Напоминание

"Использование игровых моментов при обучении грамоте"


Автор: Козлова Александра Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №26 им.Е М Бакуниной
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых моментов при обучении грамоте"
Раздел: начальное образование





Назад





Использование игровых

моментов при обучении

грамоте

Из опыта Козлова А А учитель СОШ № 26

им .Е М Бакуниной
Сюжетные игры «Полет на Л у н у » , «Помощники Айболита», «Стран а С л о в » доставляют детям не только удовольствие, но и помогают преодолеть первые технические трудности. В статье я хочу поделиться поисками мо- тивационных резервов обучения чтению. И г р ы - д р а м а т и з а ц и и В момент игры дети как бы переносятся в мир волшебства, сказочности. Они воспринимают игру так, как будто события действительно должны происходить именно сейчас. Такое ощущение они испытывают при встрече с героями сказок.
Игра «Встреча с Буратино»
Первое сентября. Первый урок в жизни школьников. Они смотрят кадры из диафильма «Буратино-деревянный человечек»
К а д р . Это деревянный человечек. Зовут его Буратино. К а д р . Папа Карло подарил Буратино азбуку с большими буквами и красивыми картинками. Вдруг стук в дверь. Появляется Буратино (в роли Буратино ученик класса): — Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы вспомнили обо мне, и решил к вам зайти. Какие вы сегодня нарядные, в форме, и у всех на партах лежат новенькие буквари! Возьмите, пожалуйста, буквари в руки и встаньте. Я хочу вам дать совет: не поступайте с букварем так, как я. Вы, наверное, знаете, почему я не научился читать. Ведь я же продал «Азбуку» — ключ к чтению — и остался неграмотным. Будьте самыми послушными, внимательными и исполнительными учениками. Когда заранее скажешь, что завтра в гости к нам придет Буратино, никто из детей не хочет .показать себя не умеющим читать. Частыми гостями на уроке, кроме Буратино, бывают лисичка, Петрушка, зайчик, лягушка, медвежонок и другие герои сказок. — Сегодня,— говорю я,— к нам в гости пришел Мишутка из сказки «Три медведя». Он очень хочет посмотреть, чему научились ребята в школе. У детей появляется желание показать, что они знают все изученные буквы и слоги, научились немного читать. Такие игры способствуют более быстрому продвижению детей в чтении.
Игра «Угадайка»
Цель: выявить, кто из учеников знает больше сказок. Читаются отрывки из сказок. Например: «А были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка». («Хаврошечка».) «Посидела опять Дарёнушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться — вдруг по стене топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток на другой стене, потом на той, где окошечко, потом — где дверка, а там и сверху запостукивало: негромко, будто кто легонький да быстрый ходит». («Серебряное копытце».) Можно использовать отрывки из сказок «Колобок», «Три медведя», «Заячья избушка» и другие. Другой вариант. Используя фланелеграф, побываем в гостях у наших любимых героев сказок. Условие: чтобы встретиться с гостями, надо обязательно знать отрывок из какой-нибудь сказки. (Выслушиваются 2—3 ответа.) — Теперь давайте осторожно приоткроем занавес. В классе тишина. Всем интересно, к кому же они «идут» в гости. Дети узнают Дюймовочку, Золушку, Винни Пуха, доктора Айболита, Красную Шапочку, Колобка! Подводятся итоги. Лучшим сказочникам дарятся открытки. И г р ы - и м п р о в и з а ц и и Игра «Рыболов» Заранее я готовлю карточки с изображением щуки, карася, окуня, башмака, сома, галоши, консервной банки. Карточки перемешиваю и кладу их на фон «озера» обратной стороной вверх. Под слова из песни «Любитель-рыболов» вызванный ученик берет карточку. Вот слова песни: А озеро глубокое — Удачный будет лов. Сейчас поймает... Любитель-рыболов. (Ученик показывает классу карточки с изоб- ражением карася, окуня, щуки...) Если ученик вытащит карточки с изобра- жением галоши, консервной банки, башмака, то последние слова будут горе-рыболов . Если ученик «поймает» рыбу, то произнесённое слово обозначает на доске чертой, затем делит черту на слоги и ставит знак ударения. Никто из детей не хочет стать горе-рыболовом. Дети переживают, выражая свои чувства возгласами. На уроке нарушается привычная тишина. Но цель игры достигнута. Дети вспоминали названия рыб, классифицировали изображенные предметы, занимались слого- звуковым анализом и изображали слова графически. Игра «Я садовником родился» Цель этой игры — выяснить, названия каких цветов дети знают, и определить, в каких из них встречается звук [а]. Эта игра выявляет, что многие ребята особенно мальчики, плохо знают названия садовых цветов. Поэтому при проведении этой игры желательно иметь открытки с изображением садовых цветов, например: астры мака, настурции, гладиолуса, розы, пиона и других. Игра «Грибники» Цель игры — закрепить понятие «съедобные и несъедобные грибы». Два вызванных ученика «собирают» грибы: опенки, подосиновики, маслята, волнушки сыроежки, подберезовики, мухоморы, белые грибы, лисички. Выигрывает тот, кто в своё лукошко не положил ни одного ядовитого гриба. В играх-импровизациях дети могут стать лётчиками и моряками, строителями и врачами, плотниками и сталеварами и т. п. С л о в а р н о - л о г и ч е с к и е и г р ы - у п р а ж н е н и я Эти игры-упражнения направлены на фор- мирование умения узнавать, обобщать и груп- пировать предметы. Игра «Рыба» Игра «Рыба» направлена на развитие у детей внимания. При ее проведении используется стихотворение «Рыбаки»: Сидят рыбаки, стерегут поплавки. Рыбак Корней поймал окунька, Другой рыбак — башмак, Евсей — карася. Рыбаку Кирюше — попалась галоша, А рыбак Михаил сома изловил. Сколько рыбок ты изобразил? ( О т в е т : три рыбки.)

