СПБ ГБОУ СПО «Колледж олимпийского резерва №1»
Современный спорт, в котором существенное место занимают дети и
подростки,
оказывает
всё
большее
неоднозначное
влияние
на
нравственное,
физическое
и
психическое
здоровье
спортсменов.
Основываясь
на
теории,
стержнем
которой
является
технократическая
парадигма, детско-юношеский спорт в полной мере не решает одной из
важнейших своих задач, а именно формирование гармонично развитой и
жизнеспособной
личности.
Это,
в
свою
очередь,
не
соответствует
современным запросам общества. Решение данного противоречия состоит
в необходимости гуманизации всей системы детско-юношеского спорта,
нацеленной на создание оптимальных условий для личностного развития
юных
спортсменов.
В
качестве
наиболее
эффективного
варианта
реализации
данного
решения,
специалистами
предлагается
строить
учебно-тренировочный процесс в совокупности с комплексным психолого-
педагогическим
сопровождением.
В
большой
спорт
выходят
единицы.
Основная масса детей рано заканчивает свою спортивную деятельность,
так и не добившись высоких результатов. Поэтому перед нами обязательно
должна стоять задача подготовить детей к дальнейшей жизни вне спорта.
Воспитать
их
не
только
физически,
но
и
заложить
основы
развития
общечеловеческих
жизненно
важных
качеств.
Гармонично
развитая
личность - это такая общественно активная личность, которая стремится
развить
основные
человеческие
способности
-
интеллектуальные,
эстетические,
художественные,
физические
и
др.
и
проявить
их
в
различных видах творческой деятельности, в том числе в области спорта,
искусства, науки, техники. Причем, в каждой из этих сфер выбираются
такие конкретные занятия, которые в наибольшей степени соответствуют
индивидуальным
способностям
и
потребностям
данного
человека
и
обеспечивают
максимальное
развитие
его
индивидуальности.
Среди
современных спортсменов (в том числе самого высокого класса) немало
таких,
кто
добился
больших
успехов
в
различных
видах
духовно-
творческой
деятельности.
Яркой
иллюстрацией
в
этом
плане
может
служить, например, Ю. Власов - всемирно известный штангист, писатель,
политический деятель, а также Н. Озеров , известный своими успехами в
спорте, искусстве и других видах творческой деятельности.
Наши современные дети
тоже достаточно талантливы. Они могут
похвастаться
своей
одаренностью
и
энергичностью.
Как
правило,
молодежь
не
имеет
идеалов,
не
признает
власти,
но
верит
в
свои
возможности.
Для
нее
чужды
жесткие
рамки
и
готовые
методики
воспитания.
Современные подростки реализуют себя в искусстве. Это могут быть
танцы,
музыка,
различные
кружки.
Они
самовыражаются
более
гуманистически и осмысленно, чем предыдущее поколение. Их увлечения
имеют более интеллектуальный оттенок. Благодаря новой технике дети
проводят больше времени за компьютером.
Современное воспитание основывается на уважении к детям. Нужно
внимательно слушать то, что они говорят, и стараться не критиковать их
высказывания.
Воспитательный
процесс
зависит
от
тенденций
современного общества. Пока дети ещё берут пример со своих родителей,
нужно стараться показать им, что хорошо и плохо, научить их отличать
доброжелательных людей от разрушительных личностей.
Теория
о
воспитании
и
обучении
человека
-
одна
из
наиболее
известных
широкому
обывателю
наук.
Каждый,
у
кого
есть
ребенок,
считает
себя
хорошим
специалистов
в
области
педагогики.
И
все
без
исключения знают цели воспитания. Однако у каждого они оказываются
своими. Это зависит и от возраста, и от социальной группы, и от общества,
в
котором
существует
индивид.
Задача
педагогики
-
аккумулировать
мнение большинства людей, учитывать запросы общества, рассматривать
потребности
существующей
действительности
и
на
базе
полученных
знаний формулировать цели воспитания.
Сейчас во главу угла ставится формирование гармоничной личности
- всесторонне развитой, приспособленной к современным ритмам жизни.
