Автор: Кусова Татьяна Сергеевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: Мичуринск, Тамбовская область Наименование материала: статья Тема: Метод ассоциативного запоминания Раздел: полное образование
Метод ассоциативного запоминания.
Т. С. Кусова, учитель английского языка МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска
Наверное, все мы, любители языков, неустанно ищем такой метод, при
котором слова запоминались бы сами собой. Все отлично знают, что чем
больше
элементы
запоминаемого
материала
похожи
друг
на
друга,
тем
больше
усилий
надо
приложить
для
их
запоминания,
чем
однороднее
элементы, тем труднее они усваиваются. Что вам приходит в голову в первую
очередь, когда вы вспоминаете перевод какого-нибудь слова, записанного в
списке? Естественно, месторасположение этого слова на листе бумаги. Это
нисколько не говорит о положительных особенностях вашей памяти, просто у
нее
нет
возможности
зацепиться
за
что-либо
существенное,
более
характерное
для
данного
слова.
Отсюда
следует
вывод:
Каждое
слово
обязательно должно иметь ярко отличительную совокупность меток. Надо
лишить
однообразия
все
слова
списка
и
тогда
они
начнут
запоминаться
непроизвольно, без нашего участия.
Однако, все так устали от голословных утверждений о превосходных
качествах
того
или
иного
явления
нашей
жизни,
что
теперь
на
каждый
очевидный факт мы незамедлительно требуем доказательство из объективной
теории.
Именно
поэтому,
приведем
некоторые
данные,
выявленные
отечественными и зарубежными психологами в области памяти.
В
1973
году
Стэндинг
опубликовал
результаты
своих,
в
общем
то,
несложных
опытов.
Испытуемым
показали
11000
слайдов,
через
месяц
предъявляли их смешанными с другими и просили опознать. Испытуемые
вспомнили слайда и дали ответы в 73% случаев. Это говорит о том, что
изображения
проникли
в
долговременную
память.
Следовательно,
при
запоминании слов надо использовать не только повторение, но и яркие,
красочные, интересные сюжетные картинки.
В своей работе «Психологические вопросы сознательности учения» А.
Н. Леонтьев рассматривает проблему привлечения и удержания внимания
обучающегося
на
определенном
предмете.
Решению
какой-либо
задачи
способствует
активная
внутренняя
деятельность,
которая
определяется
мотивом. Предмет, на который направлено внимание, становится предметом
сознания.
Однако
без
активной
внутренней
деятельности
восприятие
останется отвлеченным. «Нужно, чтобы деятельность относилась к тому, что
излагается
или
показывается»;
«не
пялить
глаза»,
как
говорил
К.
С.
Станиславский, а «быть деятельным». Восприятие должно повлечь за собой
интеллектуальное, внутреннее действие.
Одним из методов, облегчающих задачу воспитания у обучающегося
внутренних
действий,
является,
с
точки
зрения
А.
Н.
Леонтьева,
использование
наглядности.
Наглядность
–
«внешняя
опора
внутренних
действий».
Вспомним «золотое правило» Яна Амоса Коменского, которое гласило:
«Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами»
1
.
Об этом
же
писал
К.
Д.
Ушинский:
«Педагог,
желающий
что-нибудь
прочно
запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно
больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и
даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания»
2
.
Чем больше задействовано органов восприятия, тем лучше идет процесс
усвоения материала, тем меньше психологическая перегрузка, порождаемая
монотонностью и однообразием.
Так как же расширить «границы восприятия»?
Не вызывает сомнения тот факт, что лучше воспринимаются цветные
пособия,
чем
просто
черно-белые.
Мы
понимаем,
что
такой
вывод
не
является открытием ни для кого. Но, если вы встречали хотя бы одного
человека, который сознательно использовал этот принцип
и принцип со
слайдами
при
изучении
языка,
мы
бы
очень
удивились.
Цвет
является
мощным средством, влияющим на процесс запоминания, и поэтому широко
используется
в
учебном
процессе
для
различной
окраски
наглядных
предметов и пособий, которые с помощью цвета усиливают эмоциональное
восприятие
и
воздействуют
на
механизм
ассоциативной
памяти.
Цвет
помогает
сосредоточиться,
не
вызывая
перегрузки,
он
ненавязчиво
фокусирует внимание обучающегося.
1 Коменский Я. Великая дидактика // Избр. педагогич. сочинения: В 2 т. – М., 1982. – Т. 1. – с. 384.
2
Ушинский К. Д. Собр. соч. – М.; Л., 1950. – Т. 8. – с. 251.
Так,
например,
ростовские
исследователи
предложили
новый
способ
обучения
родному
и/или
иностранному
языку
по
цветовым
гаммам,
основанный на доработанной системе обучения языкам Т.В. Зотовой.
