Напоминание

"Развитие речи учащихся: составление рассказа по иллюстрации при помощи методики ТРИЗ"


Автор: Байнова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ №40"
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие речи учащихся: составление рассказа по иллюстрации при помощи методики ТРИЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение «Средняя школа № 40» им.Г.К.Жукова города Хабаровска Доклад на педсовете «Картинка без запинки» (развитие речи для учащихся 2-3 классов) подготовила учитель начальных классов Байнова Елена Владимировна г. Хабаровск 2015

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ
«Картинка без запинки». В настоящий момент «представленное многообразие программ по чтению свидетельствуют о следующих тенденциях в начальном обучении чтению: усиливается внимание к литературному образованию младшего школьника, к художественному и творческому развитию личности ребенка; происходит реализация комплексных задач обучения (обучение навыку чтения, речевое развитие, первоначальное литературное образование и развитие творческой деятельности детей в связи с чтением книг)». Выделим одну из задач обучения в начальной школе — речевое развитие. Действительно, развитие речи- важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышения орфографической грамотности. «Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысли словом» - так В. А. Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Ученика сами в процессе наблюдений должны «пораскинуть умом», задуматься, открыть новые законы математики, природы. И главное - выразить свою мысль словом. А для этого необходимы речевые упражнения, устные и письменные. Одним их важных видов таких упражнений является составление рассказа по картинке, а затем и сочинение по картинке художника. Казалось бы, что может быть проще. На практике же учителя зачастую сталкиваются с такой трудностью, как составление рассказа по картинке. Ребенок, как правило, составляет рассказ в лучшем случае из 4 - 5 простых предложений. В методических рекомендациях к таким урокам содержится серия вопросов для составления рассказов по картинке, они в основном имеют зрительный ориентир: описать действия, героев и т.д. Это дает возможность опираться на жизненный опыт ребенка, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть самое
главное, оживляет занятия. На конкретные вопросы учителя бывают конкретные ответы, но они не будят мысль ребенка, желание высказаться, - таким образом теряется мотивация речи. Ме тод и ка р а с с ка з а п о ка рт и н ке , п р е д с т а в л е н н а я И.Н.Мурашковской и Н.П.Валюмс, помогает успешно достигать цели развития речи при составлении рассказов по иллюстрации. Методический инструмент представлен в образных, доступных детскому восприятию формах. В основу методики положен инструментарий для формирования системно-диалектического способа мышления, разработанный в ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Авторы методики «шли от практики: слушали и анализировали ответы детей, слабые места и перекидывали через них мостики в виде соответствующих методических шагов. Сначала проверяли надежность каждого отдельного мостика, а затем начали выстраивать единую дорожку, ведущую к намеченной цели - рассказать картинку без запинки. Эффективность методических шагов авторы проверяли по измерениям результатов в работе детей и вводили соответствующие коррекции ». Можно перечислить основные требования, которые предъявлялись к этой методике: - целостность за счет полноты методических шагов; - инструментальность каждого шага методики в целом; - мотивационность каждого шага с точки зрения детей; - стимулирование индивидуального восприятия картинки каждым ребенком; - результативность, достижение целей курса. Я бы добавила еще, что ребенок, понимающий принципы составления рассказа по картинке, умеющий применять поэтапные шаги, может пользоваться этими инструментами и при написании изложения, сочинений и других творческих работ. Методические шаги и инструментарий Что нарисовано на картинке? Могут ли возникнуть у ребенка сложности при ответе на этот вопрос? Рассматривая любую картинку, приходишь к выводу, что нарисовано много. Все объекты и предметы переплетаются, перекрывают друг д ру г а , разнообразие форм не дает сосредоточиться. Ученик при этом не знает какой из объектов имел в виду учитель? Как отыскать именно его? Как выделить что-то одно в этом пестром калейдоскопе? Если переформулировать вопрос: кто нарисован? Он дает толчок к поиску наиболее активного персонажа: человека. На этом исчерпывается содержание картинки,
