Автор: Полькина Оксана Вячеславовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МОУ СОШ №9 Населённый пункт: город Саранск Республика Мордовия Наименование материала: статья Тема: Как подготовить ребенка к школе. Раздел: среднее профессиональное
Как подготовить ребенка к школе?
Наступит
1
сентября
и
за
школьные
парты
сядут
вчерашние
дошкольники.
Первый
день
в
школе
–
цветы,
улыбки,
поздравления
и
радостное волнение («Я уже школьник!»). Все это проходит и наступают
школьные
будни
с
маленькими
победами,
трудностями
и
неудачами,
с
радостью познания нового и горечью обид.
Впереди новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьезные
испытания. Ребенок должен вступить в новый коллектив, а это всегда не
просто, должен стать полноправным членом школьного класса, но при этом
как
важно,
чтобы
ему
было
комфортно,
легко,
интересно.
Нужно
будет
научиться подчиняться и проявлять инициативу, слушать и слышать других,
уметь объяснить свою точку зрения и доказать свою правоту, уметь признать
ошибку
и
перенести
поражение,
уметь
радоваться
успехам
товарищей
и
переживать
их
неудачи
–
как
свои
собственные.
Ребенок
должен
приспособиться
к
новому,
школьному
режиму,
совсем
не
такому,
как
в
детском саду или дома.
Естественно, родители озабочены главным вопросом: как будет учиться
их ребенок, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым
учеником…
По
крайней
мере
без
троек.
Вы,
конечно,
беспокоитесь:
привыкнет
ли
ребенок
к
трудовым
школьным
будням,
как
скажется
на
состоянии здоровья ученика новый режим, как будет ребенок выполнять
новые обязанности, справится ли с ними? А ведь это во многом зависит от
вас, дорогие родители.
Семья – это тыл за спиной ребенка. Прежде всего,
в семье ищет
ребенок опоры, поддержки, понимания и, конечно, любви. Тут перед вами
встают не простые, но выполнимые задачи, уважаемые родители. Хотите,
чтобы ребенок хорошо учился, да еще при этом был бодр, весел и здоров, -
помогите ему. Подготовка к школе – это не только обучение грамоте или
счету.
Маленькому труженику предстоят горы работы. Учебные программы
действительно насыщены. Пропустит ребенок пару недель по болезни –
значит,
потребуется
много
труда
и
сил,
чтобы
догнать
ушедших
вперед
одноклассников.
Поэтому очень
важно
укреплять
здоровье
будущего
ученика .
Обязательно
обратите
внимание
на
состояние
носоглотки.
Аденоиды
затрудняют
носовое
дыхание,
вынуждают
ребенка
постоянно
держать
рот
открытым.
Нарушается
произношение,
ухудшается
качество
голоса, слуха. Необходимо тщательно проверить слух и зрение ребенка. Ведь
первоклассник должен быть посажен на такое место, с которого ему будет
хорошо слышно и видно то, о чем говорит учитель.
Очень внимательно нужно следить за осанкой ребенка. Учтите, что
выполнение
домашних
заданий
будет
занимать
у
ребенка
достаточно
времени, поэтому со всем вниманием отнеситесь к оборудованию рабочего
места
первоклассника.
Прежде
всего,
у
ребенка
должен
быть
свой
собственный стол, который выше локтя малыша, стоящего рядом, на 2-3 см.
Слишком
низкий
стол
или
слишком
высокий
приведет
к
искривлению
позвоночника. На столе ребенка еще могут лежать его любимые игрушки. Не
стоит слишком резко отрывать ребенка от его «старых» друзей. Дневной свет
должен
падать
слева.
При
недостаточном
освещении
ребенку
придется
приглядываться, напрягать зрение, а это приведет к зрительному утомлению
и усталости. Как определить наиболее оптимальное расстояние от глаз до
тетради или книги? Кончики пальцев руки ребенка, поставленной на локоть,
должны свободно доставать до виска – при соблюдении этих параметров
зрительное утомление будет минимально.
