Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Автор: Золотых Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад " Сказка" Населённый пункт: Воронежская область, город Семилуки Наименование материала: методическая разработка Тема: Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Раздел: дошкольное образование
недоразвитием речи.
Преодоление
фонетико-фонематического
недоразвития
достигается путем целенаправленной работы по коррекции
звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Логопедиче ская
работа
включает
формирование
произносительных
навыков,
развитие
фонематического
восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Основные задачи обучения включают:
1. Интенсивную
работу
по
развитию
понимания
речи,
направленную на различение форм слова;
2. Развитие
элементарных
форм
устной
речи
на
базе
уточнения
и
расширения
словарного
з ап а с а ,
практического
усвоения
простых
грамматических
категорий;
3. Овладение правильным произношением и различением
звуков,
формирование
ритмико-слоговой
структуры
слова.
Материалом
для
обогащения
речи
детей
служит
окружающая
действительность,
изучение
которой
происходит на основе тематического цикла. Уточняются и
накапливаются
конкретные
понятия,
формируется
предметная соотнесенность слова, выделение и называние
действий,
признаков
и
называние
действий,
признаков,
качеств и т.д.
Логопедическая
работа
с
пятым
и
четвертым
уровнем
сформированности глагольного словаря (низкий и уровень
ниже среднего) направлена на:
1)
Совершенствование
навыков
употребления
в
речи
глаголов
настоящего
и
будущего
времени,
закрепление
правильного
употребления
существительных
в
форме
творительного падежа.
Например, игра «Есть у каждого работа»
Оборудование: три игровых поля, отличающихся по цвету,
картинки с изображениями людей различных профессий:
Игра начинается с чтения стихотворения:
Кто-то строит, кто-то варит,
Кто-то нам одежду дарит, кто строгает, кто метет,
Сеть рыбацкую плетет.
Не кончается забота – есть у каждого работа.
Логопед
предлагает
выбрать
картинку
и
перечислить
действия человека данной профессии.
2. Образование глаголов при помощи приставок.
Логопед
по
картинкам
начинает
предложение.
Ребенку
предлагается их закончить.
Материал: картинки, незаконченные предложения.
Например,
весной
птицы…(прилетают0,
а
осенью
….
(улетают). В дом…. (входят), а из дома…(выходят).
4) Совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с
существительным. Например, игра «В зоопарке».
Логопед
предлагает
детям
отправиться
в
«Зоопарк»
и
понаблюдать за тем, что делают животные. Дети называют
животных, а логопед определяет действия животных: Зебра
брыкается. Обезьяна кривляется. Тигр отдыхает.
Также уточняется значение глаголов «брыкается, лягается».
Затем детям предлагается определить самостоятельно, что
делает каждое животное. Далее логопед предлагает ребятам
представить,
что
животных
стало
много,
и
просит
их
назвать
действия
еще
раз,
употребив
глаголы
во
множественном числе.
Логопедическая работа для детей третьего и второго уровня
сформированности глагольного словаря (средний уровень и
уровень выше среднего) включает задания, направленные:
1) Совершенствование навыка образования слов-действий
с помощью приставок:
Игра «Ехали, летели, плыли» (А.И. Богомолова).
Дети выбирают вид транспорта, и путешествие начинается:
Ехали, мы, ехали, - говорит логопед, - и к реке …подъехали,
добавляют дети и наклеивают соответствующую картинку
над
автомобилем.
К
реке
подъехали,
по
м о с ту
реку…..переехали.
Аналогично
они
путешествуют
на
самолете и корабле.
2) А также сформировать умение составлять предложение
с
сочинительной
и
подчинительной
связью
учат
с
помощью приема «дополни предложение: «Мама взяла
зонт, потому что…», « Мы позвонили маме, чтобы…..».
Сначала
логопед
предъявляет
образец
правильного
построения
сложного
предложения,
дети
повторяют
его, а затем самостоятельно аналогичные конструкции.
Л о г о п е д и ч е с к а я
р а б о т а
с
п е р в ы м
у р о в н е м
сформированности глагольного словаря (высокий уровень)
должна включать более сложные задания на составление
антонимического
и
синонимического
рядов,
при
выполнении
которых
ребенок
будет
использовать
все
доступные ему виды мыслительных операций.
Необходимо давать детям разнообразные схемы составления
повествования.
Сначала
надо
научить
детей
строить
высказывание,
состоящее
из
трех
предложений
(«Пошел
зайчик….Там
он
встретил…Они
стали…»),
а
затем
увеличивать
их
количество.
При
составлении
таких
рассказов
надо
детям
почувствовать
интонацию
первого,
центрального и конечного предложения – это важно при
формировании
умения
построить
даже
текст
из
трех
предложенных.
Таким
образом,
раннее
выявление
детей
с
фонетико-
фонематическим
недоразвитием
речи
и
оказанием
им
логопедической
помощи
в
специально
организованных
условиях
помогает
коррегировать
речевую
функцию
у
д о ш кол ь н и ко в
и
с во е в р е м е н н о
п р е д у п р е ж д а т ь
неуспеваемость учащихся общеобразовательной школы.