Напоминание

Технология сотрудничества как эффективный метод формирования УУД


Автор: Ефремова Ирина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат Удмуртской Республики "Республиканский лицей-интернат"
Населённый пункт: п. Италмас
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Технология сотрудничества как эффективный метод формирования УУД
Раздел: среднее образование





Назад




Методические рекомендации «Технология сотрудничества как эффективный метод формирования УУД» Учитель русского языка и литературы БУОШИ УР «Республиканский лицей-интернат» Ефремова Ирина Юрьевна «Если у одного есть яблоко и у другого есть яблоко, и они поменяются, то у каждого будет по одному яблоку. А если у одного есть идея, и у другого есть, то когда они поменяются – у каждого будет по две идеи». Пьер Абеляр
Глава 1.1. Теория и основные положения технологии сотрудничества.
В современном мире всё более серьёзные задачи возлагаются на школу. С каждым годом возрастает количество информации, которую приходится усваивать и учителю, и обучающимся. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. В условиях реализации требований ФГОС наиболее востребованными становятся педагогические технологии. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Технология сотрудничества отвечает всем требованиям личностно- ориентированной направленности, противопоставляет авторитарному, обезличенному подходу к ребёнку традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создаёт условия для творчества и самореализации личности. Целевыми ориентирами данной технологии являются: - переход от педагогики требований к педагогике отношений; - гуманно-личностный подход к ребёнку; - единство обучения и воспитания. В педагогике сотрудничества выделяют несколько направлений. Мне ближе всего идеи гуманно-личностного подхода: - новый взгляд на личность как цель воспитания: каждый ребёнок – полноценная личность, он обладает способностями, приоритетные качества личности – любовь, доброта, совесть, гражданственность и т.п.; - гуманизация педагогических отношений: педагогическая любовь к детям, оптимистическая вера в ребёнка, терпимость к его недостаткам, приоритет положительного стимулирования; - демократизация педагогических отношений: соблюдение Конвенции о правах ребёнка;
- отказ от прямого принуждения: требовать без принуждения, замена принуждения желанием, ставка на самостоятельность, применение косвенных требований через коллектив; - новая трактовка индивидуального подхода: поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики, коррекция; - формирование положительной Я-концепции: Я нравлюсь, Я способен, Я значу. Итак, считаю, что только при таком подходе к образовательному процессу можно воспитать гармоничную, целостную, независимую и свободную, высоконравственную личность.
Глава 2. Практическое применение технологии сотрудничества
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Когда я более детально изучила технологию сотрудничества и решила активно использовать её в своей работе, я задалась вопросом: «С чего начать?». Решила вначале провести диагностику межличностных отношений и отношения обучающихся к процессу обучения. В данном случае использовала методику незаконченного предложения.
Банк вопросов
1. Думаю, что в нашей школе…. 2. Если все против меня, то… 3.Я всегда хотел(а)…. 4. Думаю, что настоящий друг… 5. Я учусь…. 6. Думаю, что достаточно способен(а), чтобы… 7.Я мог (могла) бы быть счастливей, если бы… 8.Не люблю людей, которые…. 9.Учителя обращаются со мной… 10. Я бы мог (могла) учиться… 11. Моя наибольшая слабость заключается в том,… 12.Моим скрытым стремлением в жизни.. 13. Я хочу, чтобы на уроках… 14.Больше всего люблю людей, которые.. 15.Большинство моих учителей… 16.Когда мне начинает не везти, я… 17.Больше всего я хотел(а) бы в жизни… 18.Я хотел(а) бы, чтобы учителя…
19.Когда меня нет, мои одноклассники… 20.Я учился бы…. Эта методика позволяет оценить степень конфликтности ученика с окружающим миром и с самим собой. № Группа предложений Номера предложений, входящих в группу. 1. Отношение к себе 2, 6, 11,16. 2. Отношение к друзьям и одноклассникам. 4, 8, 14, 19. 3. Жизненные цели. 3, 7, 12, 17. 4. Отношение к школе и учителям 1, 9, 15, 18. 5. Отношение к процессу обучения 5, 10, 13, 20. И ещё одна анкета, которая помогла мне правильно сформировать малые группы постоянного состава.
Анкета
