Автор: Павлова Татьяна Сергеевна Должность: преподаватель Учебное заведение: колледж строительной индустрии и городского хозяйства Населённый пункт: Санкт -Петербург Наименование материала: учебное пособие Тема: Самостоятельная работа ПМ01 Раздел: среднее профессиональное
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-методической работе
__________________О.В.Фомичева __
__01.09.2014__ г.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПМ 01
Участие в проектировании зданий и сооружений
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Специальность 08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
2013/2014
Санкт-Петербург
Разработаны на основе Федерального государственного образовательного
стандарта
по
специальности
08.02.01
среднего
профессионального
образования "Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений" в соответствии с рабочей программой
профессионального
модуля
ПМ 01
"Участие в проектировании зданий и
сооружений".
Автор::
ПАВЛОВА Т.С. , преподаватель МДК 01.01.01 СПб «Колледж строительной
индустрии и городского хозяйства»
Одобрено на заседании цикловой комиссии
"Проектирование зданий"
Протокол №_____01__________
_______01.09. _______________2014 г.
Председатель цикловой комиссии
«Проектирование зданий»
_________________Л.Г.Шинкович___
Содержание
1 Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 1
2. Планирование и организация самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . .
3. Аудиторная самостоятельная работа.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Внеаудиторная самостоятельная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Деятельность студентов по формированию и развитию навыков учебной
внеаудиторной самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой. . . .
Приложение 1. Методические рекомендации по работе с текстом.. . . . . . . . . . . .
Приложение 2. Методические рекомендации по написанию реферата . . . . . . .
Приложение 3. Методические рекомендации по подготовке доклада . . . . . . .
Положение о самостоятельной работе студентов Колледжа строительной
индустрии и городского хозяйства для МДК 01.01.01 междисциплинарного курса
"Проектирование архитектурных конструкций"
профессионального модуля ПМ 01.01.
"Участие в проектировании зданий и сооружений" разработано согласно:
Федерального
закона
от
29.12.2012
N
273-ФЗ
"Об
образовании
в
Российской
Федерации"
«Типового Положения об образовательном учреждении среднего профессионального
образования» от 18.07.2008г. №543;
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования
Приказа Минобразования науки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении
Порядка
организации
и осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 N 29200)
Приложения к письму Минобразования России от 29.12.2008. №16-52-138
ин/16-13
Положение определяет сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение,
планирование, формы организации и виды контроля.
1. Общие положения
1.1. Самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-
исследовательская работа студентов, выполняемая в аудиторное и внеаудиторное время по
заданию и при методическом руководстве преподавателя, но
без его непосредственного
участия; это процесс
активного, целенаправленного приобретения и (или) закрепления
студентом
новых
знаний
и
умений
по
конкретному
модулю.
Самостоятельная
работа
студентов является одним из видов учебных занятий студентов и должна сопровождаться
контролем и оценкой ее результатов.
1.2 Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических
умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования
умений
использовать
нормативную,
правовую,
справочную
документацию и специальную литературу;
развития
познавательных
способностей
и
активности
обучающихся:
творческой
инициативы, ответственности и организованности;
формирования
самостоятельности
мышления,
способностей
к
саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
1.3. Образовательное учреждение самостоятельно планирует объем внеаудиторной
самостоятельной работы по междисциплинарному курсу и профессиональному модулю,
исходя из объемов максимальной и обязательной учебной нагрузки обучающегося.
Аудиторная
самостоятельная
работа
по
междисциплинарному
курсу
и
профессиональному
модулю выполняется на
учебных занятиях под непосредственным
руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его
непосредственного участия.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу , находит
отражение:
в
учебном
плане
–
в
целом
по
теоретическому
обучению,
по
междисциплинарным курсам; по профессиональным модулям
в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределением по
разделам или темам.
2. Планирование и организация самостоятельной работы
2.1. При разработке основной профессиональной образовательной программы учитывается:
общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу в целом
по теоретическому обучению;
объем
времени,
отводимый
на
внеаудиторную
самостоятельную
работу
по
междисциплинарному
курсу с
учетом
требований к уровню
подготовки
обучающихся, сложности и объема изучаемого материала;
объем
времени,
отводимый
на
внеаудиторную
самостоятельную
работу
по
профессиональному модулю в зависимости от уровня освоения студентами учебного
материала, формируемых профессиональных компетенций (практический опыт,
умений, знаний).
2.2.
Планирование
объема
времени,
отведенного
на
внеаудиторную
самостоятельную работу по темам и разделам междисциплинарного курса и
профессионального модуля, осуществляется преподавателем, который эмпирически
определяет затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного
содержания учебного задания на основании наблюдений за выполнением
аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на
то или иное задание, хронометража собственных затрат времени на решение
той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента на уровень знаний и
умений.
Как правило, объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу составляет
50% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной
дисциплине или профессиональному модулю.
