»:
грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)
Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями,

реализующими образовательные программы высшего образования
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема и самостоятельности.
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Если при проверке сочинения по

критерию № 1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по

всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания Баллы К1. Соответствие теме Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. 2 Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 1 Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. 0 К2. Аргументация. Привлечение литературного материала Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе произведения (произведений) отечественной или мировой литературы по собственному выбору, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; выбор литературного произведения и аспекты его анализа 2 оправданны с точки зрения темы; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
Участник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения, и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы, и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения, и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. 1 сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. 0 К3. Композиция Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. 2 Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. 1 Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или 0
Требование № 1. «Объем итогового изложения»
Рекомендуемое количество слов - 250-300. Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста и времени, которое отводится на всю работу. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения
из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.). Если изложение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по пяти критериям оценивания). Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:
1. «Содержание изложения»;

2. «Логичность изложения»;

3. «Использование элементов стиля исходного текста»;

4. «Качество письменной речи»;

5. «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).
Критерий № 1 «Содержание изложения»
Проверяется умение участника передать содержание исходного текста. «Незачет» ставится, если участник существенно исказил содержание прочитанного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №2 «Логичность изложения»
Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения. «Незачет» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста»
Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста. «Незачет» ставится, если в изложении совершенно отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции. «Незачет» ставится, если низкое качество речи, в том числе грубые речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Г рамотность»
Проверяется грамотность участника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в изложении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 10 ошибок на 100 слов). При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи неслышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки. аргументация не убедительна. К4. Качество речи
Участник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. 2 Участник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 1 Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. 0 К5. Оригинальность сочинения Участник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. 1 Участник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. 0 К6. Речевые нормы Допущено не более 2 речевых ошибок. 2 Допущены 3-4 речевые ошибки. 1 Допущено 5 и более речевых ошибок. 0 К7. Орфографические нормы Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 3 Допущены 2-3 орфографические ошибки. 2 Допущено 4-5 орфографических ошибок. 1 Допущено более 5 орфографических ошибок. 0 К8. Пунктуационные нормы Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 3 Допущено не более 3 пунктуационных ошибок. 2 Допущено 4-5 пунктуационных ошибок. 1 Допущено более 5 пунктуационных ошибок. 0 Критерии оценивания Баллы К1. Соответствие теме
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. 2 Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 1 Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. 0 К2. Аргументация. Привлечение литературного материала Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе произведения (произведений) отечественной или мировой литературы по собственному выбору, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; выбор литературного произведения и аспекты его анализа 2 оправданны с точки зрения темы; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
Участник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения, и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы, и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения, и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. 1 сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. 0 К3. Композиция Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. 2 Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. 1 Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или 0

Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом



Критерии оценивания ответа на задание 25

Баллы

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
*Если

экзаменуемый

не

сформулировал

или

сформулировал

неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну

из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4

оценивается 0 баллов

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет
2
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст,
но
в комментариях допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста
1
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована
или
прокомментирована без опоры на исходный текст,
или
в комментариях допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,
или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
или
в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,
или
в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста
0

К3

Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет
1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
0


или
позиция автора исходного текста не сформулирована
К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (
привёл

не

менее

2

аргументов,

один

из

которых

взят

из

художественной, публицистической или научной литературы
)
3
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл
не менее 2
аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),
или

привёл только один аргумент из художественной, публицистической

или научной литературы

2
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт
1
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора),
но не привёл аргументов
,
или
мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»),
или
мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе
0

II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая

цельность,

речевая

связность

и

последовательность

изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0

К6

Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в

случае, если высший балл получен по критерию К10

2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
но

1

прослеживается однообразие грамматического строя речи,
или
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,
но
есть нарушения точности выражения мысли Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
0

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или одна негрубая ошибка)
3
допущено не более двух ошибок
2
допущено три-четыре ошибки
1
допущено более четырёх ошибок
0

К8

Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)
3
допущено одна – три ошибки
2
допущено четыре-пять ошибок
1
допущено более пяти ошибок
0

К9

Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет
2
допущено одна-две ошибки
1
допущено более двух ошибок
0

К10

Соблюдение речевых норм
допущено не более одной речевой ошибки
2
допущено две-три ошибки
1
допущено более трёх ошибок
0

К11

Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют
1
допущены этические ошибки (одна и более)
0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
1
допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале
0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12)

23
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям

ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено одна – три ошибки; К9 – грамматических ошибок нет; К10 – допущено не более одной речевой ошибки. Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов. Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205) «61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом... 62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу». Существенным расхождением считается расхождение в 8 и более первичных баллов между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 25 (по всем 12 позициям оценивания). В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.
Описание

учебно-методического

и

материально-технического

обеспечения

образовательного процесса

Список литературы, образовательных ресурсов
1. Васильева О., Пахомова С. Как писать экзаменационное сочинение. С -П.: С.-П. ГУ, 1996. 2. Айзерман Л. С. Сочинение о сочинениях. М.: Просвещение, 1986. 3. Айзерман Л. С. Школьник пишет сочинение. М.: Просвещение, 1977. 4. Коктев Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. Ь.: «Школа-пресс», 1994. 5. Лазаренко Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. М.:, 1990. 6. Обернихина Г. А. Как писать сочинение. М.: издательство РИПКРО, 1989. 7. Обернихина Г. А. Сочинение на литературную тему М.: Аркти, 1998. 8. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 класс)» сост. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. М.: Просвещение, 1986. 9. Сочинение: практическое пособие. М.: Московский лицей, 1996. 10. Крундышев А. А. Сочинение как вид самостоятельной работы. М.: Просвещение, 1987г. 11. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: «Просвещение», 2001г. 12. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. Р.Я.Ш. 2001 №2. 13. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе.9-11 кл. М.: «Дрофа», 2002г. 14. Котельникова С.А. Аннотация - отзыв - рецензия. Р.Я.Ш. 1998 №1. 15. Никитина Е.И. Анализ эпизода из художественного произведения как жанр ученического сочинения // Русский язык в школе, 2003. - № 4.


В раздел образования