А
как
подготовить
ребенка
к
школе,
чтобы
его
первые
школьные
впечатления не омрачились страхом, неудачами, обидами?
Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения
специальными
знаниями,
умениями
и
навыками,
необходимыми
для
обучения
в
школе.
Это
навыки
прямого
и
обратного
счета,
выполнение
элементарных
математических
операций,
узнавание
печатных
букв
или
чтение,
пересказ
содержания
текстов
и
т.д. Важнее
не
учить
ребенка
читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать,
а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и
пальцев.
Безусловно,
владение
всеми
этими
навыками
и
умениями
может
облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной
программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе
еще
не
может
обеспечить
достаточно
успешного
включения
ребенка
в
школьную
жизнь.
Нередко
случается,
что
дети
с
хорошим
уровнем
педагогической готовности,
далеко не сразу могут включиться в учебный
процесс:
не
готовы
выполнять
простейшие
дисциплинарные
требования
учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего
темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками и
пр. В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную
обученность,
но
обладающие
необходимым
уровнем
психологической
зрелости,
без
труда
справляются
с
требованиями
школы
и
успешно
овладевают учебной программой.
Успешность
школьного
обучения
во
многом
определяется
тем,
насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Многих
детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни:
новая
обстановка,
яркие
портфели,
тетради,
ручки,
желание
получать
отметки. И лишь позднее может появиться желание учиться, узнавать в школе
что-то новое.
Отношение к школе и будущему обучению вы можете проверить сами.
Предложите ребенку поиграть в школу. Выберите для себя роль учителя.
После выполнения заданий спросите ребенка, что бы он хотел получить за
свою работу – отметку или конфету (яблоко, банан и т.д.). Желание получить
отметку означает интерес к школе и положительное отношение к будущему
учению. Теперь у ребенка роль учителя. Спросите у него: «Чему ты будешь
меня учить – петь, танцевать, прыгать, собирать из конструктора или писать,
читать, считать?». Желание ребенка «учить» вас школьным предметам –
чтению, письму свидетельствует о положительном отношении к школе.
Может случиться, что ребенок не сразу захочет выполнять задания,
которые вы ему предложите. Что делать, если ребенок не хочет выполнять
задания? Позволим себе несколько советов:
Прежде всего, как это не покажется банально, любите ребенка.
Он должен знать, что его любят таким, какой он есть. Ваше
желание заниматься с ребенком должно быть искренним – вы с
удовольствием с ним общаетесь, а не повинность отбываете.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. «Вот Петя
прекрасно читает, а ты…». Такие сравнения обижают и отбивают
всякую охоту к совершенствованию. Сравнивайте ребенка с ним
самим: «Ты рисуешь гораздо лучше, чем раньше».
Отмечайте
небольшие
достижения
ребенка,
как
громадные
победы. Похвалить за дело не грех, это поможет почувствовать
успех и придаст уверенности, что и дальше все получится.
Занимаясь
с
будущим
школьником,
двигайтесь
от
простого
к
сложному.
Выработка
любого
навыка
идет
постепенно,
и
переходить к более трудным заданиям можно только после того,
как выполнены более простые.
Помните,
что
наибольшее
удовольствие
и
наибольшая
польза
получается от той работы, которая проделана самостоятельно.
Старайтесь давать ребенку возможность самостоятельных усилий
и собственных достижений.
Используйте
для
занятий
время,
когда
ребенок
в
хорошем
настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не
сразу после еды.
У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют.
Хорошо, если эти занятия будут проводиться в виде игры.
Никогда не говорите ребенку, что он ответил неправильно, желание
заниматься дальше после такой оценки может пропасть.
Если ребенок во время выполнения заданий будет болтать ногами,
ерзать, вертеть в руках карандаш, не ругайте его, это чисто инстинктивное
включение двигательных функций для стимуляции умственной деятельности.
Тренировка пальцев рук и упражнения на общую координацию движений
активизируют процесс мышления.
Ребенок должен быть готов к новой форме общения с взрослым .
