"Использование игровых моментов при обучении грамоте"
Автор: Козлова Александра Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ №26 им.Е М Бакуниной Населённый пункт: город Севастополь Наименование материала: статья Тема: "Использование игровых моментов при обучении грамоте" Раздел: начальное образование
им .Е М Бакуниной
Сюжетные
игры
«Полет
на
Л у н у » ,
«Помощники
Айболита»,
«Стран а
С л о в »
доставляют детям не только удовольствие, но и
помогают
преодолеть
первые
технические
трудности.
В
статье
я
хочу
поделиться
поисками
мо-
тивационных резервов обучения чтению.
И г р ы - д р а м а т и з а ц и и
В момент игры дети как бы переносятся в мир
волшебства,
сказочности.
Они
воспринимают
игру
так,
как
будто
события
действительно
должны
происходить
именно
сейчас.
Такое
ощущение
они
испытывают
при
встрече
с
героями сказок.
Игра «Встреча с Буратино»
Первое
сентября.
Первый
урок
в
жизни
школьников. Они смотрят кадры из диафильма
«Буратино-деревянный человечек»
К а д р
.
Это
деревянный
человечек.
Зовут
его
Буратино.
К а д р . Папа Карло подарил Буратино азбуку
с большими буквами и красивыми картинками.
Вдруг стук в дверь. Появляется Буратино (в
роли Буратино ученик класса):
—
Здравствуйте, ребята! Я услышал, что
вы вспомнили обо мне, и решил к вам зайти.
Какие вы сегодня нарядные, в форме, и у всех на
партах
лежат
новенькие
буквари!
Возьмите,
пожалуйста, буквари в руки и встаньте. Я хочу
вам дать совет: не поступайте с букварем так, как
я. Вы, наверное, знаете, почему я не научился
читать. Ведь я же продал «Азбуку» — ключ к
чтению
—
и
остался
неграмотным.
Будьте
самыми
послушными,
внимательными
и
исполнительными учениками.
Когда заранее скажешь, что завтра в гости к
нам придет Буратино, никто из детей не хочет
.показать себя не умеющим читать.
Частыми гостями на уроке, кроме Буратино,
бывают
лисичка,
Петрушка,
зайчик,
лягушка,
медвежонок и другие герои сказок.
—
Сегодня,— говорю я,— к нам в гости
пришел Мишутка из сказки «Три медведя». Он
очень хочет посмотреть, чему научились ребята в
школе.
У детей появляется желание показать, что они
знают все изученные буквы и слоги, научились
немного читать. Такие игры способствуют более
быстрому продвижению детей в чтении.
Игра «Угадайка»
Цель: выявить, кто из учеников знает больше
сказок.
Читаются отрывки из сказок. Например:
«А
были
у
хозяйки
три
дочери.
Старшая
звалась
Одноглазка,
средняя
Двуглазка,
а
меньшая Триглазка». («Хаврошечка».)
«Посидела
опять
Дарёнушка
у
окошка,
полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться
— вдруг по стене топоток прошел. Испугалась
Даренка, а топоток на другой стене, потом на той,
где окошечко, потом — где дверка, а там и сверху
запостукивало: негромко, будто кто легонький да
быстрый ходит». («Серебряное копытце».)
Можно
использовать
отрывки
из
сказок
«Колобок», «Три медведя», «Заячья избушка» и
другие.
Другой
вариант.
Используя
фланелеграф,
побываем
в
гостях
у
наших
любимых
героев
сказок.
Условие: чтобы встретиться с гостями, надо
обязательно
знать
отрывок
из
какой-нибудь
сказки. (Выслушиваются 2—3 ответа.)
—
Теперь давайте осторожно приоткроем
занавес.
В классе тишина. Всем интересно, к кому же
они «идут» в гости. Дети узнают Дюймовочку,
Золушку,
Винни
Пуха,
доктора
Айболита,
Красную Шапочку, Колобка!
Подводятся
итоги.
Лучшим
сказочникам
дарятся открытки.
И г р ы - и м п р о в и з а ц и и
Игра «Рыболов»
Заранее я готовлю карточки с изображением
щуки, карася, окуня, башмака, сома, галоши,
консервной банки. Карточки перемешиваю и
кладу их на фон «озера» обратной стороной
вверх. Под слова из песни «Любитель-рыболов»
вызванный ученик берет карточку. Вот слова
песни:
А озеро глубокое —
Удачный будет лов.
Сейчас поймает...
Любитель-рыболов.
(Ученик показывает классу карточки с изоб-
ражением карася, окуня, щуки...)
Если
ученик
вытащит
карточки
с
изобра-
жением галоши, консервной банки, башмака, то
последние слова будут горе-рыболов .
Если ученик «поймает» рыбу, то
произнесённое слово обозначает на доске чертой,
затем делит черту на слоги и ставит знак
ударения.
Никто из детей не хочет стать горе-рыболовом.
Дети
переживают,
выражая
свои
чувства
возгласами.
На
уроке
нарушается
привычная
тишина.
Но
цель
игры
достигнута.
Дети
вспоминали
названия
рыб,
классифицировали
изображенные
предметы,
занимались
слого-
звуковым
анализом
и
изображали
слова
графически.
Игра «Я садовником родился»
Цель этой игры — выяснить, названия каких
цветов дети знают, и определить, в каких из них
встречается звук [а].
Эта игра выявляет, что многие ребята особенно
мальчики, плохо знают названия садовых цветов.
Поэтому при проведении этой игры желательно
иметь открытки с изображением садовых цветов,
например: астры мака, настурции, гладиолуса,
розы, пиона и других.
