Автор: Дудышева Анна Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ЧДОУ ЦРР Детский сад "Ладушки" Населённый пункт: г. Ярославль Наименование материала: презентация Тема: Здоровьесберегающие технологии сохранения голоса Раздел: среднее профессиональное
голоса.
Логопед:
Дудышева Анна Владимировна
ЧДОУ ЦРР Детский сад «Ладушки»
ул. Лизы Чайкиной, д. 12
Тел. 73-26-39
г. Ярославль
Что Вы ожидаете от
семинара-практикума?
Цель семинара
Познакомить на практике с
технологиями сохранения
голоса
Голос
- это совокупность звуков,
производимых голосовым
аппаратом человека
Признаки нарушений голоса
●
Различная степень охриплости
●
Дискомфорт в гортани (сухость, першение и
т. д.)
●
Изменение интенсивности звучания
●
Расстройство высоты звучания
Голосовые расстройства
(по характеру нарушений)
●
Функциональные (носят временный,
преходящий характер)
●
Органические (связаны с изменениями
структуры органа или ткани)
Функциональные нарушения
голоса
●
Афония — отсутствие звучности голоса при
сохранности шепотной речи
●
Дисфония — расстройство голоса, при
котором голос сохраняется, но становится
неполноценным (хриплым, слабым,
вибрирующим и т. п.)
Основы голоса
Правильная работа мышц
голосового аппарата
Правильное физиологическое
и фонационное дыхание
Правильная голосоподача
Упражнения для активизации
мускулатуры шеи, наружных и
внутренних мышц гортани:
Наклоны головы с сопротивлением рук
Движение нижней челюсти вниз, в
стороны, вперед
Надувание щёк
Прикасание кончиком языка к мягкому
нёбу
Поднимание мягкого нёба как при зевке
Правильное физиологическое
и фонационное дыхание
Типы дыхания:
Грудной (костальный или рёберный)
Брюшной (абдоминальный)
Смешанный (костоабдоминальный
или диафрагмальный)
Правильное физиологическое
и фонационное дыхание
Упражнения:
Короткий вдох — надуть живот, выдох —
плавно втянуть, сделать паузу, расслабиться
Короткий вдох — надуть живот, на выдохе
произносить Ф (Ш, Ж, С, З, Х)
Короткий вдох — надуть живот, на выдохе
произносить сочетания звуков ПТК (ДБГ,
ГДБ, ПБ, ТД, КГ)
Правильное физиологическое
и фонационное дыхание
Упражнения под счёт:
Короткий вдох и счёт до пяти — пауза —
счёт до десяти — пауза — счет до
пятнадцати
Медленный выдох при счёте вслух до 8
(считать плавно, без пауз). Довести до 15,
20, 25
Прыгая на носках считать до 10 вслух без
добора дыхания. Добор дыхания, снова
прыгать под счёт до 10, затем ходьба на
месте под счёт до 10 (дыхание без шума)
гортани у детей
●
Преобладание фальцетного механизма
фонации
●
Гортань ребёнка начинает напоминать
гортань взрослого лишь к 7-ми годам
●
Несформированность голосовой мышцы
до 11—12 лет
Влияние громкости голоса
педагога на громкость голоса
ребенка
●
Громкий голос педагога заставляет ребенка
говорить громко
●
Тихий голос педагога приводит к
уменьшению громкости ребенка
●
Чтение текста тихим голосом приводит к
снижению темпа речи
●
Увеличение темпа речи в ряде случаев
способствует нормализации громкости
●
10 ступенчатая программа
устранения перенапряжения
голоса
Первая ступень
Я знаю правило, касающееся
моего голоса. Мне объяснили, что
такое перенапряжение голоса и
почему от него нужно избавиться
10 ступенчатая программа
устранения перенапряжения
голоса
Вторая ступень
Я могу, сказать,когда другие
люди
неправильно пользуются своим
голосом
10 ступенчатая программа
устранения перенапряжения
голоса
Третья ступень
Я могу, сказать,когда другие
люди
правильно пользуются своим
голосом
10 ступенчатая программа
устранения перенапряжения
голоса
Четвертая ступень
Я могу, сказать,когда я
неправильно пользуюсь своим
голосом
10 ступенчатая программа
устранения перенапряжения
голоса
Пятая ступень
Я могу, сказать,когда я
правильно использую свой
голос
10 ступенчатая программа
устранения перенапряжения
голоса
Шестая ступень
Я знаю ситуации, в которых я
неправильно пользуюсь своим
голосом
10 ступенчатая программа
устранения перенапряжения
голоса
Седьмая ступень
Я знаю ситуации, в которых я
правильно использую свой
голос
10 ступенчатая программа
устранения перенапряжения
голоса
Восьмая ступень
Я могу говорить без напряжения
голоса некоторое время
10 ступенчатая программа
устранения перенапряжения
голоса
Девятая ступень
Я могу говорить без напряжения
голоса большую часть времени
10 ступенчатая программа
устранения перенапряжения
голоса
Десятая ступень
Я все время могу говорить без
напряжения
голоса
Список литературы
●
АЛМАЗОВА Е.С. «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ВОССТАНОВЛЕНИЮ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ» М.: АЙРИС-ПРЕСС,
2005 Г.
●
ВИЛЬСОН Д.К. «НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ» М.:
МЕДИЦИНА,1999 Г.
●
ЛАВРОВА Е.В. «ЛОПЕДИЯ. ОСНОВЫ ФОНОПЕДИИ»
М.:ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «АКАДЕМИЯ»,2007 Г.
●
ЛАВРОВА Е.В. «ФОНОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ ПАРЕЗАХ И
ПАРАЛИЧАХ ГОРТАНИ» М.,1977 Г.
●
ПУСТЫННИКОВА Г.Н. «ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО И
ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА У СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ» М.,2005 Г.
Как беречь и сохранять голос?
Не кричите
Не шепчите
Не говорите, когда шумно
Учитесь говорить без напряжения
М е н ь ш е