Напоминание

Детский альбом


Автор: Гольцова Елена Дмитриевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1282 ДО № 1813
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект по проекту "П.И. Чайковский"
Тема: Детский альбом
Раздел: дошкольное образование





Назад




1


Конспект занятий по проекту «Детский альбом»

Подготовила - Музыкальный руководитель Гольцова Е.Д.

ГБОУ Школа №1282, Д/О №1813

2016г.

2 «Детский альбом» созданный композитором П.И. Чайковским для детей, очень интересен для слушателя своей музыкальной наглядностью. Какие только жизненные и сказочные ситуации не отображены в этой музыке. Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Нянина сказка», «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Здесь можно услышать очень ласковые пьесы «Мама», «Сладкая греза», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Сегодня мы поговорим о музыке, которую не раз слышали на музыкальных занятиях, музыке удивительного композитора П.И Чайковского. У него никогда не было своих детей, зато были горячо любимые дети сестры. Одному из них – Володе Давыдову Пётр Ильич посвятил целый альбом – «Детский альбом». Сегодня прозвучат некоторые его странички… «Бим-бом, бим - бом! Открывается альбом. Не простой, а музыкальный, То весёлый, то печальный, Сочинённый для ребят Много лет тому назад. Наш альбом не рисовальный, А особый – музыкальный! Нарисованы картинки не карандашами, Музыкальные картинки станут перед вами.
Примечание:
Конспект рассчитан не на одно занятие. Всё зависит от готовности детей слушать музыку, их душевного настроя, настроения в целом. Педагог корректирует продолжение занятия по времени. В конце всего цикла музыкальных встреч можно оформить в детском саду выставку работ по произведениям «Детского альбома» П.И. Чайковского. Приветствуется также участие и помощь родителей в создании этих работ. Итогом по проекту в этом году будет праздник для мам к Международному Дню - 8 марта – «Музыкальный альбом для мамы»
Занятие первое.

3
«Деревянные солдатики» (слушаем)
Деревянные солдатики Маршируют до зари. Изо всей из математики Знают только раз, два, три! Задание: вариант №1 Послушаем внимательно музыку, а потом сами превратимся в стойких маленьких солдатиков и попробуем маршировать так же, как они. вариант№2 : просто шагаем, с окончанием музыки превращаемся в стойких деревянных солдатиков (замираем).
«Игра в лошадки»
Озорной смешной лошадкой Может музыка блеснуть. И по-дружески, с улыбкой, вдруг в глаза нам заглянуть, Да с лошадкой в добрый путь! Задание: Вариант№1 Мальчики имитируют езду на лошадке, используя движение - прямой галоп и бег с высоким подъёмом ног на каждую четверть, а также кружение - с высоким махом ноги назад («захлёст») Вариант№2 Мальчики и девочки выполняют галоп в парах и кружение на поскоках.
4
Занятие второе.
Музыка, которую мы будем слушать сегодня, больше посвящена девочкам. Это музыка о куклах.
«Болезнь куклы»
Тихо, тихо тишина! Кукла бедная больна. Кукла бедная больна. Просит музыки она. (Дети – девочки имитируют уход за «больной куклой», лечат её, баюкают.) Кукла бедная больна. Просит музыки она. Дайте, что ей нравиться И она поправиться!
«Новая кукла»
Кукла поправилась, сделалась здоровой и весёлой. И девочка обрадовалась счастливым переменам.
(Дети выполняют танцевальную импровизацию на эту музыку с куклами).

«Вальс»
Вальс в переводе с французского означает «кружиться». Куклы вальс танцуют старый, Пара кружится за парой, Только куколка одна Себе пары не нашла. С куклой кто подружится, Тот совсем закружится. Задание: Все дети выполняют танцевальную импровизацию в парах с куклами и с другими игрушками.
Занятие третье.