Ребенок, владеющий этой формой общения, воспринимает взрослого как
непререкаемый
авторитет,
образец
для
подражания.
Требования
учителя
выполняются
точно
и
беспрекословно,
на
его
замечания
не
обижаются,
напротив,
к
критическим
словам
взрослого
относятся
с
повышенным
вниманием,
на
указанные
ошибки
реагируют
по-деловому,
стараются
их
исправить.
При таком отношении к учителю, дети способны вести себя на уроке в
соответствии со школьными требованиями: не отвлекаться, не затевать с
учителем
разговоры
на
посторонние
темы,
не
выплескивать
свои
эмоциональные переживания и т.д.
Не
менее
важной
стороной
личностной
готовности
является
способность
ребенка
устанавливать
отношения
сотрудничества
с
другими
детьми .
Умение
успешно
взаимодействовать
со
сверстниками,
выполнять
совместные
учебные
действия
имеет
большое
значение
для
освоения полноценной учебной деятельности.
Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы ребенок умел
адекватно
относиться
к
результату
своей
работы,
оценивать
свое
поведение .
Если
самооценка
ребенка
завышенная,
что
характерно
для
дошкольника (он уверен, что он «самый лучший», что его рисунки, поделки
«лучше всех») о личностной готовности говорить неправомерно.
С
поступлением
в
школу
ребенок
приступает
к
систематическому
изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития.
Для
этого
ребенку
необходимо
владеть
определенными
средствами
познавательной
деятельности,
осуществлять
основные
мыслительные
операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять
их существенные признаки, делать выводы).
Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной
активности
ребенка,
достаточно
широкие
познавательные
интересы,
стремление узнавать что-то новое.
Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное
образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного
детства.
Недостаточный
уровень
развития
какого-либо
одного
или
нескольких
параметров
психологической
готовности
свидетельствует
о
недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период.
Урове нь
пед а гогич е с кой
готовно с т и
выя вля е т
у ч и т е л ь .
Психологическая готовность ребенка к школе определяется психологом, в
распоряжении которого имеются специальные диагностические методики.
Все
дети,
достигшие
6,5
–
7
лет
и
не
имеющие
противопоказаний
по
состоянию здоровья, приходят в школу и начинают в ней учиться независимо
от того, какой уровень готовности к обучению они продемонстрировали при
записи в школу. Поэтому диагностика готовности к обучению ориентирована
на
выявление
индивидуальных
психологических
особенностей
ребенка
с
учетом их перспективного развития.
Следует иметь в виду, что ребенок поступает в школу, имея лишь
предпосылки (достаточные или недостаточные) к началу овладения новой
для
него
учебной
деятельностью.
Собственно
готовность
к
школьному
обучению формируется в ходе самого обучения. Считается, что судить об
уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия
первого года обучения.
Уровни педагогической и психологической готовности, показанные
ребенком при приеме в школу, анализируются учителем и психологом с
тем,
чтобы
они
могли
совместными
усилиями
выработать
тактику
работы с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.
Важно
знать, что
может
быть
причиной
задержки
развития .
Причины
эти
чрезвычайно
разнообразны.
Это,
прежде
в с е го
неблагоприятные
факторы
в
раннем
развитии
ребенка,
такие
как
неблагополучие течения беременности
родов, родовые травмы, тяжелые
заболевания,
перенесенные
ребенком
на
первом
году
жизни
и
в
раннем
детстве. Причиной неготовности, конечно, может быть плохое состояние
здоровья, так как частые заболевания ослабляют организм, снижают его
функциональные
возможности,
значит,
ребенок
будет
очень
быстро
утомляться,
работоспособность
его
будет
снижена
и
учебная
нагрузка
окажется не по силам.
