Автор: Климова Наталья Игоревна Должность: кандидат педагогических наук, доцент Учебное заведение: Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского Населённый пункт: г.Калуга Наименование материала: статья Тема: Формирование культуры ненасилия будущих педагогов Раздел: высшее образование
Климова Н.И., кандидат педагогических наук, доцент
КГУ им. К.Э.Циолковского
Аннотация:
Обществу
необходим
педагог,
обладающий
более
широким кругом компетенций, чем раньше. Современное педагогическое
образование
предполагает
формирование
культуры
ненасилия
будущих
педагогов как части педагогической культуры для профессионального и
личностного самоопределения. Культура ненасилия педагога – это симбиоз
его
ненасильственного
сознания,
ненасильственных
чувств
и
ненасильственного поведения. Поэтому формирование культуры ненасилия
будущих
педагогов
можно
представить
как
целостное
образование,
структура которого состоит из следующих компонентов: теоретического,
практического и профессионально значимых личностных качеств педагога.
Ключевые
слова: культура
ненасилия,
педагог,
ненасильственное
сознание, ненасильственные чувства, ненасильственное поведение.
С
введением
в
образовании
нового
профессионального
стандарта
педагога
меняется
представление
о
том,
в
каком
направлении
должна
осуществляться
его подготовка в вузе. Имеется и обратная связь: новая,
более вариативная подготовка педагога стала крайне необходима потому, что
для
обучения
и
воспитания
современных
детей
нужны
иные
подходы,
профессиональные компетенции и личностные значимые качества, которые
будут
способствовать
позитивной
социализации
будущих
граждан
нашей
страны – инициативных, творческих, самостоятельных, коммуникабельных,
мобильных.
В
профессиональном
стандарте
указаны
новые
психолого-
педагогические компетенции педагога, призванные помочь ему в решении
новых, стоящих перед ним проблем, в частности, взаимодействия с разными
детьми,
вне
зависимости
от
их
учебных
возможностей,
особенностей
в
поведении, состоянии психического и физического здоровья.
Однако, наше общество выбирает такую парадигму развития, которая
предполагает, с одной стороны, традиционное ценностное взаимодействие
людей друг с другом – отзывчивость, понимание, взаимопомощь, эмпатия, а,
с другой стороны, актуальным в социуме становится взаимодействие совсем
иного рода: непротивление подчинению корпоративным правилам (даже если
они
противоречат
этике
отношений),
терпимость
к
принудительной
(насильственной)
позиции
руководства
(иначе
можно
потерять
работу),
формализация семейных отношений (карьера важнее).
Вызывает
тревогу
и
озабоченность,
что
актуальной
моделью
взаимодействия людей и обществ в современном мире стало насилие, которое
определяется как «преднамеренное действие, принуждение, направленное на
уничтожение
человека
(или
других
живых
существ),
или
нанесение
ему
ущерба
и
осуществляемое
вопреки
его
воле»
[1,
с.
64].
Терроризм,
экстремизм, заказные убийства, религиозный фанатизм, национализм, вражда
между
народами
и
т.п.
не
могут
не
повлиять
на
умы
и
чувства
здравомыслящих людей и не привести к выводу о том, что ненасилие (как
антипод насилия) должно стать ценностью в человеческих сообществах.
В
этой
связи
особенное
значение
приобретает
образование,
где
актуализируется социализация подрастающего поколения, направленная на
формирование
культуры
ненасильственного
взаимодействия
(культуры
ненасилия), сущность которой проявляется в возможности
сознательного
выбора
человеком
в
каждой
конкретной
жизненной
ситуации
ненасильственного поведения и деятельности [2, с. 4].
Безусловно,
педагог,
сам
не
обладающий
культурой
ненасилия,
не
может
сформировать
данную
позицию
у
воспитанников,
поэтому
уже
в
процессе
обучения
в
вузе
он
должен
накопить
теоретические
знания,
практические
умения,
подкрепить
свою
личностно-ценностно-смысловую
педагогическую направленность и получить первый педагогический опыт.
Будущего
педагога
необходимо
подготовить
так,
чтобы
он
реализовывал
и
гуманистическую
функцию
в
своей
профессиональной
деятельности,
и
адаптивную
–
т.е.
учил
своих
воспитанников
разным
моделям взаимодействия для успешной социализации.
Культура
ненасилия
–
это
симбиоз
ненасильственного
сознания,
ненасильственных чувств и ненасильственного поведения.
Ненасильственное
сознание
педагога
–
это
знание
и
понимание
теоретических
основ
ненасилия,
содержащих
в
себе
идеи
и
концепции,
выдвинутые в истории педагогики и педагогической мысли; определение
сущности ненасилия
как дефиниции и как общечеловеческой ценности;
осознание проблем ненасилия в современном обществе.
Ненасильственные чувства – это психологическое состояние педагога,
когда
он
категорически
отрицает
насильственные
действия,
как
по
отношению к себе, так и по отношению к другим, так как точно помнит свои
ощущения, когда по отношению к нему применялось насилие (по результатам
исследования выявлено, что каждый человек в своей жизни подвергался
насилию
–
физическому
или
психологическому).
