Автор: Лемешинская Анна Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 г. Брянска Населённый пункт: г. Брянск, Брянская область Наименование материала: конспект урока по русскому языку Тема: Буквы ы-и после ц Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Предмет
Русский язык
Класс
5
Автор УМК
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова
Тема урока
Буквы Ы-И после Ц
Тип
ОНЗ
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельност
ь
обучающихс
я
Формируемые УУД
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляем
ые действия
Формируемы
е
способы
деятельности
Осуществляем
ые
действия
Формируемые
способы
деятельности
Осуществляем
ые
действия
Формируем
ые
способы
деятельност
и
1. Мотивация
к учебной
деятельности
- Здравствуйте,
ребята! Я рада
вас видеть
внимательных
и
сосредоточенн
ых.
-Посмотрите
друг на друга,
Улыбнитесь на
досуге,
И, пожав друг
другу руки,
«Здравствуй»,-
скажем мы без
скуки.
- Какой раздел
русского языка
мы с вами
изучаем?
- Как
Отвечают на
вопросы
учителя,
приветствую
т учителя
Морфемика
Морфемы
Учатся
проводить
наблюдения
под
руководством
учителя
Понимают
познавательну
ю задачу
Взаимодейству
ют с учителем
и друг с другом
во
фронтальном
режиме
Слушать и
слышать
собеседника
Осуществляют
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения задачи
Планируют
необходимые
действия
называются
части слова? .
- Какие
морфемы вы
знаете?
-Посмотрите на
слайд (Слайд
№1). Что
необычного вы
видите?
корень
- Как вы
думаете,
почему эта
морфема
осталась в
стороне?
- Я очень рада,
что вы готовы
получать новые
знания.
Действительно,
вы правы,
сегодня на
уроке мы не
будем говорить
о
правописании
приставок. О
правописании
каких морфем
мы будем
говорить, вы
мне подскажете
после
(Приставка,
корень,
суффикс,
окончание)
(Нет
приставок)
(Может, она
нам не
пригодится…
Может, новая
орфограмма
не коснется
приставок).
выполнения
задания.
2.
Актуализация
и
фиксирование
индивидуальн
ого
затруднения в
пробном
действии
Задание 1.
(Слайд 2)
Ш…рох,
ч..рный, ш..пот,
крыж..вник,
ц..пленок,
ш..колад,ш..лк,
лекц..я, ц..рк,
ж..лтый, ш..в,
улиц.. ,
сестриц..н.
- Выпишите
слова в два
столбика)
(проверка по
эталону)
- В словах
второго
столбика
обозначьте
морфемы,
подчеркните
букву, которой
нет в словах
первого
столбика (ц).
- Ребята, может
кто-то из вас
догадается, о
какой теме
идет речь.
дети должны
самостоятель
но
определить,
по каким
правилам
слова
распределяю
тся в два
столбика
Написание
гласных
после Ц)
Осуществляют
поиск
информации
Дают
определение
понятиям,
устанавливаю
т причинно-
следственные
связи
Аргументирую
т свою точку
зрения,
отстаивают
свою позицию
Понимают
относительност
ь мнений и
подходов к
решению
проблемы
Осуществляют
пошаговый
контроль
результатов
Планируют
пути
достижения
целей
3.Выявление
места и
причины
- Как
называются
орфограмма?
(Правописан
ие букв и-ы
после ц).
Осуществляют
логическую
операцию
Выдвигают
гипотезы о
связях и
Формулируют
собственное
мнение и
Учитывают
разные мнения
и интересы и
Принимают
решение в
проблемной
Осуществляю
т
познавательн
затруднения
-Какова же
проблема?
(Когда
пишется
буква и, а
когда-ы.)
установления
родовидовых
отношений
закономернос
тях
процессов
позицию
обосновывают
собственную
позицию
ситуации
ую
рефлексию
по решению
учебных и
познавательн
ых задач
4.Построение
проекта
выхода из
затруднения
- Какова же
цель нашей
дальнейшей
работы?
- Как
сформулируем
тему нашего
урока? - Какой
метод вы
предлагаете
использовать
для решения
данной
проблемы?
Вспомните,
какой метод мы
использовали в
случаях, когда
мы не могли
объяснить
какое-либо
правописание?
- Что мы
выбирали в
качестве
объектов
наблюдения?
(Упражнения
учебника с
условным
Определить
причину
выбора
буквы: когда
пишется и, а
когда -ы.
(Правописан
ие букв и-ы
после ц).
(Обычно мы
использовали
метод
наблюдения).
Создавать и
преобразовыват
ь модели и
схемы для
решений задач.
Дети слушают
учителя.
Подводят детей
к определению
темы и
понятий.
Аргументирую
т свою точку
зрения, спорят.