поскольку других «кто» на картинке нет. А для продолжения разговора придется вернуться к размытому «что». В этой ситуации авторы методики предлагают позвать на помощь волшебника Дели-Давай. Дели-Давай умеет все на свете делить на части и объединять. Смотрит он на человека и сразу видит все части тела. Посмотрели и мы вместе с ним на предметы в классе, сказали: «дели» и обнаружили, что тетрадка состоит из обложки и страничек; окно - из рамы, стекла, креплений; цветок - из стебля, листочков, корня. И на картинку посмотрели взглядом «дели!» Для надежности сфокусировали взгляд с помощью кинокамеры: сложили ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрим через него. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-то объект. Итак, что можно увидеть через свой глазок? Картинка проясняется: глазок выделил каждую деталь, и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку фиксируем на доске, обводя кружками. Дети стараются не просто угодить учителю, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Не стоит ограничивать детей. Выделить главное, отбросить лишнее - этому можно научить потом. Сейчас важно, чтобы было из чего выделять. Правда, иногда чья-то камера подъезжает тек близко, что в глазок попадает только часть объекта. Тогда можно сказать детям, что эти части уже учтены рисунками, а можно их и нарисовать по отдельности, чтоб потом использовать при описании внешнего вида героев. Может быть так, что взгляд прошелся по картинке слишком поверхностно. Тогда можно спросить об объектах: А они все одинаковые или чем-то отличаются? Дели. ШАГ 1: «Дели!» (определение состава). Наводим глазок камеры на картинку так, чтобы в ней был виден только один
объект. Называем объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске. Теперь займемся другой проблемой: вопрос «что делает?» не радует нас обилием ответов. Значит, необходимо позаимствовать у волшебника Дели-Давай умение объединять. С чего начать? Какие два кружочка мы можем связать между собой? Кто придумал, может подойти к доске и соединить кружочки линией. С условием, что он может обосновать, почему так сделал? Бывает так: ребенок кружочки соединил, но объяснить свою мысль не может. Спросим тогда, что делает один объект с другим? Пока дети заняты выявлением связей, вряд ли они прислушаются к просьбе выстраивать предложения в определенном порядке. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию, пусть получат удовлетворение от собственной находки! А учитель тем временем может записывать готовые предложения в тетрадь или на доске. Надо отметить, что нам не понадобилось напоминать детям, говорить полными предложениями. ШАГ 2: «Давай!» (нахождение связей). Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках. Основу для рассказа мы подготовили, но не хватает в нем образов, пленяющих воображение. Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками, чтобы картинка ожила в нашем восприятии. Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали в картинку. Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами. Что вы слышите? Так как тщательно выделялись все объекты, так внимательно устанавливали связи между ними, каждая линия является источником все новых звуков в воображении детей. Остальные три чувства: осязание, обоняние и вкус часто объединяют в один, так называемый, кинестический канал восприятия. - Войдите в картинку, походите тихонько по ней. Что вы почувствовали? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути. Что почувствовали теперь? Вдохните запах того, что вас окружает. Попробуйте что-то пожевать, если это не вредно. Какие запахи вы почувствовали, какие вкусовые ощущения добавились? Дети получают удовольствие от работы с картинкой, и это приятное чувство.
ШАГ 3: усиление образности ха р а кт е р и с т и ка м и . Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях. Я бы добавила, что после обследования картинки с помощью органов чувств, необходимо дать команду: «Выйди из картинки», так как детям свойственно увлекаться вымышленными мирами, чтобы они не задержались в этом обследованном мирке. ШАГ 4: копилка образных характеристик (делается не для рассказа, а параллельно ему). Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем находки для составления сравнений, загадок. Наша, позаимствованная у Дели-Давай, камера обследовала все уголки картинки. Закончилась ли на этом ее работа? Пожалуй, нет. Но для нового взгляда на картинку мы переложили камеру в руки другого волшебника - Отставай - Забегай. Он позволит нам познакомиться с событиями, предшествующими и последующими, найти начало и конец для рассказа, а также выстроить все события в нужной последовательности .
