Автор: Булмасова Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Новоаганский ДС ПиО "Солнышко" Населённый пункт: п.г.т. Новоаганск, Нижневартовский район Ханты-мансийский АО - Югра Наименование материала: конспект НОД Тема: "В стране Семигномии" Раздел: дошкольное образование
Цель . Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
посредством логико – математических игр и упражнений.
Образовательная область Познавательное развитие
1. Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению:
строить по чертежу.
2. Закреплять знания о составе числа семь из двух меньших чисел.
3. Закреплять умение классифицировать множество по двум свойствам: цвет,
форма.
Образовательная область Речевое развитие
1. Закреплять умение правильно называть части (области), на которые обручи
делят плоскость.
2. Упражнять в правильном согласовании числительного с существительным.
Образовательная область Социально- коммуникативное развитие
1. Развивать умение входить в воображаемую игровую ситуацию.
2. Воспитывать чувство отзывчивости, желание оказывать помощь сказочным
героям.
3. Воспитывать
умение работать самостоятельно, малыми подгруппами, в
коллективе.
4. Формировать навык взаимоконтроля и самооценки.
Словарная
работа: области, пересечение, внутри…, вне…, столбец, строка,
геометрические фигуры, четырёхугольники
Материал
к
занятию: конверт, учебно-игровое пособие «Логические блоки
Дьенеша» по 1 набору на 2х детей, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, игра
«Танграм», картинка ключа, поделённая на части, обручи 2-х цветов (по 2 каждого
цвета) – красный и жёлтый, колпачки, звукозаписи.
1
Ход занятия
1.
Воспитатель: «Сегодня
утром
почтальон
принёс
письмо.
(разглядываем
письмо) Это письмо из страны Семигномии.
А как вы думаете, почему эта страна так называется? (Страна так называется
потому, что в ней живут семь гномов)
Правильно, это маленькая волшебная страна и живут там семь гномов.
Ребята, я думаю, что это письмо непростое, оно волшебное.
Давайте его откроем (открываем конверт, звучит запись)
Ребята, вы готовы помочь гномам и разбудить Белоснежку. (Да!)
Для этого нам надо отправиться в сказочную страну Семигномию.
А чтобы нам попасть в сказочную страну Семигномию, нам надо превратиться в
сказочных гномиков (раздаю колпачки) а для этого наденем колпачки, и скажем
волшебные слова: « 1-2-3 – в сказку дружно попади!» (звучит музыка)
Задания:
Слайд 2.
1. Вот мы с вами и в сказочной стране Семигномии. Посмотрите, как много тут
деревьев и речка весело журчит! (на экране появляется картинка леса, речка,
слышится звук журчащей воды) А как же нам перейти на другой берег?
А вот ребята и первый гномик нас встречает. Давайте узнаем, какое задание
придумала ему злая мачеха.
Внимание
–
слушаем
задание: злая мачеха разрушила волшебный мост
через речку, и велела гному собрать его из геометрических фигур. Только
тогда можно будет перейти речку.
Но гному одному не справится. Ребята, давайте ему поможем.
Только помните, что в строительстве моста должны быть использованы все
геометрические фигуры.
Слайд3.
А мост должен быть вот таким (показываем силуэт моста на экране)
2
Дети выкладывают мостик, используя игру «Танграм» на ковре.
Я вижу, что мост готов.
Скажите, пожалуйста:
Сколько
треугольников
вы
использовали
при
строительстве
моста?
( при
строительстве моста мы использовали 5 треугольников)
Сколько четырёхугольников вы использовали при строительстве моста? (при
строительстве моста мы использовали 2 четырёхугольника)
А
сколько
овалов
вы
использовали
при
строительстве
моста? (при
строительстве
моста
овалы
не
использовались,
так
как
на
чертеже
нет
овалов)
А
сколько
всего
геометрических
фигур
вы
использовали
для
строительства
моста? (всего мы использовали 7 геометрических фигур).
Мини итог: Ребята, у вас получился замечательный мост, крепкий надёжный, в
строительстве вы использовали все геометрические фигуры. С заданием вы
справились ,
Слайд 4. Вот вам часть картинки, Саша, прикрепи её на доску и догоняй
нас, а мы продолжим свой путь по волшебному мостику.