Главное,
что
необходимо
развивать
–
это
способности,
заложенные
в
человека от природы. Педагогика требует уважать в каждом ребенке его
индивидуальность, его творческий потенциал, рекомендует предоставлять
ученику
свободу
выбора
во
всем:
в
учебе,
в
занятиях,
в
отдыхе.
Одновременно мягко направляя развитие воспитанника в нужное русло.
Одним из важнейших в воспитании современного человека является
также формирование нравственности, приобщение к культуре, воспитание
духовного здоровья и благополучия воспитанника.
Результатом воспитания должна стать самостоятельная, успешная,
активная
личность.
Это
главная
задача
современной
педагогики.
Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с
родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на
себя ответственность прививать какие-либо качества. Причём невозможно
его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая
таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь.
В
воспитательном
процессе
осуществляется
не
про с то
взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей,
диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура
учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает
богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура
педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот
диалог,
в
котором
нет
места
авторитарности.
Сотрудничество
и
партнерство
педагогов
и
воспитанников
нельзя
организовать
насильно.
Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной
атмосфере доверия и взаимопонимания.
Я
выбрала
театральную
деятельность
как
ведущую
сферу
деятельности в своей работе. Разнообразие тематики, средств изображения,
эмоциональность
театрализаций
дают
возможность
использовать
её
в
целях
всестороннего
воспитания
личности
спортсмена.
Занятия
театральным творчеством предоставляет детям огромные возможности в
развитии
творческих
способностей,
формировании
коммуникативных
навыков,
приобретении
социально-нравственного
опыта.
В
процессе
творческой деятельности ребята проходят путь от постановки проблем и
поиска
альтернативных
решений
до
их
реализаций.
Возможность
сравнивать, сопоставлять, делать выводы, планировать совместную работу
учит
их
навыкам
коллективной
работы
и
самостоятельности,
умению
находить нестандартные решения. Воспитатель может оценивать не только
ход,
но
и
результат
совместной
деятельности
воспитанников,
которые
проявляют волевые усилия, внимание, терпение, поисковую активность и
другие личностные качества.
Целевые
установки
деятельности
заключаются
в
объединении
воспитанников
вокруг
общей
цели
взаимодействия,
развить
навыки
социального
поведения Особенность спортивной деятельности
наших
воспитанников,
заключается в том, что выполнение ими спортивных
достижений
связано
с
преодолением
трудностей,
которые
требуют
большого
напряжения
всех
сил
спортсмена.
Чтобы
заставить
себя
преодолевать эти трудности, нужно приложить значительные волевые
усилия
и
обладать
достаточно
развитыми
волевыми
качествами:
настойчивостью, решительностью, выдержкой, дисциплинированностью.
Театральная деятельность тренирует эти качества и воспитывает другие
немаловажные качества: работа в команде, взаимоподдержка, уважение,
терпение. Для того чтобы создать хорошую, творческую, добрую среду в
детском коллективе мне ,как воспитателю, необходимо было соблюдать
следующие условия.
Условия коммуникативной культуры
1.Проявление заинтересованности
2. Позитивный настрой
3. Требовательность и забота.
4. Последовательность в общении.
5. Умение слушать собеседника.
6 . Взаимное уважение
7. Индивидуальный подход.
Свою работу я разделила на следующие этапы.
1 этап. Предрепетиционный это собственно посещение театра по
выбору творческой группы, и последующее обсуждение спектакля. Важно
обратить внимание ребят на декорации, костюмы, а так же музыкальное
воплощение идеи.
2 этап. Выбор пьесы или
написание сценария , обсуждение с
подростками. Здесь можно опираться на актив, если такие ребята есть,
они
всегда
подскажут
интересные
идеи
и
добавят
«своего»
хорошего
юмора.
Собственно
этот
период
я
считаю
самым
долгим,
сложным
и
одновременно интересным. Он может очень объединить ребят и педагога и
зарядить позитивной энергией, которая понадобится на следующих этапах.
Это самый важный период, это зарождение самого зерна и всей цепи
будущего концерта или спектакля.