Игра «Грибники»
Цель игры — закрепить понятие «съедобные и
несъедобные грибы».
Два
вызванных
ученика
«собирают»
грибы:
опенки,
подосиновики,
маслята,
волнушки
сыроежки,
подберезовики,
мухоморы,
белые
грибы,
лисички.
Выигрывает
тот,
кто
в
своё
лукошко не положил ни одного ядовитого гриба.
В
играх-импровизациях
дети
могут
стать
лётчиками и моряками, строителями и врачами,
плотниками и сталеварами и т. п.
С л о в а р н о - л о г и ч е с к и е
и г р ы -
у п р а ж н е н и я
Эти
игры-упражнения
направлены
на
фор-
мирование
умения
узнавать,
обобщать
и
груп-
пировать предметы.
Игра «Рыба»
Игра «Рыба» направлена на развитие у детей
внимания.
При
ее
проведении
используется
стихотворение «Рыбаки»:
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал окунька,
Другой рыбак — башмак,
Евсей — карася.
Рыбаку Кирюше — попалась галоша,
А рыбак Михаил сома изловил.
Сколько рыбок ты изобразил?
( О т в е т : три рыбки.)
Игра «Дикие и домашние животные»
Эта
игра
проводится
при
изучении
темы
Деление
слов
на
слоги».
По
условию
игры
каждое
слово,
обозначающее
дикое
животное,
надо изобразить на доске чертой и затем зделить
черту на столько частей, сколько в слове слогов.
Учитель называет слова или показывает картинки
с
изображением
белки,
коровы,
кабана,
лисы,
зайца, свиньи, лося, козы, барсука, овцы, телёнка,
медведя, собаки и других животных. Ученики на
листочках выполняют задание. Часть детей, забыв
об условии игры, относит к диким животным и
домашних. «Поспешишь — людей насме- лишь»,
—
говорит
пословица.
Побеждает
тот,
кто
не
спешил, был внимательным.
Любая игра должна быть подчинена теме урока,
тогда она дает большой результат. Как и любая
деятельность,
игра
предполагает
наличие
перспективы.
Дети
всегда
заинтересованы
в
достижении
определенных
результатов
в
своей
работе. Можно играть и в «конструкторы».
Игра «Кто больше составит слов?»
—
Ребята!
Помогите
мне
прочесть
слова,
которые
были
составлены
(рис.
1).
Я
до -
гадываюсь,
что
здесь
была
лиса.
Она
своим
пушистым
хвостом
вильнула
и
все
слова
перепутала. Недаром в народе говорят про лису:
«Хвостом вильнет, все следы заметет».
В
этой
игре
выигрывает
тот,
кто
больше
составит слов. ( С л о в а : окуни, кот, кит, кино,
окно, нота и другие.)
И г р ы
д е д а
Б у к в о е д а
Эти
игры
красочно
оформляются
и
сопро-
вождаются стихами.
Игра «Варим щи»
Как
следует
подобрать
буквы,
показываю
на
п е р в ом
с л о в е щипцы,
объясняя
при
этом
лексическое значение этого слова (рис. 2).
Давай сегодня сварим щи!
Слова такие отыщи,
Рис 2
Чтоб в каждом
Было щей немножко !
Уже кастрюля на плите,
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка!
( С л о в а щипцы, ящик, клещи.)
Игра «Ремонт»
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый,
Мы содержим букву «а»
Триждц или дважды.
Иногда всего одну (Только
не в начале).
Но сегодня...— Ну и ну! —
Все они сбежали.
Вот беда! Простыл их след!
Где набрались прыти?
Срочно вышлите ответ Деду
Буквоеду.
Б Р В Н
С Т Р Т
С Т К Н
Н Г РД
Игра «Следопыты»
Цель: прочесть пары слов, посмотреть вни-
мательно и сказать, что изменилось в словах.
Даются слова: сила — лиса, сел — лес, шорох —
хорош.
В
первую
очередь
дети
замечают,
что
по-
меняли местами буквы. При помощи наводящих
вопросов
они
приходят
к
выводу,
что
с
переменой места букв изменяется и смысл слова.
Игры в составлении слов помогают детям в
правильном
выборе
ударения,
так
как
они
прочитывают
каждое
слово
несколько
раз,
осмысливая его значение.
Игра «Кто что делает?»
Эту игру провожу при знакомстве детей с профессиями.
Бросаю мяч ученику и называю профессию, а ученик отвечает,
что делает человек этой профессии:
—
Строитель? (Строит дома.)
—
Капитан? (Водит корабли.)
—
Сталевар? (Варит сталь.)
—
Космонавт? (Работает в космосе )
И г р ы
с о
с х е м а м и
Игра «Кто самый внимательный?»
Цель игры — закрепить у детей представление, что наша речь состоит из предложений; составить 3 предложения о
кошке так, чтобы они не повторялись в рассказах других учеников;
У нас есть кошка Мурка. Она любит молоко. Мурка ловит мышей.
У бабушки живёт кошка Муська. У Муськи котята. Она с ними играет. (Выслушиваются и другие ответы.)
Подвожу итог. Самыми внимательными были Таня и Витя. Они поняли задание и правильно ответили, что в конце
предложения голос понижается.
По схемам можно составить предложения о собаке, рыбной ловле, о любимой игрушке и т. п. Детям можно
предложить обратную игру: записать схемы предтожений по тексту. Берутся тексты, близкие к жизненной си туации,
например:
Мама купила мне мяч. Он очень красивый. Я буду им играть.
У меня есть кубики. Из них я строю дома. Я буду строителем.
Игры со схемами способствуют речевому развитию детей.