Мостик в стороны качался, (руки в стороны, спина прямая)
А под ним ручей смеялся (в полуприсяде, руки на поясе)
Мы по мостику пройдём (ходьба с высоким подниманием колен, руки за голову)
На тот берег попадём (руки на пояс, прыжок на месте).
2. Посмотрите, здесь нас уже гномик дожидается. Надо и ему помочь.
Вот конверт, а вот задание. Слайд 5.
Внимание – задание: заполните пустые клеточки таблицы так, чтобы в
каждой строке и в каждом столбце были фигуры разные по форме и по
цвету.
Повтори, Света, что надо сделать? (надо заполнить пустые клеточки так,
чтобы в каждом столбце и в каждой строке были фигуры разные по цвету и
по форме)
Запомнили? Тогда подойдите к столам и помогайте гномику выполнять задание.
3
Я вижу, что все уже закончили. А сейчас поменяйтесь местами со своим соседом
и проверьте, правильно или нет ваш сосед выполнил задание.
-
Если
задание
выполнено
правильно
поднимите
правую
руку
вверх,
если
допущены ошибки – поднимите левую руку.
- Я вижу, что у всех ребят поднята правая рука, следовательно, с заданием мы
справились на отлично. Катя, возьми часть картинки и повесь на доску.
А мы прихватим с собой хорошее настроение и отправляемся дальше.
3. Ох, дорога далека,
Ох, дорога нелегка.
Дом стоит в лесу чудной (слышатся голоса) Ребята, нас просят о помощи?
Видно и здесь злая мачеха набезобразничала. Сейчас мы узнаем у гнома, что же
здесь случилось, присаживайтесь, пожалуйста.
«Дома в стране Семигномии необычные, все под номером семь. В каждом
доме несколько этажей, на каждом этаже живёт по семь жителей, а в каждой
квартире их количество разное. Но злая мачеха заколдовала дом и соседи не
могут найти друг друга. Помогите расколдовать, поставьте в пустые клеточки
цифры так, чтобы при сложении этих двух чисел получилось семь»
Давайте, ребята, расколдуем соседей.
Подумайте, какие цифры надо поставить в пустые клеточки дома, чтобы при
сложении этих двух чисел получилось семь (надо поставить шесть и один,
потому что шесть и один будет семь).
(слышится весёлый смех и слова благодарности) Вот как рады жильцы своему
возвращению, как здорово, что мы им помогли. Серёжа, прикрепи ещё одну
часть картинки.
А сейчас
«Ну-ка, гномики, вставайте
И за мной всё повторяйте:
Руки – вверх! Руки – вниз!
Вправо - влево повернись!
Дружно сели, дружно встали,
Все наклоны выполняли!
4
Стали прыгать и скакать.
А потом опять шагать.
Будем путь свой продолжать
Белоснежку выручать.
4. Слайд 7.
Ребята, вы слышите, там кто - то ворчит (звук ворчания, на экране появляется
гном)
А,
это
Ворчун.
Он
ворчит
и
расстраивается
потому,
что
не
может
справиться с заданием мачехи. Давайте ему скорее помогать. Для этого нам надо
разделиться на две подгруппы. Ребята, у которых жёлтые колпачки – встают
около жёлтого шарика, ребята, у которых зелёные колпачки - встают около
зелёног шарика (Работа по подгруппам)
Внимательно слушайте задание - (схемы с двумя символами)
Ворчуну нужно помочь расселить жителей в три дома.
В первом «доме» (красный обруч) будут жить все желтые жильцы, во
втором «доме» (желтый обруч) – все треугольники. А где же третий дом. Я не
вижу, может вы покажете мне третий дом. Какая внимательная Маша, увидела
третий дом. Он образовался в области пересечения красного и жёлтого домов.
Повторите, как образовался третий дом? (Он образовался в области пересечения
красного и жёлтого домов)
Вспомните, какие жители будут жить в первом доме - внутри красного, вне
жёлтого)
Повторите, какие жители будут жить во втором доме - внутри жёлтого, вне
красного)
А чтобы вы не забывали, вот вам таблица. Она вам поможет правильно
выполнить задание (таблица на экране) Слайд 8.