Игра «Дикие и домашние животные»
Эта игра проводится при изучении темы Деление слов на слоги». По условию игры каждое слово, обозначающее дикое животное, надо изобразить на доске чертой и затем зделить черту на столько частей, сколько в слове слогов. Учитель называет слова или показывает картинки с изображением белки, коровы, кабана, лисы, зайца, свиньи, лося, козы, барсука, овцы, телёнка, медведя, собаки и других животных. Ученики на листочках выполняют задание. Часть детей, забыв об условии игры, относит к диким животным и домашних. «Поспешишь — людей насме- лишь», — говорит пословица. Побеждает тот, кто не спешил, был внимательным. Любая игра должна быть подчинена теме урока, тогда она дает большой результат. Как и любая деятельность, игра предполагает наличие перспективы. Дети всегда заинтересованы в достижении определенных результатов в своей работе. Можно играть и в «конструкторы».
Игра «Кто больше составит слов?»
— Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены (рис. 1). Я до - гадываюсь, что здесь была лиса. Она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом вильнет, все следы заметет». В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов. ( С л о в а : окуни, кот, кит, кино, окно, нота и другие.) И г р ы д е д а Б у к в о е д а Эти игры красочно оформляются и сопро- вождаются стихами.
Игра «Варим щи»
Как следует подобрать буквы, показываю на п е р в ом с л о в е щипцы, объясняя при этом лексическое значение этого слова (рис. 2). Давай сегодня сварим щи! Слова такие отыщи, Рис 2 Чтоб в каждом Было щей немножко ! Уже кастрюля на плите, Берите буквы только те, Что смотрят из лукошка! ( С л о в а щипцы, ящик, клещи.)
Игра «Ремонт»
Мы обычные слова, Всех нас знает каждый, Мы содержим букву «а» Триждц или дважды. Иногда всего одну (Только не в начале). Но сегодня...— Ну и ну! — Все они сбежали. Вот беда! Простыл их след! Где набрались прыти? Срочно вышлите ответ Деду Буквоеду. Б Р В Н С Т Р Т С Т К Н
Н Г РД

Игра «Следопыты»
Цель: прочесть пары слов, посмотреть вни- мательно и сказать, что изменилось в словах. Даются слова: сила — лиса, сел — лес, шорох — хорош. В первую очередь дети замечают, что по- меняли местами буквы. При помощи наводящих вопросов они приходят к выводу, что с переменой места букв изменяется и смысл слова. Игры в составлении слов помогают детям в правильном выборе ударения, так как они прочитывают каждое слово несколько раз, осмысливая его значение.

Игра «Кто что делает?»
Эту игру провожу при знакомстве детей с профессиями. Бросаю мяч ученику и называю профессию, а ученик отвечает, что делает человек этой профессии: — Строитель? (Строит дома.) — Капитан? (Водит корабли.) — Сталевар? (Варит сталь.) — Космонавт? (Работает в космосе ) И г р ы с о с х е м а м и Игра «Кто самый внимательный?» Цель игры — закрепить у детей представление, что наша речь состоит из предложений; составить 3 предложения о кошке так, чтобы они не повторялись в рассказах других учеников; У нас есть кошка Мурка. Она любит молоко. Мурка ловит мышей. У бабушки живёт кошка Муська. У Муськи котята. Она с ними играет. (Выслушиваются и другие ответы.) Подвожу итог. Самыми внимательными были Таня и Витя. Они поняли задание и правильно ответили, что в конце предложения голос понижается. По схемам можно составить предложения о собаке, рыбной ловле, о любимой игрушке и т. п. Детям можно предложить обратную игру: записать схемы предтожений по тексту. Берутся тексты, близкие к жизненной си туации, например: Мама купила мне мяч. Он очень красивый. Я буду им играть. У меня есть кубики. Из них я строю дома. Я буду строителем. Игры со схемами способствуют речевому развитию детей.


В раздел образования