Напоминание

Формирование культуры ненасилия будущих педагогов


Автор: Климова Наталья Игоревна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент
Учебное заведение: Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры ненасилия будущих педагогов
Раздел: высшее образование





Назад





ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НЕНАСИЛИЯ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

Климова Н.И., кандидат педагогических наук, доцент

КГУ им. К.Э.Циолковского

Аннотация:
Обществу необходим педагог, обладающий более широким кругом компетенций, чем раньше. Современное педагогическое образование предполагает формирование культуры ненасилия будущих педагогов как части педагогической культуры для профессионального и личностного самоопределения. Культура ненасилия педагога – это симбиоз его ненасильственного сознания, ненасильственных чувств и ненасильственного поведения. Поэтому формирование культуры ненасилия будущих педагогов можно представить как целостное образование, структура которого состоит из следующих компонентов: теоретического, практического и профессионально значимых личностных качеств педагога.
Ключевые

слова:
культура ненасилия, педагог, ненасильственное сознание, ненасильственные чувства, ненасильственное поведение. С введением в образовании нового профессионального стандарта педагога меняется представление о том, в каком направлении должна осуществляться его подготовка в вузе. Имеется и обратная связь: новая, более вариативная подготовка педагога стала крайне необходима потому, что для обучения и воспитания современных детей нужны иные подходы, профессиональные компетенции и личностные значимые качества, которые будут способствовать позитивной социализации будущих граждан нашей страны – инициативных, творческих, самостоятельных, коммуникабельных, мобильных. В профессиональном стандарте указаны новые психолого- педагогические компетенции педагога, призванные помочь ему в решении новых, стоящих перед ним проблем, в частности, взаимодействия с разными
детьми, вне зависимости от их учебных возможностей, особенностей в поведении, состоянии психического и физического здоровья. Однако, наше общество выбирает такую парадигму развития, которая предполагает, с одной стороны, традиционное ценностное взаимодействие людей друг с другом – отзывчивость, понимание, взаимопомощь, эмпатия, а, с другой стороны, актуальным в социуме становится взаимодействие совсем иного рода: непротивление подчинению корпоративным правилам (даже если они противоречат этике отношений), терпимость к принудительной (насильственной) позиции руководства (иначе можно потерять работу), формализация семейных отношений (карьера важнее). Вызывает тревогу и озабоченность, что актуальной моделью взаимодействия людей и обществ в современном мире стало насилие, которое определяется как «преднамеренное действие, принуждение, направленное на уничтожение человека (или других живых существ), или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле» [1, с. 64]. Терроризм, экстремизм, заказные убийства, религиозный фанатизм, национализм, вражда между народами и т.п. не могут не повлиять на умы и чувства здравомыслящих людей и не привести к выводу о том, что ненасилие (как антипод насилия) должно стать ценностью в человеческих сообществах. В этой связи особенное значение приобретает образование, где актуализируется социализация подрастающего поколения, направленная на формирование культуры ненасильственного взаимодействия (культуры ненасилия), сущность которой проявляется в возможности сознательного выбора человеком в каждой конкретной жизненной ситуации ненасильственного поведения и деятельности [2, с. 4]. Безусловно, педагог, сам не обладающий культурой ненасилия, не может сформировать данную позицию у воспитанников, поэтому уже в процессе обучения в вузе он должен накопить теоретические знания, практические умения, подкрепить свою личностно-ценностно-смысловую педагогическую направленность и получить первый педагогический опыт.
Будущего педагога необходимо подготовить так, чтобы он реализовывал и гуманистическую функцию в своей профессиональной деятельности, и адаптивную – т.е. учил своих воспитанников разным моделям взаимодействия для успешной социализации. Культура ненасилия – это симбиоз ненасильственного сознания, ненасильственных чувств и ненасильственного поведения. Ненасильственное сознание педагога – это знание и понимание теоретических основ ненасилия, содержащих в себе идеи и концепции, выдвинутые в истории педагогики и педагогической мысли; определение сущности ненасилия как дефиниции и как общечеловеческой ценности; осознание проблем ненасилия в современном обществе. Ненасильственные чувства – это психологическое состояние педагога, когда он категорически отрицает насильственные действия, как по отношению к себе, так и по отношению к другим, так как точно помнит свои ощущения, когда по отношению к нему применялось насилие (по результатам исследования выявлено, что каждый человек в своей жизни подвергался насилию – физическому или психологическому). В его душе четко запечатлено чувство, что это морально или физически больно, это угнетает, унижает, обижает, разочаровывает, мучает. Следовательно, и другой человек, ощутивший на себе насильственные действия, чувствует то же самое. Ненасильственное сознание и ненасильственные чувства педагога рождают у него ненасильственное поведение, которое проявляется: в милосердии (подбирает бездомного котенка (щенка), помогает нуждающемуся одинокому старику, тяжелобольному человеку, бомжу, нищему, опустившему человеку); в корректности (не сплетничает, не осуждает, не грубит, не ругается и т.