Напоминание

Цикл НОД по теме: "Зимующие птицы"


Автор: Данилова Осия Насруковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский Сад №27"
Населённый пункт: Томская область, г. Северск
Наименование материала: конспект
Тема: Цикл НОД по теме: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Цикл непосредственно - образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы" ОН. Данилова воспитатель МДОУ «Детский сад № 27» г.Северск Томской области Непосредственно образовательная деятельность Развитие речи: Пересказ рассказа «Птицы на кормушке» Цель: * Научить детей пересказывать текст с опорой на наглядный материал. * Формировать умение выделять предлоги «в», «за», «на», в пересказе. * Развивать внимание детей на основе упражнений в составлении предложений с предлогами. * Использовать в речи существительные, глаголы (по лексической теме: «птицы» - синица, снегирь, ворона, воробей, дятел, клест, летел, улетел, залетел, подлетел), предлоги (за, на, в). * Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудные зимние дни.
Словарь:
зимующие, корм,

калечит, осторожный клест приближался, очутился, взъерошенная ворона...
Материал:
картинки зимующих птиц, плоскостное изображение дерева с кормушкой
Ход:
1. Загадки о птицах (по мере отгадывания выставляются картинки на доску) * «Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит» Кто это? (дятел) * «На дереве сидела я, и сыр во рту держала, А мимо лиса близехонько бежала Кто я, знаете? А ну-ка отгадайте!» (ворона) * «Что за яблоки такие на ветвях среди зимы? А ребята посмотрели – это птицы…» (снегири) * «Маленький мальчишка в сером зипунишке, По деревьям прыг-прыг, песня чик-чирик» (воробей). Как этих птиц можно назвать одним словом? (зимующие) 2. Зимующие птицы - игрушки спрятались среди игрушек. А найти их, нам помогут маленькие слова – «в», «на», «за». Валя, где ты нашла дятла? - (я нашла дятла за машинкой)… (При ответах дети выделяют предлоги) Какие маленькие слова помогли нам найти птиц? Эти маленькие слова помогут нам в рассказе. 3. Чтение рассказа: «Птицы на кормушке» «Дети смастерили кормушку и повесили ее на дереве. Насыпали в кормушку крошек, положили еловые шишки и подвесили на ветках кусочки сала. Первой прилетела синичка и села на веточку. За ней прилетел воробей и сразу сел в кормушку. Осторожный клест приближался очень медленно. Сначала сел на ветку соседнего дерева, потом залетел за кусты и, наконец, очутился в кормушке. А красногрудый снегирь сидел на высоком дереве и наблюдал за птицами. Вдруг прилетела шумная, взъерошенная ворона, закричала, захлопала крыльями. Птички испугались, и разлетелись в разные стороны».
4. Физминутка: «Снегирек» Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик, он промок. Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирка. 5. Вопросы по содержанию рассказа: Что смастерили дети? Что насыпали и положили дети в кормушку? Куда села синичка? А воробей? Расскажите о клесте. Кто наблюдал за птицами и где он сидел? Куда разлетелись птицы, когда прилетела шумная, взъерошенная ворона? 6. Пересказ рассказа по частям. Вася начинает, у него в ладошках синичка, а продолжать будет тот, кому в ладошки прилетит следующая птичка…. Какие слова помогли нам при пересказе? – дети перечисляют предлоги. 7. Д/игра: «Исправь ошибку» Ворона спряталась из кусты. Клест улетел на лес. Воробей летел над кустом. Синица прилетела над салом. 8. Итог
Непосредственно образовательная деятельность: Познавательное развитие «Зимующие птицы» (ознакомление с живой природой, родиноведение) ОН. Данилова воспитатель МДОУ «Детский сад № 27» г.Северск Томской области
Цель:
* Познакомить детей с зимующими птицами (синица, клест, воробей, снегирь…) * Формировать представления детей о зимующих птицах (с особенностями их жизни, питание) * Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц, о повадках их поведения в разную погоду. * Закрепить знания о роли человека в жизни птиц зимой, помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами можно спасти птиц от гибели (дать элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой). * Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных, зимних условиях.
Речевая задача:
Совершенствовать диалогическую речь. Следить, чтобы дети говорили в спокойном темпе.
Словарь:
Кормушка, корм, помощь, любящих природу,
Предшествующая работа:
1). Рассматривание иллюстраций зимующих птиц. 2). Чтение С.Михалкова «Птичья столовая» 3). Наблюдение на прогулке за птицами 4).Д/игры: «4 лишний»; «Чей, чья, чьи?» 5).Загадки, стихи (Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» стр. 124, 285)
Материал:
Иллюстрации зимующих птицах
Ход занятия
1. Д/игра: «Четвертый лишний» Кто лишний и почему? Как называют птиц, оставшихся на зиму? Назовите птиц, смелых да выносливых, что не бояться мороза и остаются зимовать? 2.Д/игра: «Улетает – не улетает» 3.Художественное слово: «О чем поют воробушки, в морозный день зимы. Мы выжили, мы выжили, мы живы, но голодны» Почему зима трудное время для птиц, особенно если она морозная, снежная? Чем питаются зимующие птицы? Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы птицам выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть, больше, чем летом. А зимой корма мало. И поэтому нужно поддерживать птиц, им нужно помочь. Их можно подкармливать в кормушках – это доброе дело людей, любящих природу. Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, тыквы, многих сорных трав, овес, пшено, крошки пшеничного хлеба… «Хлебных крошек не жалей, заслужил их воробей. Ты приладь ему кормушку, кликнет он свою подружку. И пойдет веселый стук-тук-тук-тук».
4.Физминутка: «Воробьи – воробушки, серенькие перышки. Клюйте, клюйте крошки у меня с ладошки. Нет, с ладошки не клюют, и погладить не дают. Как бы нам поладить, чтоб дались погладить. 5.Загадки о зимующих птицах: «Маленький мальчишка, в сером армячишке. По дворам шныряет, крохи собирает» - воробей. Как он выглядит? (маленький, подвижный, округлая голова, короткая шея, толстое яйцевидное туловище, короткие и округлые крылья, клюв тонкий, твердый). В холодную пору сидят воробьи, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Где они зимуют? (в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах). Где воробьи, находят пищу? (во дворах, в кормушках). Вы слышали, какие звуки издает воробей? (аудиозапись чириканья воробья). «Она маленькая птичка, а зовут ее …(синичка). Как выглядит синичка? (на голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса – градусник, спина желто - зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые). Где синичка устраивает гнезда? (в дуплах, углублениях и щелях гнилых пней и стволов…). Какие звуки издает синица? (включить аудиозапись). «Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине, он появиться опять?» - снегирь. Почему эта птица называется снегирь? (от слова снег). «Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки ворошит. Голоском речистым, чистым, клее – клее - клее поет со свистом. (Клест) Клест необычная птица, опишите ее. (окраска оперения у клеста оранжево – красная, крылья и хвост буро – черные, клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки). Клест – единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят теплые гнезда для птенцов на деревьях, а поют они клее – клее – клее. 6. Художественное слово: (дети надевают маски птиц) «Ну-ка птички полетели, полетели и присели. Поклевал зернышки, поиграли в полюшке. Водички попили, перышки помыли. В стороны посмотрели и полетели!» 7.Д/игра: «Подбери признак» (по мере того как дети - птицы улетают, они говорят) Улетел малоподвижный снегирь. Полетела черноголовая синица. Красногрудый снегирь полетел…. 8.Художественое слово: «Подкормите птиц зимой, пусть со всех концов. К вам слетаются, как домой, стайки на крыльцо. Разве можно позабыт: улететь могли. А остались зимовать, заодно с людьми. Приучите птиц в мороз, к своему окну. Чтоб без песен не пришлось, нам встречать весну». 9. Итог Непосредственно образовательная деятельность
Художественно - эстетическое развитие: Аппликация «Снегири на ветке рябины» ОН. Данилова воспитатель МДОУ «Детский сад № 27» г.Северск Томской области
Цель:

Изобразительная задача:
закреплять умение детей отражать знания о зимующих птицах в аппликации, создавая сюжетную композицию из птиц, предавая их внешний вид, повадки.
Техническая задача:
Продолжать учить создавать изображение из нескольких частей (туловище, крыло, глаз) и из бумаги, сложенной вдвое, закреплять умение вырезывать круглую и овальную формы, делать косые срезы.
Речевая задача:
Дифференцировать понятие «зимующие птицы». Воспитывать интерес к аппликации, развивать память, внимание. Материал: ½ ватмана (с изображением ветки рябины), цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, клеевые кисти, подносы….
Ход занятия
На доске иллюстрации птиц (клест, синица, снегирь, скворец) Какая птица лишняя и почему? Загадка «Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине, он появиться опять?» О какой птице говориться в этой загадке – снегирь. Сегодня вы будете делать аппликацию, которая называется «Снегири на ветке рябины». Воспитатель ставит перед детьми картину с изображением снегирей. Один снегирь сидит сидеть на ветке возле грозди рябины, а другой подлетает к ветке. Работать будете парами, договоритесь, кто какого снегиря будет изображать. Прежде чем приступить к вырезыванию частей снегиря, нужно рассмотреть его изображение, чтобы узнать, какой он, какого цвета у него оперение, какой формы тело, голова, хвост. Дети рассказывают об особенностях снегиря, воспитатель дополняет ответы детей. Показ и пояснение приемов работы. Самостоятельная работа детей. По ходу выполнения работы детьми, воспитатель советует, как лучше расположить, что – то изменить, как наклеить изображение. В конце занятия дети выставляют работы на стенд. Дети рассказывают, как они изобразили снегирей, что у них получилось, чем их работа отличается от других.... Воспитатель, хвалит детей за работу и отмечает то, что работы получились замечательные, потому что дети работали вместе
Непосредственно образовательная деятельность Художественно - эстетическое развитие: Рисование «Воробышек» ОН. Данилова воспитатель МДОУ «Детский сад № 27» г.Северск Томской области
Цель:

Изобразительная задача:
Продолжать учить детей изображать зимующую птицу, предавая характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста.
Техническая задача:
Закреплять умение детей делать предварительно легкий набросок простым карандашом. Штриховать по форме, без просветов, не выходя за контур.
Речевая задача:
Продолжать совершенствовать в речи детей согласование существительных с прилагательными. Воспитывать интерес к изодеятельности, развивать мелкую моторику рук.
Материал:
Изображение птиц у воспитателя. У детей альбомный лист бумаги, простой и цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель показывает изображение птиц, которые написаны краской. Каких птиц изобразили художники на этих картинках? Назвать их. Как узнали, что это ворона снегирь, синица? Что общего у птиц, одинаковое? Воспитатель ставит рядом с цветными изображениями птиц штрихованные рисунки. Художники не всегда рисуют красками. Многие из них любят рисовать пером, простым карандашом. Дети рассматривают, как художники изображают оперение птиц разными черточками – штрихами. Воспитатель говорит что, сейчас дети будут рисовать маленького воробья, которого они видят каждый день. Воспитатель вместе с детьми сравнивают воробья с сорокой, для определения пропорции головы, туловища, клюва и т.д. Самостоятельная работа детей. В конце нод дети рассматривают рисунки, определяя, какие воробьи, получились шустрыми, шумливые и т.д. Воспитатель спрашивает, что больше всего затрудняло детей при изображении воробья.


В раздел образования