В
его
душе
четко
запечатлено чувство, что это морально или физически больно, это угнетает,
унижает, обижает, разочаровывает, мучает. Следовательно, и другой человек,
ощутивший на себе насильственные действия, чувствует то же самое.
Ненасильственное сознание и
ненасильственные чувства педагога
рождают
у него ненасильственное поведение, которое проявляется:
в
милосердии
(подбирает
бездомного
котенка
(щенка),
помогает
нуждающемуся
одинокому
старику,
тяжелобольному
человеку,
бомжу,
нищему,
опустившему
человеку);
в
корректности
(не
сплетничает,
не
осуждает, не грубит, не ругается и т.п.); в отсутствии агрессии (не применяет
никакого физического и психического воздействия (не бьет, не толкает, не
повышает
голос,
не
оскорбляет,
не
обзывается,
не
угрожает,
не
шантажирует));
в
уравновешенности
(его
нельзя
«вывести
из
себя»);
в
спокойствии
(отсутствие
паники,
рациональность,
морально-волевое
поведение);
в
огромной
ответственности
(защищает,
помогает);
в
справедливости (не малодушничает, критически адекватно оценивает, четко
анализирует и т.п.).
На
основе
определенных
позиций,
нами
была
разработана
модель
формирования культуры ненасилия будущих педагогов.
Модель состоит из пяти блоков:
Блок 1
- «Психолого-педагогические и социально-философские
знания»
(аксиологические
основы
ненасилия,
возрастные
и
индивидуальные
особенности
ребенка,
структура
педагогического
взаимодействия,
принципы
ненасильственного
педагогиче ского
взаимодействия и т.д.).
Блок
2
-
«Лично стно-ориентированная
п ед а го г и ч е с ка я
направленность» (любовь и уважение к детям, к своей личности, к своей
профессии, самосовершенствование педагогического мастерства).
Блок
3
-
«Качества
(способности)
личности»
(эмоциональная
устойчивость,
уверенность
в
себе,
позитивная
открытость,
отсутствие
эгоцентризма, терпимость и т.п.).
Блок 4
- «Психолого-педагогические умения» (умение слушать,
аргументировано убеждать, вести педагогическое наблюдение, управлять
общением
учащихся,
собственным
психическим
состоянием
во
взаимодействии с детьми и родителями и т.д. ).
Блок 5 - « Технология педагогического взаимодействия на основе
принципов
педагогики
ненасилия
(ненасильственного
взаимодействия)»
(тренинги,
моделирование
ненасильственного
поведения,
ролевые
игры,
презентации, ориентированные на принятие позиции ненасилия педагогом и
т.д. ).
Под
технологией
ненасильственного
взаимодействия
мы
понимаем
процесс овладения
студентами системой знаний о способах и средствах
педагогического
взаимодействия
на
ненасильственной
основе,
а
также
умениями
реализации
этих
знаний
в
практической
деятельности.
Это
поэтапное выполнение педагогических операций (методы, формы, средства)
с определенной целью (выработка
позиции ненасилия), с определенным
материалом
(студенты
–
будущие
педагоги)
для
вполне
предсказуемого
результата (внедрение в свою профессиональную деятельность культуры
ненасилия для дальнейшего воспитания детей без принуждения и в духе
ненасилия).
Итак, формирование культуры ненасилия будущих педагогов можно
представить
как
целостное
образование,
структура
которого
состоит
из
следующих
компонентов:
теоретиче ского,
практиче ского
и
профессионально значимых личностных качеств педагога.
Теоретический
компонент
подготовки
включает
знание
теории
ненасилия,
сути
ненасилия
как
общечеловеческой
ценности,
ее
психологических основ, возможности действующих программ и учебных
пособий
для
решения
поставленных
задач,
знание
возрастных
и
индивидуальных особенностей детей, знание типа их нервной деятельности
и своего, психологию и физиологию ребенка.
Содержание
практического
компонента
готовности
определяется
умениями организации педагогического взаимодействия на основе культуры
ненасилия, проявлением в этой деятельности личностных качеств (позиции
ненасилия) и реализацией комплекса педагогических умений:
умение
моделировать
взаимодействие,
слушать,
убеждать,
сопереживать,
наблюдать, создавать психологический комфорт, доверительность; умение
управлять своим психическим состоянием.
Компонент
готовности
профессионально-значимых
личностных
качеств педагога включает в себя: осознание необходимости постоянного
профессионального совершенствования в будущей деятельности; осознание
общественной значимости работы педагога; любовь и уважение к детям и к
своей профессии; вера в ребенка, в его способности; сформированность
умений
и
навыков
самостоятельной
работы
с
научной
и
методической
литературой по проблеме формирования культуры ненасилия.
Таким
образом,
процесс
формирования
современного
педагога-
профессионала
должен
осуществляться
в
течение
всего
периода
его
обучения
в
вузе.
Различные
психолого-педагогические
дисциплины,
включенные в учебный план подготовки бакалавров, а также педагогическая
практика являются той основой, которая закладывает профессиональные
ценностные
установки
и
ориентации
будущих
педагогов
на
культуру
ненасилия.
Библиографический список:
1.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.:Аспект
Пресс, 2003. – С.64.
2.
Ситаров В.А., Маралов В.Г..Педагогика и психология ненасилия в
образовательном процессе. – М.:Академия, 2000. – С.4.