Отстаивают
свою позицию.
Самостоятельн
о ставят
учебные цели и
задачи.
Устанавлива
ют целевые
приоритеты.
обозначением
«очки»).
5.реализация
построения
проекта
- Обратите
внимание на
слова,
записанные на
доске.
Цинк
На цыпочках
Цилиндр
Цыкнуть
Цитата
Цыган
Лекция
Синицын
Акация
Курицы
- Что вы
можете
сказать? Какие
наблюдения
провели? (В
левом столбике
в корне
пишется И, в
правом –Ы).
-А в какой
морфеме
находится
данная
орфограмма?
(В корне, в
окончании и в
суффиксе)
- От чего же
В левом
столбике в
корне
пишется И, в
правом –Ы
В корне, в
окончании и
в суффиксе
В корне, в
окончании и
в суффиксе
Это зависит
от морфемы:
в корне
пишутся И,
Ы, в
суффиксе и в
окончании-
Ы.
Осуществляют
взаимный
контроль.
Распознают
объекты
анализа
Само и
взаимоконтрол
ь
Слушать и
слышать
собеседника.
Самоконтроль
выполнения
действия.
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу.
зависит
написание
И,Ы? Можно
сделать вывод?
(Это зависит от
морфемы: в
корне пишутся
И, Ы, в
суффиксе и в
окончании-Ы).
-Ребята, по
правилам
грамматики в
именах
существительн
ых после ц
пишется и:
1. В словах на
–ция
2.-в корнях
слов.
Случаи
написания ы
после ц:
1.
в
окончаниях
слов
2.
в
суффиксе –ын
-А почему же
слово
цыпленок
пишется через
ы? прочитаем в
учебнике (стр.
39)
Организует и
сопровождает
совместную
учебную
деятельность
Ребята,
правило,
которое мы
сегодня
изучаем,
сложное, это
правило-
инструкция,
поэтому нам
необходимо
составить
алгоритм.
Правописание
Ы-И после Ц
Слышится
( цы)
Слово на -ция
корень
суффикс
окончание
пишем И
пишем И
пишем Ы
пишем Ы
Слова-
исключения
Пишем Ы
Цыган на
цыпочках
цыкнул
цыпленку:
«Цыц!»
6. Первичное
закрепление
во вешней
речи
1) Работа в
парах с
проговаривани
е во внешней
речи
правильное
правописание
букв и –ы
после Ц.
- Как вы
думаете, чем
нам
необходимо
заняться
сейчас?
-Соглашусь с
вами:
повторенье –
мать ученья.
Выполним
упражнение №
462 учебника в
парах,
поочередно
комментируя
(Необходимо
закрепить
знание
правила и
умения
применять
его на
практике).
Строят
логические
рассуждения
Делают
умозаключени
я и выводы на
основе
аргументации
Взаимодейству
ют в группе для
решения
заданий
Устанавливают
и сравнивают
разные точки
зрения
Само и
взаимоконтрол
ь выполнения
задания
Самостоятель
но
контролирую
т свое время
слова друг
другу. Начнем с
1-го варианта.
Первые два
слова сделаем
все вместе для
образца
1вариант.
Цинга (в корне
пишется И, не
является
словом -
исключением).
2 вариант. У
гостиницы ( в
окончании
пишем Ы).
- Продолжаем
самостоятельно
.
-Испытывали
ли вы
затруднения
при
выполнении
данного
упражнения?
(Нет, мы с ним
легко
справились).
7.Самсоконтро
ль с
самопроверко
й по эталону
-Ребята, вы
уверены в
своих умениях?
(Да).
-Как мы можем
( Мы можем
самостоятель
но
выполнить
задание и
Строят
логические
рассуждения
Делают
умозаключени
я и выводы на
основе
аргументации
Взаимодейству
ют в группе для
решения
заданий
Устанавливают
и сравнивают
разные точки
зрения
Само и
взаимоконтрол
ь выполнения
задания
Самостоятель
но
контролирую
т свое время
это проверить?
- Задание для
всех: вставить
пропущенные
буквы и -ы и
обозначить
условия
выбора
изученной на
уроке
орфограммы в
первых пяти
словосочетания
х из упр.
№463. Кто
закончит
раньше,
составят
простые и
сложные
предложения с
этими
словосочетания
ми продолжит
эту же работу с
остальными
предложениям
и (с. 6-10)
Ваши
следующие
действия?
(Проведем
самопроверку
по эталону).
Эталон:
проверить
себя по
эталону).
