Автор: Снопова Людмила Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Урок математики "Приемы вычитания вида 35 - 7" Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 270
Красносельского района Санкт-Петербурга
Учитель: Снопова Людмила Александровна
Предмет: математика
Класс : 2
Раздел
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Устные приемы вычисления. ( 28 часов)
Тема урока
Прием вычитания вида 35 – 7.
Тип урока
Урок «открытия нового знания»
Цели
Сформировать представление об устном способе вычитания однозначного числа из двузначного в
пределах 100 с переходом через разряд
Ввести алгоритм устного вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты
Личностные
умения
Метапредметные умения
Предметные умения
• Проявлять:
-интерес к изучению
темы;
- желание
осваивать учебный
материал,
необходимый для
решения задачи;
- осознание
собственных
достижений при
освоении учебной
темы;
-позитивное
Познавательные умения:
- определять порядок вычитания однозначного числа из двузначного с
переходом через разряд, используя устные приемы вычислений;
- определять удобный и рациональный способ вычитания однозначного
числа из двузначного с переходом через разряд и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретенные знания при решении задачи.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-выполнять учебные действия по алгоритму;
- проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку.
Коммуникативные умения:
- комментировать, работая в паре, действия устного вычитания
двузначных чисел с переходом через разряд, используя математические
термины;
• Выполнять вычитание
однозначного числа из
двузначного с
переходом через разряд,
используя устные приемы
вычислений;
•Решать задачи, используя
свои числовые данные .
1
отношение к
результатам
обучения.
-формулировать собственное мнение;
- согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного
диалога.
Оборудование урока
Информационный материал:
Учебник «Математика» Моро.М.И, 2 класс,ч. 1, методическое пособие.
Демонстрационный материал:
Алгоритм сложения и вычитания двузначного и однозначного числа с
переходом через разряд.
Интерактивный материал:
Карточки с индивидуальным заданием, карточки для устного счёта,
презентация, лист для самооценки и самоанализа.
Технология изучения темы
I.
Организационный момент.
Беритесь, ребята,
Скорей за работу,
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёту!
(Дети выполняют шаг Буратино, оценивают своё состояние и
настроение на начало урока, делают соответствующие отметки в
тетради )
II.
Самоопределение к деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый результат
•
Мотивировать к
изучению
темы.
Весёлый Математик однажды отправил Незнайке письмо. Но Незнайка не
может его прочитать, потому что не может решить примеры, чтобы
Личностные умения
— проявлять интерес к
2
• Выявить умение
расшифровать
изречение.
расшифровать запись. Хотите помочь Незнайке прочитать письмо? Что для
этого нужно уметь делать?
32 - 3 =___ ( НЕ) 56 - 7 =___ (НИ) 72 - 4 =___ (ЗНА)
24 - 9 =___ (ЮТ) 97 - 9 =___ ( ДА) 70 - 7 = ___(БЕЗ)
60 – 9 =___ ( Я ) 81 – 3 = ___ (СЯ) 92 – 8 = ___(РА)
45 - 6 =___ (СТА)
68
49
51
29
88
15
78
63
39
84
49
51
(Знания не даются без старания)
Можете ли вы сейчас расшифровать и прочитать запись? Что для этого нужно
знать и уметь? Есть ли у вас желание этому научиться?
изучению темы;
— проявлять желание
помочь Незнайке.
III.
Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности
Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У).
Планируемый результат
Цели:
• Актуализировать
знания о
составе числа10.
• Научить:
— определять
порядок устного
вычитания
однозначного числа
из двузначного в
пределах 100 с
Задание 1 (З)
Сегодня 29 ноября. Расскажите все, что можете сказать об этом числе.
Задание 2 (З)
Покажите состав числа 10. «Засели домик»
Задание 3 (З)
Замените суммой разрядных слагаемых числа: 37, 59, 48, 66.
(Задания 2 и 3 выполняют по выбору в паре с последующей взаимопроверкой
и самооценкой «Светофор».)
Задание 4 (З) Учебник с.67 № 2.
На какие две группы можно разделить выражения. Запишите только суммы и
найдите их значения. Расскажите, как выполнили вычисления, используя
Познавательные умения:
— определять порядок
устного вычитания
однозначного числа из
двузначного в пределах
100 с переходом через
разряд и обосновывать
своё
мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное
3
переходом через
разряд и
обосновывать своё
мнение;
— комментировать
действие
устного вычитания
однозначных чисел
из двузначных в
пределах 100
с переходом через
разряд, используя
математические
термины;
— выполнять
вычитание
однозначных чисел
из двузначных чисел
в пределах 100 с
переходом
через разряд
используя алгоритм;
— выполнять
учебное задание в
соответствии с
поставленной целью;
— проверять
результат
выполненного
задания и вносить
корректировку
алгоритм.