1. Кто в классе тебе всегда готов прийти на помощь? 2. С кем тебе трудно общаться? 3. Кого пригласил бы к себе на день рожденья? 4. От чьего приглашения отказался? 5. С кем бы хотел пойти в поход? 6. К кому тебе трудно обратиться за помощью? Кроме того, была проведена диагностика умения обучающихся самостоятельно работать на уроках. Наблюдение проводилось на пяти различных занятиях. Умение учащихся: 1. Стремиться начать выполнять только после того, как понял и принял задачу. 2. Выполняет последовательно и аккуратно все операции. 3. Контролирует свои действия в ходе работы (замечает ошибки). 4. Контролирует свою работу по результату. 5. Может оценить сам, достаточно ли хорошо справился с работой (спросить, принимая работу). 6. Может правильно оценить, трудна ли для него работа. 7. Умеет планировать. 8. Не переделывает работу заново. № Ф.И. Умение учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 балла - умение выражено ярко. 1 балл - умение присутствует.
0 баллов - умение отсутствует. Следующий этап – это познакомить ребят с принципами педагогики сотрудничества и обучить культуре общения в группе. Для этого я разработала памятку для работы в группе.
Памятка
1. Взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами. 2. Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию. 3. Вежливо и доброжелательно общаться с партнерами 4. Испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей. 5. Полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд. 6. Высказывать свою мысль четко и кратко. 7. Соблюдать очередность в высказывании собственного мнения. 8. Не спешить с ответом, сначала лучше все обдумать. 9. Давать справедливую оценку своей работе и работе своих товарищей. Эти правила должны всегда быть расположены на видном месте, учитель должен как можно чаще обращать на них внимание учащихся. Групповая форма работы способствует формированию всех видов УУД. Учащиеся учатся вместе искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.
Процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
Этапы урока Деятельность Приемы и методы групповой работы, которые можно использовать на основных этапах урока технологии сотрудничества Подготовка к выполнению группового задания - постановка познавательной задачи; - инструктаж о последовательности работы; - «Мозговой штурм» - решение учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся,
- раздача дидактических материалов группам. создание коллективного мозга. Применим на всех этапах урока. - Разбивка на кластеры (блоки идей) – графическая организация материала, которая помогает понять, что можно сказать по данной теме. Групповая работа - знакомство с материалами, планирование работы в группе; - распределение заданий внутри группы; - индивидуальное выполнение задания - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; - обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнение, обобщение); - подведение итогов группового задания - взаимообучение – учащиеся выполняют роли «учителя» и «ученика» или «докладчика» и «респондента»; - взаимоопрос – учащиеся составляют вопросы по теме, затем могут их задать другим группам; - трехступенчатое интервью – происходит работа в паре, когда ученики берут друг у друга интервью на конкретную тему, а кто- то третий записывает ключевые моменты ответа; после каждого интервью происходит смена ролей; - отработка умений – обучающиеся получают задания по карточкам или составляют карточки-задания для других групп; - пятиминутное эссе в форме «круглого стола»
- лист передается по кругу, и каждый ученик добавляет свои идеи или мысли по теме, записывая их своим цветом, это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения. Заключение - сообщение о результатах работы в группах; - анализ познавательной задачи, рефлексия; - общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи - презентация результатов; - синквейн – пятистрочие, отражающее понимание темы и отношение к ней. Результативность групповой работы на уроке можно проанализировать, если провести исследование-анкетирование по вопросам. Вопросы: 1. Удалось ли группе выполнить задание? 2. Легко ли работать в группе? 3. Кто ощущал себя некомфортно? Почему? 4. Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? 5. К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? 6. Что испытывает человек, которому не дают высказаться? 7. Что помогает и что мешает общей работе? 8. Какова должна быть помощь учителя? 9. Что ты приобретаешь в совместной работе? Основная задача моей работы - показать, какое важное значение имеет обучение в сотрудничестве в формировании гармоничной, всесторонне развитой, успешной личности школьника. Работа может быть рекомендована как начинающим педагогам, так как представленные педагогические методы и приёмы помогают быстро находить общий язык с самыми сложными учениками, а также учителям, работающим в личностно-ориентированной направленности.
Литература 1. Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» М, «Просвещение», 2011. 2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с. 3. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010 . 4. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. — М., 1965. 5. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.


В раздел образования