Авторы нового метода считают, что предложенный ими способ обучения
языкам действительно расширяет дидактические возможности и повышает
эффективность процесса запоминания и усвоения учебного материала при
обучении
языкам,
грамматическая
система
которых
представляет
собой
частично упорядоченное множество граммем, вносит в процесс обучения
языку
игровой
интерес,
создающий
дополнительный
элемент
мотивации
обучаемых,
моменты
соревновательности
и
спортивного
азарта,
стимулирующие развитие логического мышления, элементов предвидения и
комбинаторных
способностей
л и ц
р а з л и ч н о го
в о з р а с т н о го
и
образовательного уровня.
Как известно, при обучении английскому произношению большое место
занимает традиционный метод имитации и метод ассоциаций. Подчеркнем
особо, что здесь важен сам подход к обучению произношению английских
гласных – опираться на образное представление о гласном звуке
.
При введении или коррекции гласного мы обычно даем ему целый ряд
эмоциональных оценок, как если бы звук являлся предметом одушевленным:
«скромный», «сдержанный», «строгий», «развязный» и т. д. Это могут быть
оценки и сравнительного плана: «как великолепная роза», «как солнышко», «
как грибочек» и т.д., а также «звук-барашек», «звук-Буратино» и т.п. Весьма
эффективны и зрительные ассоциации: желтый, темно-красный, сиреневый и
т. п. (Ж.Б.Веренинова).
Разумеется конечно, все эти характеристики звука носят субъективный
характер, и это особенно относится к цвету гласного. Однако, важно, что при
током
подходе
у
обучающихся
непременно
возникают
определенные
ассоциации
(они
могут
не
совпадать
с
нашей
оценкой
звука),
способствующие в конечном счете, правильному воспроизведению тембра
гласного.
В
этом
случае
весьма
эффективной
оказывается
разработанная
технология обучения, основывающаяся на учете эмоционального восприятия
гласного звука обучающихся.
Но,
к
сожалению,
лишь
некоторые
методисты
рассматривают
применение
в
учебном
процессе
технологий
творческого
обучения,
предполагающих
при
работе
с
поэтическими
текстами
расширение
фонетических
представлений
на
основе
формирования
цвето-звуковых
образов
(Ж.Б. Веренинова, И.А. Тропина, Э.А. Лавриненко, Г.В. Исаева).
Остаются
недостаточно
разработанными
идеи,
затрагивающие
механизм
ассоциирования,
определяющий
эвристическую
ценность
цвето-звуковых
ассоциаций
при
обучении
произносительным
особенностям
на
основе
поэтических текстов (Ахутина, Залевская, Ю. Н. Караулов, Уфимцева и др.).
Воздействие поэтического текста на эстетическое воспитание личности
также
велико,
как
воздействие
цвета
и
образа
при
обучении
языкам.
(В.М.Аллахвердов,
Л.С.Коршунова,
Т.П.Камаева,
Л.В.Карпова,
И.М.Деева,
Э.А.Лавриненко). В то же время при обучении произношению на основе
поэтического
текста
развиваются
навыки
выразительного
чтения,
усваиваются различные языковые явления (этому способствует многократное
их повторение), развивается речь. Анализ стихотворения, где идея выражена
в поэтической форме, совершенствует мышление, которое тесным образом
связано
с
речью,
что
дает
о снование
говорить
о
п р о ц е с с а х
речемыслительных.
Как
известно
из
специальной
литературы,
речевые
процессы протекают не обособленно, а также в тесной связи с другими
психологическими
процессами,
одним
из
которых
является
воображение,
которое,
способствует
расширению
границ
сознания,
преодолению
логических и пространственно-временных разрывов при создании цветовых
и звуковых образов и формировании звуковых и цветовых представлений. В
философском словаре воображение понимается как способность создавать
новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на
основе преобразования полученных от действительности впечатлений.
В
представлении у человека закрепляется и сохраняется то, что объективно
становится его достоянием благодаря практике. Хотя представление является
формой
индивидуального
чувственного
отражения,
у
человека
оно
неразрывно
связано
с
общественно
выработанными
значениями,
опосредствовано языком, наполнено общественным содержанием и всегда
осмыслено и осознано. Представление - необходимый элемент сознания, так
как оно постоянно связывает значение и смысл понятий с образами вещей и в
то
же
время
дает
возможность
сознанию
свободно
оперировать
чувственными образами предметов.
Итак,
под
воображением
мы
понимаем
психическую
деятельность,
состоящую в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в
целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Существует
связь
как
представлений
с
воображением,
так
и
с
ассоциациями. Ассоциации, в том числе и вербальные, – давний объект
пристального внимания психологов, лингвистов и психолингвистов. Термин
«ассоциация» используется по крайней мере в двух значениях. Во-первых,
ассоциацией
называют
некоторый
объект
(реакцию),
возникающий
в
сознании в
связи
с
другим
объектом
(стимулом).