2.3. При разработке программ профессионального модуля преподаватель
определяет содержание и объем теоретической учебной информации и
практических заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу,
формы и методы контроля результатов.
2.4. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и
характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику
специальности, изучаемого профессионального модуля, индивидуальные особенности
обучающегося.
2.5. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство
двух форм:
самоконтроль и самооценка обучающегося;
контроль и оценка со стороны преподавателя
3. Аудиторная самостоятельная работа.
3.1. Аудиторная самостоятельная работа по МДК 01.01.01 выполняется на учебных занятиях
под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
3.2. Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются:
выполнение практических работ по алгоритмам, инструкциям;
курсовое проектирование
дипломное проектирование
работа с нормативными документами, справочной литературой и другими
источниками информации, в том числе, электронными;
решение проблемных и ситуационных задач
само- и взаимопроверка выполненных заданий - КОС - контрольно-оценочные
средства
3.3. Выполнение
практических
работ,
курсового
проекта
осуществляется
на
практических занятиях в соответствии с графиком учебного процесса. Для
обеспечения самостоятельной работы
преподавателями
разрабатываются
учебные
пособия по выполнению практических работ.
3.4 .Преподаватель формулирует цель работы и, определяет время на проработку
задания и форму отчетности.
3.5. Само- и взаимопроверка выполненных заданий чаще используется на
теоретическом, практическом занятии и имеет своей целью приобретение таких навыков
как наблюдение, анализ ответов сокурсников, сверка собственных результатов с
эталонами.
3.6. Решение
проблемных
и ситуационных
задач
используется
на лекционном,
практическом и других видах занятий. Проблемная ситуационная задача должна иметь
четкую формулировку, к ней должны быть поставлены вопросы, ответы на которые
необходимо найти и обосновать.
Критерии оценки правильности решения
проблемной, ситуационной задачи должны быть
известны всем обучающимся.
3.3.
Критериями
оценки
результатов
самостоятельной
работы
студента
является
оценка
сформированности компетенций на основе:
уровня освоения студентом учебного материала;
умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических
задач;
обоснованности и четкости изложения ответа;
оформления материала в соответствии с требованиями
4. Внеаудиторная самостоятельная работа
4.1.Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его
непосредственного участия. Преподаватель осуществляет управление самостоятельной
работой, ведет учет выполнения самостоятельной работы, необходимый для допуска
к аттестации по междисциплинарному курсу.
4.2. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной
литературы);
составление
плана
текста;
графическое
изображение
структуры
текста;
конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками;
ознакомление с нормативными документами;
учебно-исследовательская
работа;
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
для закрепления и систематизации знаний:
работа с конспектом лекции (обработка текста);
повторная
работа
над
учебным
материалом
(учебника,
первоисточника,
дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
составление плана и тезисов ответа; составление таблиц, кроссвордов, глоссария для
систематизации учебного материала;
изучение нормативных материалов;
ответы на контрольные вопросы;
аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование,
контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на конференции;
подготовка рефератов, докладов; составление библиографии и др.;
для формирования умений:
решение задач и упражнений по образцу;
решение вариативных задач и упражнений; выполнение схем;
проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной
деятельности;
подготовка презентаций;
подготовка курсовых и дипломных работ;
проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной
деятельности;
рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и
видеотехники и др.
4.3. Для обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы по междисциплинарному курсу
преподавателем разрабатывается тематика заданий для самостоятельной работы,
которая
необходима
для
эффективного
управления
учебной
деятельностью
обучающихся.
4.4. Самостоятельная работа имеет следующую структуру:
титульный лист – указывается название самостоятельной работы
междисциплинарного курса, специальность, курс, группа, автор- исполнитель,
руководитель;
содержание самостоятельной работы
информационное обеспечение
5. Деятельность студентов по формированию и развитию навыков учебной
внеаудиторной самостоятельной работы
5.1.
В
процессе
самостоятельной
работы
обучающийся
приобретает
навыки
самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным
самостоятельным субъектом учебной деятельности.
5.2. Обучающиеся
самостоятельно определяют
режим своей внеаудиторной работы и
меру
труда, затрачиваемого
на
овладение
учебным содержанием
по
МДК,
выполняют внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в
зависимости от собственной подготовки, бюджета времени и других условий.
5.3. При внеаудиторной самостоятельной работе обучающийся имеет право
обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания,
правил оформления документов, формы контроля выполненного задания.
5.4. При выполнении самостоятельной работы необходимо:
освоить
вопросы, выносимые на самостоятельную
работу и предложенные
преподавателем в соответствии с программой по МДК.
планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной
работы, предложенным преподавателем.
самостоятельную
работу
студент
должен
осуществлять
в
организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей
программой по МДК.
выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в
соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками
отчетности по самостоятельной работе студентов.