«Камаринская»

5
Камаринская
— русский народный танец (плясовая). Раньше исполнялась на балалайках, позже на других русских народных инструментах, на весёлых народных гуляньях, ярмарках. Ярмарка – это весёлое народное гулянье, где можно было что-то купить (сувенир, подарок), вкусно поесть, поучаствовать в весёлых соревнованиях, состязаниях… На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда! Здесь шутки, песни, сладости Давно вас ждут, друзья! Что душа твоя желает - Все на ярмарке найдешь! Всяк подарки выбирает, Без покупки не уйдешь! Эй, не стойте у дверей, Заходите к нам скорей! Народ собирается - Наша ярмарка открывается! Внимание! Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние! Торопись, честной народ, Тебя ярмарка зовет! На ярмарке можно было услышать и русскую гармошку – весёлые и грустные наигрыши. Сейчас мы с вами послушаем, как мужик играл на гармонике.
«Мужик на гармонике играет»

Вопросы:
-Эта музыка какая? (весёлая, грустная, плясовая или просто наигрыш). -Что хочется сделать, когда мы слышим эту музыку? (просто слушать, пуститься в пляс, взять гармошку и поиграть…) А вот другая музыка - «Камаринская»
Вопросы:
Она похожа на предыдущую мелодию? Чем отличается эта музыка от наигрыша? Что хочется делать, когда мы слышим эту музыку? (Предполагаемые ответы) Ни одна ярмарка не обходилась без весёлых, задорных плясок. То-то ярмарка весела была, А на ярмарке народу два села. Ноги сами, сами, сами в пляс идут, И улыбки заплясали там и тут!
6 Пляшут ложки, пляшут крынки с молоком, Ноги сами, сами ходят ходуном А танцевали «Камаринскую» так: В основе танца «Камаринская» лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Этот элемент имеет различные названия: выкаблучивание, притоптывание (сбивание грязи с сапога). Руки ставятся на пояс («руки в бо́ ки»), затем разводятся в стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам. Задание: Вариант №1 Предложить детям взять русские народные инструменты и самим устроить весёлую ярмарку, исполнив свой вариант оркестровки этого произведения. Вариант №2 Можно использовать вариант с оркестровкой, а также танцевальную импровизацию с предметами, например: с ложками, с платочками. Вариант №3 Сделать музыкально-шумовую инсценировку стихотворения В. Лунина
«Камаринская»

До чего сегодня весело я нас –

Под камаринскую все пустились в пляс.

Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,

Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.

Пляшет бабка, пляшет дед,

Пляшет братик и сосед.

Пляшет кошка, пляшет кот,

Пляшет Жучка у ворот,

И кадка, и ушат, и грабли, и ухват.

И веник, и метла,

И ножки у стола.

Пляшут чашки, пляшут ложки и горшки,

Сковородки, поварёшки, котелки.

Пляшут миски, пляшут вёдра, пляшет таз…

До чего сегодня весело у нас

!

7
Занятие четвёртое
Произведение «Нянина сказка» Ребята, как вы думаете, кто такие няни? (Предполагаемые ответы детей). Правильно, это женщины, которые нянчат детей, ухаживают за ними, кормят, играют, гуляют, укладывают спать и, конечно же, читают и рассказывают сказки. Наши первые няни – это наши дорогие, любимые бабушки. Вы все знаете великого поэта А.С. Пушкина и его сказки. Так вот у него в детстве была няня, и звали её – Арина Родионовна. У маленького Саши она была няней до 7 лет. В ту пору Пушкин слушал с удовольствием ее сказки, с её слов записывал народные песни, а потом в своём творчестве использовал сюжеты и мотивы услышанного. В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания.
Что

за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!».
Известно, что Пушкин со слов няни записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя, конечно, слышал от нее больше. Пословицы, поговорки, присказки не сходили у нее с языка. Очень много сказок знала няня и передавала их как-то особенно. Именно от нее Пушкин впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях
Вот как Пушкин писал о няне:
Наперсница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных. Я ждал тебя; в вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой, И надо мной сидела в шушуне, В больших очках и с резвою гремушкой. Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила. Младенчество прошло, как лёгкий сон. Ты отрока беспечного любила, Средь важных Муз тебя лишь помнил он, И ты его тихонько посетила;
8 Звенят колокольцами песни-сказки, Таинственные мелодии. Какие созвучья, какие краски, Совсем небывалые, вроде бы! Травой они шуршат под ногою, Звездой в озёрах качаются, То вдруг обернутся Бабой Ягою, А то вдруг Спящей Красавицей. . Я думаю, ваши бабушки рассказывали вам разные сказки: (беседа с детьми) и про избушку на курьих ножках тоже. Пётр Ильич и сам очень любил сказки. И вот ещё одно произведение из альбома. Догадайтесь, о ком оно!?
«Баба Яга»
Слушаем. Вы догадались, как дрожит земля, как шумят деревья, как трещат и ломаются сучья! Ну, конечно, это летит Баба Яга! Нос крючком, зубы торчком, глаза горят, в развевающихся волосах свистит ветер… Вот такой её представил композитор, когда писал это произведение. А вы как её представляете?
Задание детям:
Вспомнить и перечислить сказки, в которых одним из персонажей была Баба Яга. Похожа ли музыка П.И. Чайковского на сказочный образ? Что вам особенно в ней запомнилось? Можно предложить детям нарисовать этот сказочный образ или выполнить творческую работу на тему «Нянина сказка» самостоятельно.
Занятие пятое