Причиной
неготовности могут быть не только сам
ребенок,
особенности
развития
его
организма,
но
и
неблагоприятные
условия, в которых он растет и развивается. Особенно неблагоприятно на
развитии детей отражается воспитание в обстановке постоянных конфликтов,
ссор, страха, безнадзорности, при пьянстве одного или обоих родителей. Как
правило, эти дети с раннего возраста страдают выраженными нарушениями
со стороны нервно-психической сферы. И с первых дней обучения в школе
проявляется
весь
комплекс
трудностей.
Это
робкие,
недостаточно
самостоятельные
в
работе
дети.
У
них
отсутствует
четкое
понимание
предъявляемых
требований,
работоспособность
снижена.
Они
быстро
утомляются при целенаправленной деятельности, с трудом могут «высидеть»
весь урок, никак не сосредоточатся на задании, рассеянны, беспокойны.
Бывают
случаи
прямо
противоположные,
когда
ребенку
уделяется очень много внимания, но он тоже может оказаться не готов к
школе. Как правило, это дети, которые растут в окружении взрослых, не
ходят в детский сад, мало контактируют со сверстниками.
Ребенку много
читают, учат его писать, читать, покупают ему различные игры (интереса
хватает на один вечер). Все желания его выполняются
беспрекословно.
Родители уверены, что они хорошо подготовили ребенка к школе. Именно
общение и контакт со сверстниками, необходимость считаться с мнением
других,
подчиняться
чужим
требованиям,
а
не
только
следовать
своему
желанию – для такого ребенка будет самым трудным. Такому ребенку очень
хочется
показать,
как
много
он
знает.
Он
может
перебивать
ученика
и
учителя, вставив фразу не всегда подходящую по смыслу, хотя бы для того,
чтобы
привлечь
к
себе
внимание.
Ребенок
может
стать
плаксивым,
агрессивным, отставать в учебе. Родители зачастую не понимают истинной
причины, считают, что «его не любят за то, что он очень умный». Ребенок не
имеет самых элементарных навыков общения со сверстниками и взрослыми,
его не научили работать, воспитали в нем неуважение и пренебрежение к
людям.
В
общении
с
другими
детьми
важное
значение
имеет
опрятность,
внешний вид ребенка. С неряшливым, неопрятным ребенком дети не хотят
играть, общаться. Неблагополучное положение в общении с другими детьми
не позволит ребенку достигнуть значительных успехов и в учебе. Необходима
индивидуальная работа с ребенком по обучению его культуре поведения и
навыкам общения.
Как показывает практика, относительно высокого уровня развития
одной из сторон готовности к обучению оказывается достаточно для того,
чтобы
обеспечить
удовлетворительную
успешность
ребенка
в
школе
по
крайней мере на первых этапах обучения. Не забывайте, что способности –
не только от бога. Очень многое можно развить, очень многому можно
научить, а многое может и погибнуть от неупотребления и небрежения. При
подготовке
ребенка
к
школе
важно
помнить,
что
его
мыслительные
способности
с
возрастом
претерпевают
количественные
и
качественные
изменения. Проще говоря, на разных этапах овладения действиями ребенок
как бы использует разные инструменты: сначала он решает задачу руками
(ощупает, приложит и т.п.), позднее он проговаривает свои действия вслух, а
еще позднее действие будет выполняться в уме.
Из этого можно сделать небольшой практический вывод: если ребенку
что-то не удается решить в уме, попробуйте переиначить задачу так, чтобы он
мог задействовать при ее решении руки, или сделайте ее более образной. И
помните:
дети
развиваются
не
одинаково, часто уровень достижений в
будущем не зависит от того, как рано ребенок смог научиться считать,
писать
и
решать
з а д ач и .
Главное
–
труд,
постоянный
и
целенаправленный.
От
того, насколько
развито
у
ребенка
восприятие ,
зависит
и
успешность
овладения
грамотой,
счетом,
письмом.
Очень
важно,
чтобы
уровень восприятия соответствовал задачам школьного обучения.
К
шести
годам
дети
различают
цвет
и
форму
предметов,
пространственные
представления
«вверх»,
«вниз»,
«вперед»,
«назад».
Наиболее затруднительным оказывается для ребенка восприятие времени. На
вопрос когда он был в гостях у бабушки, он может ответить: «Не помню.
