Напоминание

Развитие мелкой и артикуляционной моторики.


Автор: Трухина Альбина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ "Приобская НОШ"
Населённый пункт: п Приобье
Наименование материала: Консультация для родителей, имеющих детей-инвалидов.
Тема: Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Консультация для родителей, имеющих детей-инвалидов в рамках «Школы для родителей»

26.10.2016 г.

Тема: «Развитие мелкой и артикуляционной моторики»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ (ПАЛЬЦЕВОЙ) МОТОРИКИ
Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем проще ему будет осваивать речь. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные мани- пуляции малой амплитуды. Значение развития мелкой моторики: 1. Повышают тонус коры головного мозга. 2. Развивают речевые центры коры головного мозга. 3. Стимулируют развитие речи ребенка. 4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи. 5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики. 6. Развивают чувство ритма и координацию движений. 7. Подготавливают руку к письму. 8. Поднимают настроение ребенка. Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавлива- ют почву для последующего формирования речи. Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно про- водить различные виды изобразительной деятельности, лепку и аппликации на разные темы в зависимости от поставленных целей. Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с ро- дителями и в детских учреждениях с педагогами. Мелкую моторику рук развивают:  Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;  Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;  Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выли- вать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;  Рисование карандашами (фломастерами, кистью);  Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Ста- райтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логиче- ское мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений орга- нов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизно- шения. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диф- фузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развивают- ся постепенно. Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включа- ющие сложный комплекс движений. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Неразвитость, вялость мышц языка, нижней челю- сти, мягкого нёба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко яв- ляются причиной плохого произношения. Совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для пра- вильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики,то есть системы упражнений для развития речевых органов. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определен- ных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определен- ная последовательность — от простых упражнений к более сложным. В ходе упражне- ний все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последова- тельно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы можно было контролиро- вать качество движения, а ребенок мог ощущать, осознавать, контролировать и запоми- нать свои действия.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно, чтобы выраба- тываемые двигательные навыки становились более прочными. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна прово- диться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соот- ветствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отно- шение к занятиям, ст ремление правильно выполнять упражнения. Для этого необходимо использовать игру, как основную деятельность детей, а, следова- тельно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красоч- ного и забавного оформления игры-занятия подбираются картинки, игрушки, сказоч- ные герои, привлекаются стихотворные тексты.
Правила проведения артикуляционной моторики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатывае- мые у детей навыки закреплялись. 2. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. 3. Не следует предлагать детям больше 5 упражнений за раз. 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать опре- деленную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. 5. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 6. Из выполняемых 5 упражнений новым может быть только одно, а остальные да- ются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упраж- нение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отра- батывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игро- вые приемы. 7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ре- бенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном по- ложении. 8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы само- стоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ре- бенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен на- ходиться напротив ребенка лицом к нему. 9. Работа организуется следующим образом:  Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.  Показывает его выполнение.  Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 10.Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за каче- ством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич-
но по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуля- ционная гимнастика не достигает своей цели. 11.В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражне- ние неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажи- те ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), под- бодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Учитель-логопед Трухина А.А.


В раздел образования