Просветительская работа по приобщению воспитателей ДОУ к классическому музыкальному наследию, как стратегия успешного духовно – нравственного развития дошкольника.
Автор: Федотова Диана Михайловна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МПГУ Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Просветительская работа по приобщению воспитателей ДОУ к классическому музыкальному наследию, как стратегия успешного духовно – нравственного развития дошкольника. Раздел: дошкольное образование
Просветительская работа по приобщению воспитателей ДОУ к
классическому музыкальному наследию, как стратегия
успешного духовно – нравственного развития дошкольника.
Добрый день, уважаемые коллеги.
За многие годы исследований отечественные и зарубежные психологи,
педагоги сделали выводы, что стихийное, неорганизованное воздействие на
детей средств массовой информации (радио, телевидения, интернета) вредит
духовному и эстетическому развитию детей. Особо отмечается вред обилия
стихийных музыкальных впечатлений, которые возникают ежедневно в
жизни ребёнка отовсюду. Эстрадная, популярная у взрослых, музыка
невольно становится навязанным, искажённым впечатлением для детей о
музыкальной культуре. Влияние «тяжелой» музыки на развитие ребенка
губительно. При прослушивании подобных композиций:
выделяется стресс-гормон, который способен стирать информацию
из мозга;
повышается внутричерепное давление;
учащается дыхание и пульс;
повышается сердечно-сосудистое давление;
происходит сокращение мускулатуры..
Подобные факторы говорят о повышенной возбудимости симпатической
нервной системы, части вегетативной нервной системы.
Учёными, кафедры информационных технологий, был проведён опыт:
влияние разнообразной музыки на воду. Результаты были поразительны. Для
большей убедительности - небольшой отрывок из научно-популярного
фильма об этом эксперименте.
РОЛИК 1 (Вода).
А теперь представьте: человек на 80% состоит из воды. Что происходит с
ребёнком при прослушивании тяжёлой музыки??? Какую ответственность
несёт взрослый, не фильтруя звучащий материал, окружающий ребёнка дома,
в детском саду, на улице, в машине и т.д. А самое страшное то, что взрослые
не понимают, а порой поддерживают музыку ненадлежащего качества.
Возможно по этой причине, всё чаще музыкальный руководитель, приходя
на работу в дошкольное учреждение, сталкивается с отсутствием понимания
важности значения классической музыки в развитии дошкольника, а зачастую
и вовсе с неприязнью к классике среди воспитателей, методистов и других
работников образовательного учреждения. Что наносит непоправимый вред
образовательному и воспитательному процессу дошкольников. В связи с
этим, так называемые досуги, утренники и т.п. всё чаще носят не
образовательный, а развлекательный характер, с использованием
музыкального материала несоответствующего программному содержанию с
использованием музыкальных произведений, способных нанести
колоссальный урон не только искажённому музыкальному вкусу, но и
психическому состоянию дошкольника.
Нужно понимать, что заставить полюбить классику взрослого человека
практически невозможно, ведь основы закладываются с самого раннего
возраста. Если ребёнка не приобщить к музыкально – культурному наследию
до 7 лет, то это невосполнимо в дальнейшем. Следовательно, в задачи
музыкального руководителя входит:
информировать работников ДОУ и родителей о вреде и пользе тех или
иных музыкальных произведений;
просветить о возрастных возможностях и особенностях музыкального
развития детей (диапазон и охрана певческого голоса);
дать рекомендации по приобщению дошкольников к музыкальной
культуре (песенный репертуар);
ознакомить с выдающимися композиторами и их произведениями с
помощью презентаций, видеороликов, наглядного материала;
создать фонотеку для слушания классической музыки дома и в
условиях ДОУ, с возможностью использования музыкальных
произведений в режимных моментах, в образовательной и игровой
деятельности;
установить информационный стенд о проводимых музыкальных
мероприятиях в саду, в округе, а также расписанием культурно-
просветительской деятельности города (театры, капеллы…)
создать видеотеку мультипликационных фильмов, основанных на
классической музыке, которых не так уж и мало. К примеру:
Ролик 2 (Дмитрий Шостакович «Танец кукол»).
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего,
воспитание человека».
Василий Александрович Сухомлинский
Вашему вниманию предлагается видеоролик о влиянии классической музыки
на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста, который
может быть использован в качестве пособия для просветительской работы с
педагогами ДОУ и родителями.
РОЛИК 3.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.