Давно». На самом деле это может быть два дня назад.
Самое
главное
–
ребенку
удается
установление
связи
между
пространством
и
временем.
Поэтому
становится
возможным
восприятие
картинки как целостного образа. Должно вызвать беспокойство со стороны
родителей, если ребенок, рассматривая сюжетную картинку, воспринимает ее
как набор отдельных разрозненных образов. Развивать восприятие можно
разными
упражнениями.
Одно
из
них
-описать
сюжетную
картинку,
устанавливая между ее частями взаимоотношения и взаимосвязи.
Очень
важно
стимулировать
интерес
будущего
ученика
к
окружающему,
фиксировать
внимание
на
том,
что
он
видит
во
время
прогулок.
Надо
приучать
его
рассказывать
о
своих
впечатлениях;
такие
рассказы нужно заинтересованно выслушивать, даже если они односложны
или
сбивчивы.
Полезно
задавать
дополнительные
вопросы,
стараясь
получить более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует почаще
читать ребенку детские книги, водить в театр, обсуждать с ним прочитанное
и увиденное.
Для
развития
произвольности
можно
периодически
проводить
с
детьми коротенькие диктанты: «Сейчас мы будем рисовать узоры. Нарисуй
синий
квадратик.
Теперь
красный
квадратик.
Теперь
зеленый.
Красный.
Синий».
Развитию
мышц
кисти
способствует
выполнение
точных,
тонко
скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, закручивание
гаек
в
детском
конструкторе,
собирание
узоров
из
мелкой
мозаики,
вышивание, завязывание узелков, застегивание мелких пуговиц, кнопок и
крючков,
нанизывание бус (эти действия охотно совершаются детьми в
процессе игры с куклой). Можно использовать игры с мячами небольшого
размера, такими, которые можно удержать одной рукой. Очень полезны в
этом возрасте и вызывают интерес у детей разнообразные «пальчиковые
игры» и гимнастика для пальцев.
Для
формирования
познавательных
интересов
полезно
ставить
с
ребенком дома простые опыты, проводить наблюдения, например, наблюдать
за прорастанием цветка, за поведением животных в разных ситуациях, за
процессом кристаллизации, за сезонными изменениями погоды и т.п.
С целью формирования умения действовать по инструкции могут
использоваться дидактические игры со своими четкими правилами, игра в
школу, конструирование из кубиков, когда либо в словесной форме, либо с
помощью
схем
ст авит ся
конкретно е
задание
и
у к а з ы в а е т с я
последовательность
действий ,
создание
рисунков
или
аппликаций
с
предварительной
разработкой
плана,
композиции,
последовательный
пересказ
сказок
по
схематическому
плану,
самостоятельное
продолжение
узора. Чем разнообразнее будут занятия, тем больший эффект они дадут.
Занятия по развитию произвольности должны проводиться регулярно
(например, через день от 5 до 15 минут). Чтобы не разрушить способность к
самостоятельному
творческому
поиску,
формируя
умение
выполнять
указания взрослого, параллельно нужно проводить занятия, направленные на
развитие самостоятельности, воображения.
Память – характеристика обобщенная, ею обладают все наши органы
чувств. Дети, как правило, запоминают все быстро и надолго, поскольку
воспринимают все очень эмоционально, всей душой и телом (в буквальном
смысле
слова).
Но
объем
воспринимаемой
информации
еще
довольно
ограничен, быстро наступает утомление. Во всех заданиях по проверке и
тренировке
памяти
предлагайте
6-9
предметов
или
слов.
Например, для
тренировки
зрительной
памяти
предложите
ребенку
в
течение
15-20
секунд рассмотреть 9 – 10 предметов, геометрических фигур. Если ребенок
запомнил
6-7 фигур и смог их воспроизвести, можно порадоваться, 4-5
фигур – средний результат, 3 и меньше – слабовато.