п.); в отсутствии агрессии (не применяет никакого физического и психического воздействия (не бьет, не толкает, не повышает голос, не оскорбляет, не обзывается, не угрожает, не шантажирует)); в уравновешенности (его нельзя «вывести из себя»); в спокойствии (отсутствие паники, рациональность, морально-волевое
поведение); в огромной ответственности (защищает, помогает); в справедливости (не малодушничает, критически адекватно оценивает, четко анализирует и т.п.). На основе определенных позиций, нами была разработана модель формирования культуры ненасилия будущих педагогов. Модель состоит из пяти блоков: Блок 1 - «Психолого-педагогические и социально-философские знания» (аксиологические основы ненасилия, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, структура педагогического взаимодействия, принципы ненасильственного педагогиче ского взаимодействия и т.д.). Блок 2 - «Лично стно-ориентированная п ед а го г и ч е с ка я направленность» (любовь и уважение к детям, к своей личности, к своей профессии, самосовершенствование педагогического мастерства). Блок 3 - «Качества (способности) личности» (эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, позитивная открытость, отсутствие эгоцентризма, терпимость и т.п.). Блок 4 - «Психолого-педагогические умения» (умение слушать, аргументировано убеждать, вести педагогическое наблюдение, управлять общением учащихся, собственным психическим состоянием во взаимодействии с детьми и родителями и т.д. ). Блок 5 - « Технология педагогического взаимодействия на основе принципов педагогики ненасилия (ненасильственного взаимодействия)» (тренинги, моделирование ненасильственного поведения, ролевые игры, презентации, ориентированные на принятие позиции ненасилия педагогом и т.д. ). Под технологией ненасильственного взаимодействия мы понимаем процесс овладения студентами системой знаний о способах и средствах педагогического взаимодействия на ненасильственной основе, а также умениями реализации этих знаний в практической деятельности. Это
поэтапное выполнение педагогических операций (методы, формы, средства) с определенной целью (выработка позиции ненасилия), с определенным материалом (студенты – будущие педагоги) для вполне предсказуемого результата (внедрение в свою профессиональную деятельность культуры ненасилия для дальнейшего воспитания детей без принуждения и в духе ненасилия). Итак, формирование культуры ненасилия будущих педагогов можно представить как целостное образование, структура которого состоит из следующих компонентов: теоретиче ского, практиче ского и профессионально значимых личностных качеств педагога. Теоретический компонент подготовки включает знание теории ненасилия, сути ненасилия как общечеловеческой ценности, ее психологических основ, возможности действующих программ и учебных пособий для решения поставленных задач, знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, знание типа их нервной деятельности и своего, психологию и физиологию ребенка. Содержание практического компонента готовности определяется умениями организации педагогического взаимодействия на основе культуры ненасилия, проявлением в этой деятельности личностных качеств (позиции ненасилия) и реализацией комплекса педагогических умений: умение моделировать взаимодействие, слушать, убеждать, сопереживать, наблюдать, создавать психологический комфорт, доверительность; умение управлять своим психическим состоянием. Компонент готовности профессионально-значимых личностных качеств педагога включает в себя: осознание необходимости постоянного профессионального совершенствования в будущей деятельности; осознание общественной значимости работы педагога; любовь и уважение к детям и к своей профессии; вера в ребенка, в его способности; сформированность умений и навыков самостоятельной работы с научной и методической литературой по проблеме формирования культуры ненасилия.
Таким образом, процесс формирования современного педагога- профессионала должен осуществляться в течение всего периода его обучения в вузе. Различные психолого-педагогические дисциплины, включенные в учебный план подготовки бакалавров, а также педагогическая практика являются той основой, которая закладывает профессиональные ценностные установки и ориентации будущих педагогов на культуру ненасилия. Библиографический список: 1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.:Аспект Пресс, 2003. – С.64. 2. Ситаров В.А., Маралов В.Г..Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М.:Академия, 2000. – С.4.


В раздел образования