Расселяйте жильцов.
А третий дом без жильцов! Да, сейчас нам надо хорошо подумать, а какие же
жители будут жить в третьем доме
Здесь все жёлтые, а здесь все треугольники. Произошло пересечение красного и
жёлтого домиков, значит, у них должно быть что-то общее. Кто догадается?
5
(значит, эти жильцы могут быть одновременно и жёлтыми и треугольниками.
Есть у нас такие жильцы?)
если дети не догадались,
объяснить – внутри красного обруча – потому что
жёлтые и внутри жёлтого – потому что треугольные
в третьем доме должны жить желтые, потому что они внутри красного и
треугольники,
потому
что
внутри
жёлтого,
значит
это
жёлтые
треугольники.
Поселите жильцов в третий домик.
- Какие вы умные, сообразительные, помогли Ворчуну - расселили всех жильцов
по своим домам. Надеюсь, что он больше не будет ворчать. Катя, прикрепи ещё
часть картинки.
5. Ребята, посмотрите, домик гномов уже недалеко. А вот и дорожка, которая
приведёт нас к дому. Пойдёмте по ней. Но что это – дорожка закончилась, а мы
не дошли до домика! А я знаю, что надо сделать. Мы поможем гному выполнить
последнее
задание. Он
просит
нас
помочь
ему
выложить
волшебную
дорожку, которая приведёт нас к домику, где спит Белоснежка. Дорожку
надо выложить из волшебных счётных палочек, а дорожка должна быть
вот такой ( показываю схему на экране).
- Посмотрите внимательно и скажите, сколько палочек надо отчитать, чтобы
выложить
дорожку? (чтобы
выложить
дорожку
надо
отсчитать
семь
палочек).
- Смотрите внимательно и запоминайте, как расположены палочки. Только те из
вас, кто правильно выложит дорожку, смогут подойти к домику гномов
6
(в течение 20 сек. дети запоминают расположение палочек).
Все выполнили задание. А сейчас посмотрите на схему и проверьте, правильно
или нет вы выложили дорожку. Кто выполнил задание правильно, поднимите
руку, кто допустил ошибку, исправьте её, и вот вам последняя часть картинки.
-
Ребята,
мы
выполнили
последнее
задание,
помогли
всем
гномам,
но
Белоснежка почему-то не просыпается? Вспомните, может мы забыли ещё что-
то сделать? (мы должны собрать ключ из частей). Давайте же скорее собирать
волшебный ключ, чтобы чары злой мачехи исчезли, и Белоснежка проснулась.
(дети собирают картинку на магнитной доске, с последними движениями
раздаётся звук разбившегося стекла и на экране появляется Белоснежка с
гномами)
Воспитатель. -
Ребята,
смотрите,
вот
и
Белоснежка
проснулась!
Белоснежка: «Спасибо, вам, ребята! Это ваши знания и добрые сердца
помогли гномам выполнить задания злой мачехи и разрушить её волшебные
чары. Вы настоящие друзья!
За ваше старание, умение, за ваши добрые сердца я хочу подарить вам книги,
прочитав их, вы узнаете много нового и интересного.
Воспитатель. - Спасибо, тебе Белоснежка за добрые слова. Путешествие наше
подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!
Ребята , повторяйте за мной волшебные слова: (дети закрывают глаза, хлопают
в ладоши и проговаривают слова).
«1, 2, 3 - В садик дружно попади» ( играет музыка).
Вот, ребята, мы с вами и в детском саду. Путешествие по сказочной стране
Семигномии закончилось. Если вам понравилось наше путешествие, задания
были
интересны,
и
вы
справились
с
ними
легко,
возьмите
себе
весёлых
человечков,
а
если
вы
испытывали
затруднения
в
выполнении
заданий
–
возьмите себе грустных человечков. Объяснить, почему?
Ребята, мне было с вами очень приятно путешествовать. Вы такие дружные,
находчивые, смелые и смышлёные, так много знаете и умеете. Спасибо, вам!
7