3 этап. Поиск актёров, раздача ролей, прочтение по ролям. Здесь
важно спросить у ребят: «Каков он, Ваш герой?» и не пропустить этот
момент,
так
как
потом
могут
быть
трудности
с
игрой,
текстом
и
представлением себя.
4
этап.
Музыкальное
решение,
костюмы,
декорации
«входы»,
«выходы».
Подбор
музыки,
достаточно
сложная
задача,
как
и
выбор
и
отработка танцевальных номеров. Тут тоже нужно опираться на тот актив,
который вам может в этом помочь, лучше тех, кто не задействован в
спектакле и не имеет роли. Здесь важен ваш хороший эстетический вкус,
чувство
слуха
и
интеллигентность.
Никогда
нельзя
опускаться
до
пошлости, не важно, дело в речи или в движениях.
5 этап. Репетиционный. Это постоянная
отработка мизансцен,
работа с партнёром, с предметами и т.д. На этом этапе есть вероятность
того, что может кто то не выдержать, отказаться или просто заболеть. Этот
период достаточно однообразный и серьёзный. Настрой на репетициях
должен быть как на настоящей тренировке, потому что результат будет
зависеть от того, как мы поработаем сейчас. Мне пришлось столкнуться
и с тем, что ребята решили, что театр, это развлечение, и они будут
говорить не по тексту и всячески кривляться. Такое поведение нужно сразу
пресекать, но продолжать поощрять творческие находки и придумки ребят.
В
процессе
этого
этапа
воспитанники
должны
были
научиться
взаимодействовать в коллективе, уметь слушать и выслушивать друг друга,
высказывать своё мнение, быть нужными, научиться выражать мысли, что-
то делать, вкладывать частицу себя в общее дело.
6 этап. Итоговый. Передо мною ставилась задача, сложить весь
спектакль
в
целом.
Посмотреть,
насколько
правильно
и
динамично
выстроена действенная линия спектакля, одинаковы ли по отработке его
отдельные эпизоды, удалось ли воплотить разработанный в начале работы
режиссерский
замысел,
правильное
ли
развитие
получили
характеры
героев.
Разрешение этой задачи требует проведения особых репетиций всего
спектакля – это монтировочная репетиция и генеральная репетиция.
На этом этапе происходила проверка готовности всего коллектива к
проведению спектакля. В этот период группа участников получила полную
самостоятельность. Исполнители должны были твердо знать свои роли,
мизансцены, помнить и выполнять данные им в ходе работы режиссерские
указания и задачи.
7 этап. Премьера . Рефлексирование и поощрение
На этом этапе необходимо:
1.
Правильно настроить ребят.
2.
Обязательно сказать друг другу спасибо.
3.
Поощрить ребят совместным чаепитием и
на нём похвалить
всех участников.
4.
Далее
можно
провести
анкетирование
и
задать
следующие
вопросы:
Что в работе над ролью тебе заполнилось больше
всего?
Что было сложно? Что легко?
Какие
эмоции
посетили
тебя
после
реализации
спектакля?
Какие книги тебе помогли в работе над ролью?
Твои пожелания ребятам …?
Какие знания и умения ты приобрёл?
Юным спортсменам, необходим опыт театральной деятельности, т.к.
это этап становления гармоничной личности, после реализации
такой
деятельности я наблюдала сплочённость творческой группы, уважение и
дружеское
отношение
к
членам
«команды»,
позитивный
настрой.
Театральная деятельность, работа в коллективе, где каждый часть одного
целого, когда подросток видит результат и радуется успеху вместе с такими
же
ребятами
-
тот
путь,
который
является
изначально
приемлемым
и
наиболее
удачным
для
воспитания
гармонично
-
развитой
личности
российского спортсмена.
Литература:
1.
Аверин В. Психология детей и подростков. – СПб., 1998.
2.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и
спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.:
Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.
3.
Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта.-
М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.-208с
4.
Селевко Г.К. Воспитательная технология «Самосовершенствования
личности» /Г.К. Селевко, И. Закатова, О.Левина// Народное
образование. – 2000. - №1. – С. 144-165.
Электронный адрес автора:
sveta.bochkova.78@mail