Автор: Заборская Елена Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - "Детский сад №34 "Золотой ключик" Населённый пункт: г.Северодвинск, Архангельская область Наименование материала: Статья Тема: Моделирование Раздел: дошкольное образование
ДОШКОЛЬНИКОВ»
По своему содержанию музыка – художественная модель человече-
ских эмоций (В.В.Медушевский, 1976).
Формирование музыкального мышления способствует общему ин-
теллектуальному развитию ребенка. Педагог придает деятельности ребенка
поисковый характер, а поиск требует умственной активности. Восприятие
музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций,
как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного.
Мышление качественно изменяется на протяжении дошкольного воз-
раста.
Наглядно-образное
и
образно-схематическое
мышление
являются
основным видом дошкольного периода детства. Действия детей начинают
воспроизводиться без опоры на реальные вещи. Этот отрыв облегчается,
если действия совершать с заместителями – моделями. К пяти годам ребе-
нок способен планировать предстоящее действие. Многие виды знаний, ко-
торые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взросло-
го, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделя-
ми. Ребенок может обобщать полученный опыт, переходить к решению за-
дач с косвенным результатом в уме.
Тему моделирования на музыкальных занятиях раскрыла К.В.Тарасо-
ва (К.В.Тарасова, «Онтогенез музыкальных способностей», 1988). К.В.Та-
расова прежде всего подчеркивает значение моделей в возникновении диф-
ференцированного и целостного восприятия музыки, без которого художе-
ственное познание невозможно вообще. Огромную роль играют наглядно-
пространственные модели, опредмечивающие пространственные определе-
ния различных элементов музыкальной ткани: «высота», «длина», движе-
ние «вверх», «вниз», «динамика», «форма».
Мы используем двигательные (в т.ч. ручные знаки), объемные (пред-
метные), плоскостные (геометрические) формы, графические.
Мы моделируем звуковысотные, ритмические и динамические отно-
шения, а также музыкальный образ в целом. Моделируем также положение
и траекторию движений в танцах и упражнениях. При этом от младшей к
подготовительной
группе
усложняются
не
только
виды
моделей,
но
и
способы действий с ними: дети постепенно переходят от использования го-
товых моделей к их самостоятельному построению.
Моделирование ритмических отношений
Общая линия формирования чувства ритма идет от темпа к метру и
ритмическому рисунку. Это этапы все более дифференцированного слыша-
ния ритма музыки от глобального восприятия темпа и его контрастных со-
поставлений к ритмической пульсации, а затем ко все более сложным и
тонким ритмическим рисункам. В младших группах используем двигатель-
ное и предметное моделирование контрастных темпов (быстро - медлен-
но): дети ходят и бегают, кукла «пляшет» в руках то быстро, то медленно.
Далее вводим задания, включаюшие уже три градации (быстро – средне -
медленно): идет медведь, бежит лиса, скачет заяц.
На следующем этапе предлагаем детям задания на воспроизведение в
движениях метрической пульсации. Затем начинаем воспитывать у детей
чувство ритмического рисунка. Вводим понятия «длинный» и «короткий»
звук. Сначала они даются в играх, а затем включается двигательное (гори-
зонтальные движения руки – длинные и короткие) и предметное моделиро-
вание (картонные прямоугольники – длинные и короткие – на фланелегра-
фе). На этом этапе дети пользуются готовыми моделями.
3 этап – введение ритмического рисунка. Первоначально задаются
эталоны равномерного ритма и ритма суммирования. Используется двига-
тельное и предметное моделирование. В средней группе отрабатываются
более сложные ритмические структуры: ритмы дробления и пунктирный
ритм. Далее переходим к сочетанию разных ритмических структур.
В старших группах закрепляются уже известные детям отдельные
ритмические структуры, предлагаются различные их сочетания в концерт-
ных музыкальных произведениях. Усложняются задания: прямоугольники
одного цвета – дети хлопают, другой цвет – движение заменяют притопом.
Вводится понятие «пауза» (прямоугольник с пустой серединой). Дети мо-
гут уже не только проанализировать готовую модель ритмического рисун-
ка, но и построить ее на фланелеграфе самостоятельно.
Моделирование звуковысотных отношений
Мы используем модели, чтобы закрепить слышание и осознание
регистров,
научить
детей
улавливать
направление
мелодии
и,
наконец,
способствовать формированию одной из самых тонких и сложных систем –
ладового чувства.
В младших группах первые задания строятся на различении крайних
регистров фортепиано (верх, низ), моделируем их движением руки (рука
вверху – рука внизу), традиционно привлекая образы птички и медведя.
Низкий и высокий регистры постепенно переходят в диапазон одной окта-
вы (октава, квинта).
Следующий этап – овладение основными ступенями лада. Вводим
плоскостную модель звуковысотных отношений: на фланелеграфе выкла-
дывается дерево с двумя (а затем и с тремя) разновысокими ветками, с вы-
сокой (5 ступени лада) на более низкую (3 ступень) прыгает «кукушка», а
дети пропевают эти ступени лада, моделируя их движением руки. Затем на
смену веткам приходят 2 линейки на большом фланелеграфе. Используют-
ся также маленькие индивидуальные фланелеграфы с двумя линейками и
плоскими кружочками.
В средней и старшей группах даются задания на определение и моде-
лирование общего направления мелодии. Широко применяется прием узна-
вания песен по модели на фланелеграфе.