Во-вторых,
под
ассоциацией понимается
и
сама
ассоциативная
связь
(ср. «связаны
по
ассоциации»). В нашей работе термин «ассоциация» используется в обоих
значениях.
Ассоциация отражает реальные универсальные принципы установления
взаимосвязей
между
образами,
возникающими
у
обучающихся
при
обращении к поэтическому тексту. Важным при обучении англоязычному
произношению является выстраиваемый ассоциативный цвето–звуковой ряд,
исходя из эмоционально–фонетической и образной характеристики звуков
речи.
Под образом понимается форма отражения объекта в сознании человека.
На
чувственной
ступени
познания
образами
являются
ощущения,
восприятия,
представления;
на
уровне
мышления
–
понятия,
суждения,
теории. Образ объективен по своему источнику – отражаемому объекту и
идеален
по
способу
(форме)
своего
существования
(Философский
энциклопедический словарь, 1989).
Ассоциативный образ (поэтический) – образ, возникающий в результате
неожиданного
сочетания
далеких
понятий,
обладающий
повышенной
метафоричностью
и
субъективностью.
Ассоциативность
лежит
в
основе
всякого художественного образа, особенно тропа, но ассоциативный образ
построен
на
интенсивном
выявлении
дополнительных,
как
бы
необязательных, непреднамеренных связей; это намек, который должен быть
уловлен
читателем;
требующий
напряженного
читательского
восприятия.
Именно такие дополнительные связи (нередко – целая цепочка их) сообщают
ассоциативному образу оригинальную авторскую неповторимость, а иногда и
метафорическую перенасыщенность.
Приведем примеры упражнений и заданий на конкретном поэтическом
тексте («Бесплодная земля» Т. С. Элиот).
-
Прочитайте
вполголоса
следующий
текст,
отрабатывая
звуки,
интонацию.
April is the cruelest month, breeding
Апрель,
беспощадный месяц,
выводит
Lilacs out of the land, mixing Сирень из мертвой земли, мешает
Memory and desire,
stirring Воспоминанья и старость,
тревожит
Dull roots with spring rain. Сонные корни весенним дождем.
Summer surprised us, coming over the Starnbergersee
With a shower of rain; we stopped in the colonnade,
And went on in the sunlight, into the Hofgarten,
And drank coffee. And talked for an hour.
Лето напало на нас, пронесшись над Штарнбергерзее
Внезапным ливнем; мы скрылись под колоннадой
И вышли, уже на солнечный свет, в Хофгартен,
И выпили кофе, и целый час проболтали.
-
Разделите текст на смысловые части, сравните их, представьте
трактовку своих размышлений по каждой части.
- Скажите, что хотел донести автор поэмы до читающего в каждой
из смысловых частей. Аргументируйте свой ответ.
- Назовите языковые средства, с помощью которых автор передает
свои мысли, чувства, эмоции. Объясните их употребление.
-
Прочитайте
текст
еще
раз
и
выберете
эпизоды,
важные
для
раскрытия темы.
- Известно, что «Бесплодная земля» - символ послевоенной Европы, мир
«потерянного поколения», пораженного кризисам бездуховности, безверия,
безнадежности;
поколения,
утратившего
способность,
желание
к
активным действиям в защиту культурных и социальных ценностей. Можно
ли связать с символом сирени тему возрождения в первом четверостишии?
- Во второй смысловой части говорится о другом времени года – лете,
перенося читателей из растительного мира в мир людей. Скажите, что
значит
это
ироническое
совмещение
столь
разных
сфер
бытия
(растительного мира и мира людей)?
-
Прослушайте
запись
отрывка
из
поэмы
«Бесплодная
земля»
Т.С.Элиота.
April is the cruelest month, breeding
Lilacs out of the land, mixing
Memory and desire, stirring
Dull roots with spring rain.
Summer surprised us, coming over the Starnbergersee
With a shower of rain; we stopped in the colonnade,
And went on in the sunlight, into the Hofgarten,
And drank coffee. And talked for an hour.
- Нарисуйте «словесный портрет» прослушанного отрывка.
- Так как в поэме в большей мере, чем в любом другом произведении
Элиота воплощен принцип «ассоциативной поэзии», призванной вызвать в
сознании
читателя
бесконечный
поток
ассоциаций,
паралл ел ей,
воспоминаний,
контрастов;
скажете
с
каким
цветом
и
образом
ассоциируется у вас данный отрывок?
-
Прослушайте
текст
еще
раз
и
создайте
рисованный
образ
прослушанного текста.
Красота и многоцветие окружающей нас жизни воплощаются в звуке, в
образе. Так стоит ли при изучении языка исходить только из абстракции,
когда одна из главных задач преподавателя – научить чувствовать и понимать
слово, осознавать его красоту?