9 А вот совсем другая история… слушаем
«Сладкая грёза»
Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство, Осторожней, осторожней - Не спугнуть бы нам его. «Грёза» - сон, счастливое видение. Что-то неясное, что-то прекрасное. Задание детям: Закроем глаза и слушаем ещё раз, а потом вы поделитесь своими грёзами, расскажете, кто что представил.
«Зимнее утро»
Наверное, композитор представил когда-то зимнее утро таким. Может быть, Пётр Ильич проснулся однажды в своём доме в Клину, посмотрел в окно, а там… Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце снег лежит… Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит / А.С. Пушкин. / Он был потрясён красотой зимнего морозного утра, сел за рояль и сами собой полились чарующие звуки музыки. Задание детям: Попробовать самим понаблюдать за природой ранним зимним утром и зарисовать.
Занятие шестое

10
«Полька» /
Слушаем/ Пётр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», - писал композитор. Дети любят танцевать, и композитор хорошо знал это, когда наблюдал за своими племянниками. Вот ещё одна пьеса из альбома для детей - танец полька Представьте себе, разговаривают кот и мышка: - Мяу, мышка, спляшем польку! Подадим гостям пример. - Я сплясала бы, да только Мышке кот не кавалер! Задание: 1.Послушать внимательно и определить, где музыка рассказывает про мышку, а где про кота. Почему вы так думаете? Как догадались? Музыка подсказала вам, как она звучала?
2.Д
авайте с вами превратимся в котов и мышек и попробуем подружиться, с музыкой весёлой весело кружиться. Предложить детям исполнить «Польку» П.И. Чайковского в парах.
Занятие седьмое

«Мама» /
Слушаем/
11 Очень нежно и ласково звучит эта музыка, как будто заботливые мамины руки успокаивают ребёнка, гладя его по головке, и прижимают к груди так, как только умеет это делать одна мама. Педагог предлагает: Мы знаем много стихов о маме. Давайте, почитаем, мамам будет приятно. Дети читают стихи о маме по желанию.
Солнышко родное!
(О. Циваш) Мамочка! Ты – солнышко родное, Для меня – цветочек полевой. Ты живи, родная, долго, долго: Трудно в этом мире быть одной! Для меня ты свяжешь рукавички, Согревая нежною душой, Милая, хорошая, родная, Знаю – ты не сможешь быть другой. Мамочки родные всей планеты, Мы желаем только вам добра. Пусть все дети встанут на колени, Попросив прощенье навсегда. Затем все поют песню «Мамино сердечко» - автор Н.Б. Каравава (ж-л «Колокольчик» №54,2015г.)
Занятие восьмое

12 Пётр Ильич много путешествовал. Он бывал в Америке, Германии, Франции, Италии. Большое внимание композитор уделял народной музыке этих стран: слушал народные песни, наблюдал, записывал. В результате появились такие замечательные произведения как «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Французская песенка», которые передают характерные особенности музыкальных ритмов этих стран, наполнены духом многолетней народной культуры. Многие песенки мы с вами уже слушали. Сегодня познакомимся ещё с одной – «Неаполитанской», посвящённой необыкновенно красивому городу Италии – Неаполю, его чудесным солнечным песням у Средиземного моря. «В Неаполе моём без песен делать нечего. Поют с утра до вечера здесь юноши и девушки, И бабушки, и дедушки, и каждый двор и дом. Распевают все кругом здесь в Неаполе моём родном! …. Эти рощи и приливы, эти гибкие оливы, Этот край вечнозелёный полюбил я навсегда!» /В.Лунин/
«Неаполитанская песенка»
Слушаем. Задание: Предложить детям оркестровать пьесу, самостоятельно выбрав инструменты детского шумового оркестра. Прозвучала последняя страница на сегодня, но не последняя в альбоме П.И. Чайковского и мы с вами ещё не раз к нему вернёмся! Пётр Ильич написал много замечательной музыки, которую можно слушать и слушать. Это прекрасные балеты-сказки: «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Так что с музыкой Чайковского мы расстаёмся только на время.


В раздел образования