В старших группах отрабатывается соединение линий моделирова-
ния ритмических и звуковысотных отношений. Мы совмещаем высоту и
длительность, т.е. даем комплексную модель. Комплексная наглядная про-
странственная модель, несмотря на трудности, связанные с ее восприяти-
ем, очень эффективно способствует анализу и запоминанию нового музы-
кального материала. В старших группах формируем на основе модлирова-
ния ладовое чувство.
Предметно-пространственная модель усваивается легче, дети работа-
ют с ней с удовольствием, показывая более высокие результаты. Промежу-
точное положение занимает плоскостная модель, а «ручные знаки» являют-
ся для них относительно более сложными.
Условно-символическое (знаковое) моделирование
звуковысотных и ритмических отношений (нотная грамота)
Моделирование ритмических и звуковысотных отношений подводит
к усвоению более сложной и универсальной условно-символической моде-
ли – нотной записи музыки. Изучение нот, грамоты связывается со всеми
видами деятельности детей: с игрой на музыкальных инструментах, пени-
ем, движением.
Знакомство с нотным станом происходит следующим образом:
В средней группе – это предметное и плоскостное моделирование
(нота «до» - домик, «ре» - репка, «ми» - мишка и т.д.).
В старшей группе предлагаем плоскостное моделирование, но с дру-
гим значением (цветовая гамма), а затем графическое моделирование (кру-
жочки). Затем переходим к обычной нотной записи.
Также игра «Живые ноты» помогает запоминать соответствующее
каждой ноте место (предметная модель нотного стана).
Вначале звуковые и ритмические отношения разделены. Так, сначала
детям даются 2 звука, различные по высоте, но одинаковые по длительно-
сти (целые, четверти и т.д.). В следующий раз задание строим только на
ритмическом рисунке, состоящем, на пример, из двух четвертей и половин-
ной, которые располагаются на одной высоте. Позже нотная модель вклю-
чает в себя оба эти компонента музыкального звука. При обучении детей
нотной грамоте используется предметное и графическое моделирование
нотного стана и нот на фланелеграфах, двигательное моделирование во
всех его видах, игра на детских музыкальных инструментах, пение и музы-
кально-дидактическая игра. Также детям предлагаются творческие задания
(«Сочини музыку и запиши ее с помощью нот»), включающие соревнова-
тельный момент и исполнение всеми детьми по нотам лучшего детского
сочинения.
Моделирование целостного образа музыкального произведения
Моделирование целостного музыкального образа происходит только
с помощью движений. Воссоздание в движениях музыкального образа, как
и моделирование ритмических и звуковысотных отношений, идет от обще-
го ко все более дифференцированному. И на следующих этапах – снова к
целостному, но уже на новой основе.
В младших группах это все виды основных движений, моделирую-
щие общий характер музыки, а затем значительно более сложные пантоми-
мические движения, целостно-дифференцированно воссоздающие музы-
кальный образ.
В младших группах дети ориентируются преимущественно на общее
настроение – характер и темп музыкального произведения. Также включа-
ется предметное моделирование на различение характера музыки и на-
строения (кукла «танцует», «спит»…), далее усложняются сопоставления
музыкальных образов и движений. Добавляются задания на дифференци-
рованное восприятие – воспроизведение средств музыкальной выразитель-
ности, первым из которых является ритм. Дети воспроизводят изменения
темпа – ускорения и замедления. В работе по воссозданию в движении це-
лостного образа музыкального произведения мы исходим из некоторых
принципов «метода музыкального движения», смысл которого заключается
в
организации
целостного
восприятия
музыки
путем
творческого
вос-
произведения ее музыкально-двигательного образа (т.е. фактически путем
ее двигательного моделирования).
В
средней
группе
–
задания
на
воспроизведение
в
движениях
контрастных образов внутри одного музыкального произведения.
На следующих этапах мы стараемся расширить и обогатить палитру
выразительных пантомимических движений на основе двигательной ин-
терпретации образов известных сказок. Прежде чем предложить детям
сложное
задание,
проводятся
специальные
упражнения
(на
иную,
чем
основное задание музыку). Дети устанавливают необходимые элементар-
ные связи между характером музыки и ее возможной двигательной интер-
претацией, у них накапливается запас музыкально-двигательных представ-
лений. В старших группах задания усложняются введением тонкой вну-
тренней динамики музыкальных образов (цветок растет, расцветает и увя-
дает), воображаемых объектов (игра с воздушными шарами).
Плоскостное моделирование применяем, когда работаем над формой
музыкального произведения (прямоугольники цветные), а также при работе
над музыкальными образами персонажей в симфонической сказке «Петя и
волк» С.Прокофьева и др.
Проведенные диагностические занятия показали, что работа над дви-
гательным воплощением музыкального образа оказалась чрезвычайно эф-
фективной в отношении формирования не только музыкального восприя-
тия, но и всего комплекса музыкальности в целом.
Мы рассматриваем наглядное пространственное моделирование в ка-
честве способа, обеспечивающего формирование комплекса музыкально-
сти. Нет, однако, сомнения в том, что обучение детей построению и при-
менению пространственных моделей на музыкальных занятиях развивает
саму способность к наглядному моделированию.
Список используемой литературы.
1.
К.В.Тарасова «Онтогенез музыкальных способностей», Москва, 1988
2.
Б.С.Волков, Н.В.Волкова «Детская психология», Москва, 2000.