Напоминание

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ


Автор: Кулбалаева Руджана Фаязиевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГБУ ПОО "АБМК"
Населённый пункт: Г. АСТРАХАНЬ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Кулбалаева Руджана Фаязиевна
, преподаватель физики ГБУ ПОО «Астраханский Базовый Медицинский Колледж» г. Астрахань При деятельностном подходе в обучении физике главным действующим лицом на уроке является ученик. Деятельность учителя уподобляется любой другой профессиональной деятельности. Деятельность учителя должна начинаться с формулирования цели, в которых должен быть указан конечный продукт и его свойства. (ученик с новыми знаниями, умениями, качествами личности). [1]  Все знания, умения, качества личности человек приобретает только сам через свою собственную деятельность.  Человеком осознается только то, что составляет цель его деятельности.
Схема деятельности учителя на уроке:

Ориентировочный этап
Предмет Учащийся с их знаниями, умениями, качествами личности Средства Предметный знания Действия Логические приемы мышления Конечный продукт Программа «преобразования» учащихся

Исполнительный этап (урок)
Предмет Учащийся с их знаниями, умениями, качествами личности, предшествующих уроку Средства Дидактические средства Действия Практические действия Конечный продукт Учащийся с новыми знаниями, умениями, качествами личности
Контрольный этап
Предмет Программа «преобразования» учащихся Средства Логические приемы мышления Действия Умственные действия Конечный продукт Информация о причине несоответствия составленной программе
Формулирование учителем цели своей деятельности
Цель должна быть сформулирована так, чтобы были указаны:  Деятельность, которую нужно выполнить;  Конечный продукт этой деятельности;  Свойства конечного продукта; С позиции деятельностного подхода, усвоение как результат учебной деятельности подразумевает человека, овладевшего видами деятельности, в котором научные знания используются как опорные. [3] Научные знания- понятия, суждения, теории. Понятие о физическом явлении, объектах, физических величинах. Суждения: научный закон, факт. В суждениях первого типа выражается обобщенная информация о некотором свойстве множества объектов, при этом само множество обозначается определенным термином- это научный факт. В суждениях второго типа выражается обобщенная информация об устойчивых связях и отношениях между физическими величинами- это физический закон. Физическая теория- совокупность научных знаний, организованных определенным образом.

Виды деятельности, связанных с физическими знаниями
Элементы физических знаний Виды деятельности По применению ЗН По созданию элементов ЗН Понятие о физическом явлении 1. Распознавание физического явления в любой ситуации 2. Воспроизведение явления Создание понятия о физическом явлении Понятие о физическом объекте 1. Распознавание физического объекта 2. Воспроизведение конкретного объекта, соответствующих понятию Создание понятия о физическом объекта Понятие о физической величине 1. Нахождение значения физической величины 2. Воспроизведение свойства, которое оценивается данной Создание понятия о физической величине Закон 1. Составление уравнения, описывающего конкретную ситуацию 2. Создание ситуации, в которой действует закон Выявление устойчивых связей и отношений между физическими величинами, описывающими явления, свойства Факт 1. Распознавание конкретной ситуации, соответствующей данному факту 2. Создание ситуации, соответствующая научному факту Получение научного факта Теория 1. Объяснение конкретной ситуации на основе теории 2. Предсказание новых физических явлений, объектов, их свойств на основе данной теории Создание теории (выделение постулатов, создание идеализированных объектов) Формулирование цели урока происходит в два этапа: сначала формулируется образовательная, затем развивающая цель. Образовательная цель: получить учащихся, усвоивших следующие знания: … Развивающая цель: получить учащихся, овладевших следующими видами деятельности: … Следует отметить, что использование мультимедиа технологий на уроках физики позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление, позволяет осуществлять поиск востребованной информации на электронных носителях и в сети Интернет. [2] Сегодня
основой организации самостоятельной работы учащихся является не только традиционная учебная литература, но все возможные виды электронных баз знаний. ИКТ выступают как инструмент исследования, как источник дополнительной информации, как способ с а м о о б р а з о в а н и я . Для современной школы актуальна модель развивающего обучения, ориентированного на личность. [4] Обществу нужно подрастающее поколение, которое помимо знаний о природе, владеет знаниями о способах различных видов деятельности и их осуществления, имеет опыт творческого созидания. В связи с этим, на всех этапах обучения учащихся становится актуальным деятельностный подход. Основная идея этого подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития учащегося как субъекта, что является целью современного образования.
Библиографический список
Библер, В. С. Мышление как творчество- М.: Наука, 1991. – 320 с. Бубашнева, Н.В. Деятельностный подход в обучении физике- Биробиджан, ОблИУУ, 2005. -36с. Джалмухамбетов, А. У. Современная естественнонаучная картина мира: учебно- методическое пособие/ А.У. Джалмухамбетов, М.А. Фисенко. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. -105 с. Купаевцев, А. В. Деятельностная альтернатива в образовании- М.: Педагогика, 2005.


В раздел образования