Интерактивные методы популяризации технических специальностей
Автор: Виеру Анна Андреевна Должность: преподаватель первой категории Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Бердский электромеханический техникум" Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область Наименование материала: статья Тема: Интерактивные методы популяризации технических специальностей Раздел: среднее профессиональное
Интерактивные методы популяризации технических специальностей
Автор:
преподаватель
ГБПОУ
НСО
«Бердский
электромеханический
колледж» Виеру Анна Андревна.
Аннотация:
Профориентационная
работа,
кроме
задачи
популяризации
технических
специальностей
среди
школьников,
решает
задачу
вовлечения
студентов
в
проектную
деятельность.
Изготовление
сложных
технических
макетов, моделей, демонстрационных стендов повышают у студентов чувство
приверженности к профессии, мотивацию к обучению. Изделия технического
творчества
студентов
используются
не
только
для
мастер-классов
со
школьниками, но и применяются в качестве наглядных пособий на занятиях в
колледже.
Развитие
экономики
предъявляет
новые
требования
к
структуре
и
качеству
подготовки
специалистов.
В
Новосибирской
области
студенты
обучаются на современном, а иногда и уникальном оборудовании, которого еще
нет
на
предприятиях
области.
Система
профессионального
образования
Новосибирской
области
нацелена
на
удовлетворение
потребностей
инновационных
предприятий,
способных
создавать
высокоэффективные
рабочие места и принимать по-новому подготовленных специалистов . Вместе с
тем, предприятия испытывают острую нехватку технических специалистов.
Отсутствие
пропаганды
рабочих
и
технических
специальностей
привело
к
снижению
уровня
осведомленности
молодежи
не
только
о
современном
высокотехнологическом
производстве,
но
и
о
существующих
технических
профессиях.
Это
также
стало
одной
из
причин
снижения
популярности
указанных специальностей. Мы живём в то время, когда промышленность,
системы
коммуникаций,
производственные
отношения,
по стоянно
модернизируются. Профориентационная работа также нуждается в постоянной
модернизации.
Профориентационная работа в техникуме представляет собой слаженный
механизм,
в
котором
и
преподаватели,
и
студенты
разных
специальностей
решают задачу привлечения школьников к обучению в колледже. Я работаю
преподавателем электротехники в Бердском электромеханическом колледже на
специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электротехнического оборудования». «Как популярно и ярко представить нашу
профессию школьникам?»- этим вопросом я задаю сложную задачу не только
себе, но и своим студентам.
Мое
понимание
интерактивности
профориентационной
работы
заключается в том, что вместе со студентами мы
придумываем интересные
методы и способы наглядной демонстрации изучаемых законов и процессов.
Поделюсь своим опытом. Для иллюстрации теории электрических машин, т.е.
преобразования электрической энергии в механическую и обратно, принципа
работы
асинхронных
машин
и
сопутствующих
процессов,
совместно
со
студентами
мною
был
разработан
проект
сложного
электромеханического
агрегата: электропривод для звуковой системы. Студенты дали ему название
«Музыкальная шкатулка». Школьники могут наблюдать, как при увеличении
звука
снижаются
обороты
асинхронного
двигателя
на
тахометре.
При
максимальном
звуке
на
колонках
энергии
хватает,
чтобы
в
такт
музыке
загоралась система светодиодов. Со стороны наблюдается эффект светомузыки.
Стенд представляет собой следующую систему: асинхронный двигатель
(220В) соединенный ременной передачей с генератором постоянного тока. В
зависимости
от
количества
оборотов
двигателя,
генератор
вырабатывает
энергию U ≈ 14В, от него заряжается аккумулятор номинальным напряжением
U = 12В. В данной системе он также выступает в качестве стабилизатора
напряжения. От аккумулятора запитывается система звукового проигрывателя с
динамиками
мощностью
P
1
=
50Вт
и
P
2
=
35Вт
и
система
ультроярких
светодиодов. Работая над проектом, студенты выполнили следующую работу:
1. Определение законов электротехники, которые мы хотели бы наглядно
продемонстрировать;
2. Сбор и анализ информации;
3. Разработка
идеи
агрегата
и
определение
составляющих
элементов
конструкции;
4. Окончательная разработка схемы агрегата;
5. Комплектация установки материалами и элементами;
6. Совместная
работа
со
студентами
специальности
«Технология
машиностроения» для изготовления механических узлов и деталей установки;
7. Сборка агрегата и его регулировка;
8. Тестирование и доработка конструкции;
9. Работа на стенде колледжа на Ярмарках учебных мест .
Результаты выполненной работы позволят в дальнейшем осуществлять
следущее:
1. Проводить
в
условиях
учебной
аудитории
колледжа
демонстрацию
действия основных законов электрических машин в интересной для студентов
форме;
2. Привлекать
внимание
абитуриентов
к
специальности
«Техническая
эксплуатация
и
обслуживание
электрического
и
электротехнического
оборудования
(по
отраслях)»,
путём
активного
вовлечения
их
в
процесс
изучения
работы
механизмов
во
время
проведения
профориентационных
мероприятий.
В
процессе
конструирования
и
изготовления
агрегата
у
студентов
формировалась
не
только
такая
профессиональная
компетенция
как
проектирование и изготовление нового электрического и электромеханического
оборудования,
но
и
вырабатывались навыки
работы
в
условиях
многозадачности, необходимость решения проблем, не имеющих стандартного
решения, удовлетворенность результатами своей деятельности, Демонстрация
«Музыкальной
шкатулки»
на
профориентационных
мероприятиях
показала
эффективность использования продуктов технического творчества студентов :
возле наших стендов всегда многолюдно, оживленно. Школьники задают много
вопросов и проявляют интерес к нашей специальности.
Работа
над
проектом
показала
неподдельный
интерес
со
стороны
студентов не только нашей, но и других специальностей, к помощи которых мы
обращались в процессе изготовления агрегата. Желание сделать что то новое и
необычное, способствующее доказать приоритет технических специальностей,
и
у
самих
студентов
повышало
престиж
выбранной
профессии.
Во
время
выполнения
проекта
студенты
показали
высокую
организованность,
стремление достигнуть поставленной цели, умение работать в команде. Агрегат
собран
из
годных
составных
частей,
использованных
ранее
механизмов.
Участники
проекта
не
являются
членами
творческого
студенческого
объединения: и студенты, и я работали в своё свободное внеурочное время.
Успешная реализация поставленных проектом целей и задач в значительной
степени повысила самооценку студентов и их заинтересованность в профессии.
Реализация
данного
и
подобных
проектов
обеспечивает
учебную
успешность каждого студента – участника проекта, формирует устойчивый
интерес
к
своей
профессии,
позволяет
приобрести
профессиональные
компетенции,
которые,
в
свою
очередь,
позволят
быть
востребованным
на
рынке труда.