(Проверка по образцу, самооценка «Светофор»)
Задание 5 (П)
Рассмотрите рисунок и объясните, как выполнили вычитание 35 – 7.
Задание 6 (П)
Можно ли утверждать, что при вычитании однозначного числа из двузначного
вычитают сначала до круглого числа, а затем оставшуюся часть. Обоснуйте
свое мнение.
Задание 7(П)
Проанализируйте алгоритм и внесите в него изменения.
(В результате получается алгоритм)
Алгоритм вычитания из двузначного числа однозначного
с переходом через разряд.
1.
Сначала вычту из двузначного числа столько, чтобы получилось круглое
число.
2.
Затем вычту оставшуюся часть.
3.
Называю ответ.
Задание 8(У) Учебник с.67 № 1
Вычислите устно с использованием алгоритма.
Задание 9(У) Учебник с. 67 № 2 (верхняя строка)
Запишите разности и выполните вычисления.
(Проверка и самооценка «Светофор»)
Ф и з м и н у т к а
(для глаз, минутка дыхания с применением БОС технологии – тренировка
диафрагмального дыхания)
задание в соответствии с
поставленной целью;
— проверять результат
выполненного задания и
вносить корректировку.
Коммуникативные
умения :
— комментировать,
работая в паре, действие
устного вычитания
однозначного числа из
двузначного в пределах
100 с переходом через
разряд, используя
математические термины.
Предметные умения:
— выполнять устное
вычитание однозначного
числа из двузначного в
пределах 100 с переходом
через разряд;
4
IV. Закрепление изученного на уроке. Диагностические задания.
Цели:
• Установить
степень освоения
темы, а именно
умения:
— выполнять
вычитание
однозначного числа
из двузначного в
пределах 100
с переходом
через разряд,
используя устные
приемы вычисления;
— решать задачу,
используя устные
приемы вычислений.
1.
Составьте задачу по схеме, используя свои числовые данные (возраст
мамы и свой возраст) и решите её.
2.
Выполните вычисления арифметических выражений.
57 – 8= 83 – 5 =
74 – 6 = 65 – 7 =
42 – 7 = 36 – 9 =
(Самопроверка выполненного задания по образцу и самооценка «Светофор»).
Регулятивные умения:
— выполнять задание в
соответствии с целью.
Предметные умения:
— выполнять устное
вычитание однозначного
числа из двузначного в
пределах 100 с переходом
через разряд;
— решать задачу,
используя устные приемы
вычитания.
V. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.
Цели:
• Стимулировать
интерес к процессу
решения задачи.
• Научить:
А теперь, когда вы научились решать новые примеры, вы готовы
расшифровать запись?
32 - 3 =___ ( НЕ) 56 - 7 =___ (НИ) 72 - 4 =___ (ЗНА)
Личностные умения:
— проявлять интерес и
творческое отношение к
решению задачи.
Познавательные умения:
5
на ?
— использовать
приобретённые
знания
при решении задачи;
— выполнять
учебное
действие в
соответствии с
целью;
— представлять
результат своей
деятельности.
24 - 9 =___ (ЮТ) 97 - 9 =___ ( ДА) 70 - 7 = ___(БЕЗ)
60 – 9 =___ ( Я ) 81 – 3 = ___ (СЯ) 92 – 8 = ___(РА)
45 - 6 =___ (СТА)
68
49
51
29
88
15
78
63
39
84
49
51
(Знания не даются без старания)
— использовать
приобретённые знания при
выполнении ситуативного
задания.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное
действие в соответствии с
целью.
Коммуникативные
умения:
— представлять результат
своей деятельности.
VI. Самоанализ и самооценка учащихся.
• Научить:
— соотносить
полученный
результат с
поставленной целью;
— оценивать
результат
учебной
деятельности.
Самоанализ.
Закончите предложение:
Мне важно научиться вычитать из двузначного числа однозначное,
потому что…
Самооценка.
Выберите нужное предложение и закончите его:
Я ……………… (очень, не очень) доволен(льна) результатом своей
работы, которую сделал(а) сам(а).
( Дети оценивают своё самочувствие и настроение на конец урока).
6