Выполняя самостоятельную работу обучающийся может:
предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельного изучения;
предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
использовать для самостоятельной работы учебные и методические
пособия, другие разработки и ресурсы Интернет сверх предложенного
преподавателем перечня;
6. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой
6.1. При предъявлении видов
заданий на внеаудиторную
самостоятельную работу
рекомендуется использовать дифференцированный подход к уровню подготовленности
обучающегося.
Перед
выполнением
внеаудиторной
самостоятельной
работы
преподаватель
проводит
консультацию
за счет объема времени, отведенного
на
изучение
дисциплины с
определением
цели
задания,
его содержания, сроков
выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам
работы,
критериев
оценки,
форм
контроля
и перечня
литературы. В процессе
инструктажа преподаватель предупреждает
о
возможных
типичных
ошибках,
встречающихся при выполнении задания.
6.2.
Для
методического
обеспечения
и
руководства
самостоятельной
работой
разрабатываются учебные пособия, методические рекомендации с учетом МДК,
специальности, особенностей контингента студентов.
6.3. Во время выполнения внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости
могут проводиться консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на
консультации.
6.4. Самостоятельная работа
может осуществляться
индивидуально или группами
студентов в зависимости от цели, объема, конкретной темы самостоятельной работы,
уровня сложности, уровня подготовленности обучающихся.
6.5.
Контроль
результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы
студентов
осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия
по междисциплинарному курсу, и может проводиться в письменной, устной или
смешанной форме, с представлением изделия деятельности обучающегося
(внеурочные работы, практические работы, курсовой проект и др.)
6.6. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы могут
быть использованы зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита
творческих работ, практических работ, курсовых проектов, портфолио достижений и др.
6.7. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:
уровень освоения обучающимися учебного материала;
обоснованность и четкость изложения ответа;
умения
студента использовать теоретические знания
при
выполнении
практических заданий;
оформление
материала
в
соответствии
с
требованиями,
с
использованием
информационных технологий.
Преподаватель ______________Т.С.Павлова
Приложение 1. Методические рекомендации по работе с текстом
Основные виды систематизированной записи текста
1.
Аннотирование –
предельно
краткое
связное
описание
просмотренной
или
прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание
и структуру
изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без
привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее
существенно
отражающих ту или иную мысль автора;
5.
Конспектирование
–
краткое
и
последовательное
изложение
содержания
прочитанного.
Конспект
–
сложный
способ
изложения
содержания
книги
или
статьи
в
логической
последовательности.
Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить
содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и
другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные
слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании
старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость
мысли.
В
тексте
конспекта
желательно
приводить
не
только
тезисные
положения,
но
и
их
доказательства. При
оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли
автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
Число
дополнительных
элементов
конспекта
должно
быть
логически
обоснованным,
записи
должны
распределяться
в
определенной
последовательности,
отвечающей
логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять
поля.
О вла д е н и е
н а в ы ка ми
кон с п е кт и рова н и я
т ре буе т
от
о бу ч а ю щ е г о с я
целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Приложение 2. Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где
автор раскрывает суть
исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на
нее. Содержание
материала
должно
быть
логичным,
изложение
материала
должно
носить
проблемно-
поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1.
Формулирование
темы.
Тема
должна
быть
не
только
актуальной
по
своему
значению, но оригинальной,
интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7.
Публичное
выступление
с
результатами
исследования
на
теоретическом,
практическом занятии,
студенческой научно-практической конференции.
Содержание работы должно отражать
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной
проблемой;
- актуальность поставленной проблемы;
- материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
Защита реферата
Основной
задачей
устного
выступления
является
не
стремление
обучающегося
максимально
полно
или
кратко
прочитать
реферат,
а
краткими
и
выборочными
доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём
реферате,
подчёркивая
его
авторско-аналитические
характеристики,
логическую
структурность и завершённость.
На
выступление
дается
примерно
10-15
минут,
поэтому
обучающийся
дома
заблаговременно составляет
расширенный план-конспект устного доклада (с кратким
изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как
называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его
план)?
О
чём
говорится
в
каждом
разделе
его
структуры:
во
«Введении»
(в
чём
заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)?
Какие
источники
использовал
автор
при
написании
своего
реферата
(дать
краткую
характеристику раздела – «Литература»)?».
Приложение 3 . Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеаудиторных
занятиях,
способствует
формированию навыков исследовательской работы, расширяет
познавательные интересы, приучает критически
мыслить. При написании доклада по
заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с
источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.
Подготовка
доклада
требует
от
обучающегося
большой
самостоятельности
и
серьезной
интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет
включать с себя следующие этапы:
изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как
правило, дает сам преподаватель;
анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы
доклада
фактов, мнений разных ученых и научных положений;
обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме
развернутого
плана;
написание
текста
доклада
с
соблюдением
требований
научного стиля.
Построение доклада включает три части:
вступление,
основную часть
заключение.
Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими
темами или место
рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий
обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п.
Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта
тема доклада.
В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение
рассмотренной проблемы и т.п.
Преподаватель Т.С. Павлова