Представим, что мы с вами находимся там, где нарисован кружок. У нас сейчас 10 часов. А сколько показывают часы на руке у Отставай? А у Забегай? Если у нас сейчас утро, то что у Отставай? Ночь. А у Забегай? День. Дальше вопросы строят по тому же принципу, используя день недели, месяц, время года и т.д. Делаем вывод, что Отставай - Забегай может передвигаться разными шагами: совсем маленькими пяти- десятиминутными и огромными - месячными, годовыми. - Мы с вами сейчас находимся в школе. А (отставай) где вы были рано утром и что там делали? - Мы были дома и еще спали. Хорошо, прикрепим к доске на начале линии Отставай — Забегай маленького картонного человечка. Он тоже спит (Или просто нарисуем мелом след ботинка Отставай - Забегай) Но что было - Забегай! - когда вы проснулись? - Мы умывались. - Молодцы! Тот, кто ответил первым, подойдет к доске и передвинет человечка чуть-чуть вперед, как будто он сделал один шаг. (Нарисуем следующий шаг на линии). А каким будет следующий шаг — Забегай - что вы еще потом делали? Кто может ответить, подходит и переставляет человечка. Так мы отследили все шаги Отставай - Забегай, которые предшествовали появлению в школе, пошли дальше по занятиям в школе, и заглянули, что будет, когда вернемся домой. В результате мы выстроили временную последовательность событий, между которыми возникает причинно-следственная связь. Дети уточняли, без какого предшествующего события не могло бы осуществиться следующее. С такой подготовкой мы еще раз вернулись к рассмотрению нашей картинки. Наступила пора навести порядок в нашем рассказе. Вспомним детские ответы на шагах 2 и 3. Предложим детям расставить их на линии Отставай - Забегай.
ШАГ 5: «Отставай - Забегай!» (выстраивание временной последовательности). Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше — до появления на картинке, что будет делать потом. При необходимости большие шаги дробим на мелкие. Находим место на временной линии для придуманных ранее (на шагах 2 и 3) предложений. Разные точки зрения Как добиться, чтобы каждый ребенок максимально использовал свои индивидуальные особенности восприятия в работе над картинкой? Как сделать, чтобы его рассказ пробуждал чувства и желания собеседников? Частично мы занимались этими вопросами, когда включали в работу все каналы восприятия. Но рассказ по картинке зависит не только от самой картинки, он зависит и от рассказчиков, точнее, от их точки зрения. И именно интересная точка зрения делает рассказ необычным, впечатляющим. Точка зрения людей складывается из множества разных представлений: профессиональных, национальных, религиозных, возрастных и др. Мы начнем с более простых вещей, когда точка зрения зависит от состояния, настроения человека. Представьте, что мы голодные и настроение у нас какое? Да, плохое. Посмотрите тогда вокруг и расскажите, какие все вещи, которые вас окружают. А теперь мы сытые, довольные и настроение у нас хорошее. Каким теперь мы увидим все вокруг? Картинка изменилась на глазах, заиграла контрастами. И стала еще ближе детям, так как они там побывали, пережили разные состояния, настроения. Такие состояния могут быть :веселый - грустный, довольный - огорченный, спокойный - испуганный, здоровый - больной и др.. Как привязать их к конкретной картинке? Если на картинке несколько героев, то возможно, у одного (или у группы) одно настроение, а у другого - противоположное. Другая возможность — изменить настроение героя (или группы) во времени: сперва такое, а потом наоборот. Тогда стоит внимательно путешествовать вместе с Отставай - Забегай, чтобы найти причину изменений. Это может быть смена погоды, появление нового персонажа, новые события, физиологические процессы героя. А если есть причина изменить настроение, то разные точки зрения тоже найдутся. ШАГ 6: переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем
окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время, в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ. Авторы методики утверждают, что «тем, кто пробует работать по этой методике, не следует стремиться сразу к составлению Полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картинке, на следующей добавить еще шаг. И только когда дети активно овладеют отдельными шагами, в них созреет необходимость перейти на следующую ступень - согласование всех частей описания в единый целый рассказ. Всему свое время.» Напомним методические шаги, о которых шла речь ранее. Шаг 1. Состав картинки. Шаг 2. Связи и взаимодействия между объектами. Шаг 3. Характеристика объектов и действий. Шаг 4. Пополнение словарного запаса образных характеристик. Шаг 5. События предшествующие и последующие. Шаг 6. Разные точки зрения. Методика рассказа по картинке, представленная в работе, позволяет мне успешно выполнять задачу развития речи учащихся. Дети находятся в ситуации поиска, в процессе наблюдений учатся видеть интересное в обычных вещах и явлениях. Прием вхождения в картинку помогает детям проникнуться ситуацией, принять ее как свою собственную, учит сопереживать. На уроках с использованием этой методики лес рук, все хотят подойти к доске и связать отдельные рисунки. Словесное рисование может закрепляться рисованием на листе. Теперь рассказать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто молчал, это мне кажется важным положительным результатом этой методики. Четкий алгоритм выполнения заданий позволяет спланировать состав, связи, характеристики, точки зрения и передвижения во времени, не нужно придумывать множество вопросов к картинке, в которой все и так слишком ясно.