Ы И
на ЦИЯ
ИСКЛ:
ЦЫПЛЕНОК,
ЦЫГАН,
ЦЫКНУТЬ,
НА
ЦЫПОЧКАХ
1. На уроке
природоведени
я
пятиклассники
изучали
«Акации как
вид
кустарниковых
» .2. По
тексту
учебника
«Природоведен
ие 5 класс»
можно
написать
интересное
изложение (4-5
предложений) с
использование
м слов на
правило
«Буквы И-Ы
после Ц».
Взаимопроверк
а
- Кто допустил
ошибки? Как
поступить?
( Исправить
ошибки
самостоятельно
или
воспользоватьс
я эталоном).
- Молодцы.
Поставьте на
полях знак
«+», у кого нет
ошибок
8.Включение в
систему
знаний и
повторения.
- Каким новым
знанием мы
пополнили
свою
«копилку»
знаний? -
Достаточно ли
мы закрепили
новое правило?
- Почему? (-
Тогда
работаем над
следующим
заданием:
Игра «Лови
(Можем
определить,
какая буква
Ы или И
пишется
после буквы
Ц).
(Нет).
Мал объем
практическог
о
применения
нового
знания).
Строят
логические
рассуждения
Делают
умозаключени
я и выводы на
основе
аргументации
Взаимодейству
ют в группе для
решения
заданий
Устанавливают
и сравнивают
разные точки
зрения
Само и
взаимоконтрол
ь выполнения
задания
Самостоятель
но
контролирую
т свое время
ошибку»
Профессору
Синицину!
Я отправился в
экспедицыю.
Погода
неблагоприятна
: цыклон.
Удалось
собрать
коллекцыю
насекомых,
попались даже
цыкады. Птицы
мешают в
работе.
(взаимопроверк
а, проверка по
эталону)
Тест по теме
1.Подчеркните
ряд, в котором
в каждом слове
пишется И
А) ц..рковой,
ц..ферблат,
ц..кады
Б) ц..тата,
дисц..плина,
ц..кнуть
2.Укажите
слово, в
котором
допущена
ошибка
А) конституция
Б)на ципочках
в) нумерация
г) циклон
3) Напишите
слово
А) Призыв на
военную
службу ____
Б) Номер, с
которым
выступают в
цирке ____
В) лекарство
для
прививок_____
_
Г) Основной
закон
государства
_____
Слова для
справок:
конституция,
цирковой,
мобилизация,
вакцина
9. Рефлексия
учебной
деятельности
- Что нового вы
узнали на
уроке?
-Когда мы
нуждаемся в
правописании
буквы И после
Ц?
(Слова-
исключения
нужно знать
наизусть?
Обобщают
понятия,
осуществляют
сравнения
Учатся
основам
рефлексии
Адекватно
используют
речевые
средства для
решения
различных
коммуникативн
ых задач
Осуществляют
коммуникативн
ую рефлексию
как осознание
оснований
Осуществляют
пошаговый
контроль
результатов
Осуществляю
т
познавательн
ую
рефлексию в
отношении
действий по
решению
-Когда будем
утверждать,
что после Ц
пишется Ы?
-Какие
затруднения
мы испытали?
-Как мы
преодолеем
трудности?
(Оцените свою
деятельность
на уроке,
пользуясь
диагностическо
й картой.
?
Научился
проверять
гласные И-Ы
после Ц, но
остался вопрос
по теме урока.
Поставлю знак
вопроса.
!
Научился
проверять
гласные И-Ы
после Ц, но не
уверен, что
самостоятельно
смогу отличить
корни с
чередованием
Выучим
орфограмму
наизусть)
задач
от
проверяемых
гласных
ударением.
Скажу себе: «
Я работал
хорошо!»
! ! !
Научился
проверять
гласные И-Ы
после Ц - и
могу объяснить
тему товарищу,
скажу себе:
«Молодец!»
- Я рекомендую
вам выбрать
домашнее
задание,
которое
поможет вам
преодолеть
трудности:
1. Кто научился
применять
орфограмму
№15 стр.39, но
остался вопрос
по теме урока,
поставьте знак
вопроса и
выполните упр.
№ 464 из
параграфа 87.
2. Кто научился
определять
правописание
и-ы после ц в
любой части
слова, но не
уверен, что
самостоятельно
сможет
отличить
корни с «и» и
корни слов -
исключений, то
скажите себе
«Я работал
хорошо!» и
выполните упр.
465.
3. Кто научился
применять
орфограмму 15
и может
объяснить тему
товарищу,
скажи себе:
«Молодец!» и
придумай 5-6
предложений
по теме « В
цирке».
4. Задания для
умников и
умниц!
По толковому
словарю
Ожегова
узнайте, что
означает слово
цитата.
Найдите в нем
корень.
Подберите 5-6
цитат из
программного
произведения,
которое
изучаете в
настоящее
время.
-Оцените
учебную
деятельность
класса.
-Спасибо,