Напоминание

"Основные методы музыкального воспитания"


Автор: Кочерова Ирина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №37"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные методы музыкального воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Основные методы музыкального воспитания
Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные особенности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, выразительного исполнения. Всё это моменты общей музыкальности дошкольника, которые ещё очень скромны в своих проявлениях и видоизменениях в зависимости от возраста. Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки и т.д. Основные методы музыкального воспитания: 1. убеждение; 2. приучение; 3. упражнение. Метод убеждения средством музыки Процесс воспитания в этом случае – непосредственное общение с музыкой. Если исполнение достаточно выразительно, то оно является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения. Яркое, выразительное исполнение оказывает на детей сильное воздействие, вызывая у них различные чувства. Сравним для примера широкое, торжественное звучание песни Е.Тиличеевой «Наша Родина», веселую, оживленную р. н. м. «Ах, вы сени» и легкую, изящную пьесу «Мотылек» Майкопара.
Ребенку необходимо понять о чем рассказывает музыка, что такое хорошее ее звучание. Известно, что эстетические переживания составляют единство эмоционального и сознательного. Поэтому убеждать надо не только непосредственным воздействием музыки, но и организацией целенаправленного внимания, разъяснением содержания, выразительности музыкальных средств. «Музыка – язык чувств». Она волнует, создает определенное настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пониманием, словом усилить переживания детей. Например, «Песня жаворонка» П. И. Чайковского. Каждый ребенок понимает музыку по-своему. У одних возникает представление о природе, птицах. Другие лишь почувствуют характер изложения: тихая, легкая, нежная. У третьих появится приятное переживание, которое ассоциируется с жизненными явлениями. Педагог должен словесными пояснениями вызвать определенную общность мыслей, переживаний и направить внимание на особенность средств музыкальной выразительности, которые придают произведению мечтательный характер. Педагог поощряет правильные реакции на музыку. Таким образом, метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений. Метод приучения и упражнения Мы должны научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма. Эта работа ведется последовательно, из года в год, изо дня в день. На занятиях дети учатся действовать самостоятельно, развивают инициативу, обогащают чувством прекрасного.
Сухомлинский отмечал, что иногда надо ждать годами, чтобы однажды сердце ребенка дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного. Приучая детей эстетически относиться к музыке, воспитатель проявляет много усилий, терпения, настойчивости. И мы должны ввести ребенка в мир прекрасного – мир музыки, мир мыслей, чувств, помогая в будущем стать добрым и отзывчивым, творчески активным человеком.


В раздел образования