Нужно добавить, что дети, понявшие систему работы над картинкой, сознательно начинают ее применять на практике для письма изложений и сочинений. Кроме этого, успешное понимание принципа работы помогает детям ярче видеть окружающий мир в его многообразии, донимать его и ориентироваться в нем. Но есть и трудности: активность детей, желание ответить встречает такую преграду, как недостаток словарного запаса. Над этой: проблемой нужно продолжать работать, совершенствовать способы пополнения словарного запаса. Необходимо сделать так, чтобы образы ДМ рассказа «были не только подсказаны картинкой, но появились из собственной памяти, воображения детей, чтобы они легли в основу их будущих сочинений-описаний и повествований». окружающий мир в его многообразии, донимать его и ориентироваться в нем. Рассмотрим на практике :приложение №1
Приложение 1 Беседа по картинке. Шаги 1,2,3 >4,5. У: Что вы видите на картинке в глазке своей камеры? Д: Мальчика, девочку, кроликов, воробья, тазик, кран , корзину, капусту, морковь, клетку, тарелку, кружку, траву. У: А какие между ними связи? Д: У мальчика в руке морковка. Он кормит кроликов. Кролики высунулись из клетки. Воробей сидит на клетке. На полочке стоит тарелка и кружка. В корзине лежит капуста и морковь. В тазик льется вода. Девочка открыла кран. У: А теперь представим, что мы вместе с Забегай пробежали вперед и наблюдаем, как меняются связи между героями нашей картинки. Чтобы лучше было видно, Забегай бежит совсем
маленькими шагами. Кто заметил, какие связи уже на первых шагах исчезли и какие новые появились? Д: Девочка закрыла кран с водой. Мальчик накормил кроликов. У: А потом? Д: Дети дадут напиться кроликам. У: А какая на вкус будет вода? Д: Вода будет прохладная, чистая, вкусная. У: Какой на вкус будет морковь? Д: Морковь будет сладкая. У: А слово наоборот? Д: Кислая. У: Что еще кроме моркови может быть сладким? Д: Пирог, компот, варенье. У: А каким голосом лиса разговаривала в сказке с колобком? Д: Тоже сладким. У: Что же может быть кислым? Д: Яблоко, капуста, тесто. У: Могут быть кислыми настроение, выражение лица? (Учитель показывает 4 рисунка с разными выражениями лица. Дети должны определить, какое у них настроение и объяснить почему.) У: Вернемся к нашей картинке. Можем ли мы назвать кислыми выражение лица у детей? И почему? Д: Нет, дети работают, им некогда грустить . У: Вообразим, что это мы работаем около крольчатника и кормим животных. Вдохните глубоко и скажите, что вы почувствовали. Д: Я почувствовал свежий воздух. Я чувствую запах свежей морковки. У: А что вы услышали? Д: Я слышу, как хрустит морковка на зубах у кролика. Я слышу, как весело льется вода. Я слышу, как шелестит ветер в траве. У: Могут ли стать кислыми наши лица, если вокруг так замечательно. Д: Нет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы, Просвещение, 2007г. 2. Политова Н.И. Развитее речи учащихся начальных классов, Просвещение, 2000г. 3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Просвещение, 2005г. 4. Мурашковска КН., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. Санкт- Петербург, ТРИЗ-ШАНС, 2005г.


В раздел образования