Напоминание

Самостоятельная работа ПМ01


Автор: Павлова Татьяна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: колледж строительной индустрии и городского хозяйства
Населённый пункт: Санкт -Петербург
Наименование материала: учебное пособие
Тема: Самостоятельная работа ПМ01
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе
__________________О.В.Фомичева
__
__01.09.2014__
г.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА



ПМ 01

Участие в проектировании зданий и сооружений

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Специальность 08.02.01

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

2013/2014

Санкт-Петербург

Разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 08.02.01 среднего профессионального образования "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ 01 "Участие в проектировании зданий и сооружений". Автор:: ПАВЛОВА Т.С. , преподаватель МДК 01.01.01 СПб «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства» Одобрено на заседании цикловой комиссии "Проектирование зданий" Протокол №_____01__________ _______01.09. _______________2014 г. Председатель цикловой комиссии «Проектирование зданий» _________________Л.Г.Шинкович___

Содержание
1 Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 1 2. Планирование и организация самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . 3. Аудиторная самостоятельная работа.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Внеаудиторная самостоятельная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. Деятельность студентов по формированию и развитию навыков учебной внеаудиторной самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой. . . . Приложение 1. Методические рекомендации по работе с текстом.. . . . . . . . . . . . Приложение 2. Методические рекомендации по написанию реферата . . . . . . . Приложение 3. Методические рекомендации по подготовке доклада . . . . . . .
Положение о самостоятельной работе студентов Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства для МДК 01.01.01 междисциплинарного курса "Проектирование архитектурных конструкций" профессионального модуля ПМ 01.01. "Участие в проектировании зданий и сооружений" разработано согласно:  Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  «Типового Положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования» от 18.07.2008г. №543;  Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  Приказа Минобразования науки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 N 29200)  Приложения к письму Минобразования России от 29.12.2008. №16-52-138 ин/16-13 Положение определяет сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.
1. Общие положения
1.1. Самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно- исследовательская работа студентов, выполняемая в аудиторное и внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия; это процесс активного, целенаправленного приобретения и (или) закрепления студентом новых знаний и умений по конкретному модулю. Самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий студентов и должна сопровождаться контролем и оценкой ее результатов. 1.2 Самостоятельная работа проводится с целью:  систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;  углубления и расширения теоретических знаний;  формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;  развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;  формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;  развития исследовательских умений. 1.3. Образовательное учреждение самостоятельно планирует объем внеаудиторной самостоятельной работы по междисциплинарному курсу и профессиональному модулю,
исходя из объемов максимальной и обязательной учебной нагрузки обучающегося. Аудиторная самостоятельная работа по междисциплинарному курсу и профессиональному модулю выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу , находит отражение:  в учебном плане – в целом по теоретическому обучению, по междисциплинарным курсам; по профессиональным модулям  в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределением по разделам или темам.
2. Планирование и организация самостоятельной работы
2.1. При разработке основной профессиональной образовательной программы учитывается:  общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению;  объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по междисциплинарному курсу с учетом требований к уровню подготовки обучающихся, сложности и объема изучаемого материала;  объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по профессиональному модулю в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, формируемых профессиональных компетенций (практический опыт, умений, знаний). 2.2. Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по темам и разделам междисциплинарного курса и профессионального модуля, осуществляется преподавателем, который эмпирически определяет затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания на основании наблюдений за выполнением аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат времени на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента на уровень знаний и умений. Как правило, объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу составляет 50% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине или профессиональному модулю. 2.3. При разработке программ профессионального модуля преподаватель определяет содержание и объем теоретической учебной информации и практических заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу, формы и методы контроля результатов. 2.4. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику
специальности, изучаемого профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающегося. 2.5. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:  самоконтроль и самооценка обучающегося;  контроль и оценка со стороны преподавателя
3. Аудиторная самостоятельная работа.
3.1. Аудиторная самостоятельная работа по МДК 01.01.01 выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. 3.2. Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются:  выполнение практических работ по алгоритмам, инструкциям;  курсовое проектирование  дипломное проектирование  работа с нормативными документами, справочной литературой и другими источниками информации, в том числе, электронными;  решение проблемных и ситуационных задач  само- и взаимопроверка выполненных заданий - КОС - контрольно-оценочные средства 3.3. Выполнение практических работ, курсового проекта осуществляется на практических занятиях в соответствии с графиком учебного процесса. Для обеспечения самостоятельной работы преподавателями разрабатываются учебные пособия по выполнению практических работ. 3.4 .Преподаватель формулирует цель работы и, определяет время на проработку задания и форму отчетности. 3.5. Само- и взаимопроверка выполненных заданий чаще используется на теоретическом, практическом занятии и имеет своей целью приобретение таких навыков как наблюдение, анализ ответов сокурсников, сверка собственных результатов с эталонами. 3.6. Решение проблемных и ситуационных задач используется на лекционном, практическом и других видах занятий. Проблемная ситуационная задача должна иметь четкую формулировку, к ней должны быть поставлены вопросы, ответы на которые необходимо найти и обосновать. Критерии оценки правильности решения проблемной, ситуационной задачи должны быть известны всем обучающимся. 3.3. Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента является оценка сформированности компетенций на основе:  уровня освоения студентом учебного материала;  умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;  обоснованности и четкости изложения ответа;  оформления материала в соответствии с требованиями