Чтобы проверить слуховую память , продиктуйте с интервалом в 3-4
секунды, например такие слова: гора, игла, роза, кошка, платье, часы, лодка,
мяч, соль, рука. Запомнил 6 и более слов – значит все в порядке.
Долговременная память проверяется и тренируется так. Попросите
вашего
будущего
школьника
рассказать
какую-нибудь
из
недавно
прочитанных сказок. Если сбивался и путался, значит нужно потренировать
память.
Можно проверить и тренировать у ребенка образное мышление , т.е.
убедиться, действительно ли он видит и понимает то, на что смотрит, как он
воспринимает, сравнивает, классифицирует.
Ребенок должен рассмотреть картинку с изображениями различных
животных. Пусть он найдет и покажет на ней: всех диких животных, всех
домашних
животных;
выделит:
птиц,
зверей,
рыб.
Попросите
объяснить,
почему он так считает.
Игры для развития способности к обобщению.
Назови три предмета
В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному
родовому. Ведущий (вначале – взрослый, а затем – кто-то из детей) называет
слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен
назвать
три
предмета,
которые
можно
назвать
одним
словом
«мебель»
(например, стул, стол, кровать).
Назови одним словом
Вариант предыдущей игры. В отличие от предыдущей игры, здесь по
нескольким
видовым
понятиям
дети
учатся
находить
понятия
родовые.
Например, взрослый называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок,
поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».
Ромашка, фиалка, лилия Цветы
Кукла, скакалка, мяч Игрушки
Курица, утка, гусь Домашние птицы
Тополь, береза, елка Деревья
Медведь, лиса, волк Животные
Саша, Витя, Ира Имена
Во время одной игры можно менять задание: то ведущий называет
видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а
дети называют видовые.
Будущему
первокласснику
необходимо
уметь
обобщать,
делать
логические
выводы,
строить
свои
суждения. Речь
и
мышление
взаимосвязаны .
Связная
речь
–
это
развернутые,
распространенные
высказывания,
в
состав
которых
входит
несколько
предложений.
Умение
рассказывать помогает ребенку общаться, находить общий язык с другими
детьми, быть интересным для сверстников и взрослых, придает уверенность
в себе. Как развивать связную речь? Предложите ребенку составить рассказ
по серии сюжетных картинок. Прочитайте ребенку небольшую сказку, затем
попросите его пересказать. Дайте ребенку тему, на которую нужно составить
рассказ «Мой любимый праздник», «На даче» и т.д.
Как правило, детские проблемы – это проявление проблем, имеющихся
у родителей. Часто бывает трудно без посторонней помощи разобраться, а
тем более справиться с ними. Если вы обнаружили у вашего ребенка какие-то
стойкие проблемы личностного характера, обратитесь к психологу.
Если
вы
хотите
развить
у
ребенка
те
или
иные
качества,
старайтесь относиться к нему так, словно они у него уже есть . Это
древняя
мудрость,
проверенная
веками
и
подкрепленная
научными
экспериментами,
к
ней
стоит
прислушаться. И пусть у вас никогда не
опускаются
руки,
даже
если
вы
останетесь
единственным,
кто
продолжает верить в вашего ребенка . Помните, что сказал Паж Золушке:
«Настоящая дружба делает чудеса». Настоящая любовь – тоже. И это не
просто слова из сказки – это научно обоснованное мнение психологов и
педагогов.
Для более эффективной работы по подготовке ребенка к школе
необходимо пройти собеседование со школьным психологом, учителем и
логопедом.
По
графику,
в
удобное
для
вас
и
ребенка
время.
Если
собеседование до поступления ребенка в школу не состоится, мы не
выявим его сильные качества, на которые можно будет опираться в
процессе
учебы
и
слабые,
которые
будут
создавать
ему
серьезные
пробле мы .
В ы
получите
от
с пе циа лис тов
р е к о м е н д а ц и и ,
предназначенные
именно
для
вашего
ребенка.
( Далее
родители
записываются на собеседование в заранее приготовленную таблицу-график,
выбирая день и время. Родители приходят с детьми в указанное время).