4. Внеаудиторная самостоятельная работа
4.1.Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Преподаватель осуществляет управление самостоятельной работой, ведет учет выполнения самостоятельной работы, необходимый для допуска к аттестации по междисциплинарному курсу. 4.2. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:  для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;  для закрепления и систематизации знаний:  работа с конспектом лекции (обработка текста);  повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);  составление плана и тезисов ответа; составление таблиц, кроссвордов, глоссария для систематизации учебного материала;  изучение нормативных материалов;  ответы на контрольные вопросы;  аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии и др.;  для формирования умений:  решение задач и упражнений по образцу;  решение вариативных задач и упражнений; выполнение схем;  проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;  подготовка презентаций;  подготовка курсовых и дипломных работ;  проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;  рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др. 4.3. Для обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы по междисциплинарному курсу преподавателем разрабатывается тематика заданий для самостоятельной работы, которая необходима для эффективного управления учебной деятельностью обучающихся. 4.4. Самостоятельная работа имеет следующую структуру:  титульный лист – указывается название самостоятельной работы
междисциплинарного курса, специальность, курс, группа, автор- исполнитель, руководитель;  содержание самостоятельной работы  информационное обеспечение
5. Деятельность студентов по формированию и развитию навыков учебной

внеаудиторной самостоятельной работы
5.1. В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности. 5.2. Обучающиеся самостоятельно определяют режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по МДК, выполняют внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от собственной подготовки, бюджета времени и других условий. 5.3. При внеаудиторной самостоятельной работе обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, правил оформления документов, формы контроля выполненного задания. 5.4. При выполнении самостоятельной работы необходимо:  освоить вопросы, выносимые на самостоятельную работу и предложенные преподавателем в соответствии с программой по МДК.  планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.  самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой по МДК.  выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов. Выполняя самостоятельную работу обучающийся может:  предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельного изучения;  предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;  использовать для самостоятельной работы учебные и методические пособия, другие разработки и ресурсы Интернет сверх предложенного преподавателем перечня;
6. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой
6.1. При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к уровню подготовленности обучающегося. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультацию за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам
работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. 6.2. Для методического обеспечения и руководства самостоятельной работой разрабатываются учебные пособия, методические рекомендации с учетом МДК, специальности, особенностей контингента студентов. 6.3. Во время выполнения внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости могут проводиться консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации. 6.4. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной темы самостоятельной работы, уровня сложности, уровня подготовленности обучающихся. 6.5. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по междисциплинарному курсу, и может проводиться в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия деятельности обучающегося (внеурочные работы, практические работы, курсовой проект и др.) 6.6. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ, практических работ, курсовых проектов, портфолио достижений и др. 6.7. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:  уровень освоения обучающимися учебного материала;  обоснованность и четкость изложения ответа;  умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;  оформление материала в соответствии с требованиями, с использованием информационных технологий. Преподаватель ______________Т.С.Павлова Приложение 1.
Методические рекомендации по работе с текстом

Основные виды систематизированной записи текста

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; 2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; 3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; 4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; 5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; 2. Выделите главное, составьте план; 3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; 4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. 5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. О вла д е н и е н а в ы ка ми кон с п е кт и рова н и я т ре буе т от о бу ч а ю щ е г о с я целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. Приложение 2.
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на
нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно- поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10). 3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом. 4. Обработка и систематизация информации. 5. Разработка плана реферата. 6. Написание реферата. 7. Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.
Содержание работы должно отражать
- знание современного состояния проблемы; - обоснование выбранной темы; - использование известных результатов и фактов; - полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; - актуальность поставленной проблемы; - материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата
- Титульный лист - План (простой или развернутый с указанием страниц реферата). - Введение с актуальностью - Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы - Заключение - Литература
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость. На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата). Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)?
Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела – «Литература»)?». Приложение 3
. Методические рекомендации по подготовке доклада

Доклад
– вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеаудиторных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Подготовка доклада требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:  изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;  анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада  фактов, мнений разных ученых и научных положений;  обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана; написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада включает три части:
 вступление,  основную часть  заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п. Преподаватель Т.С. Павлова


В раздел образования