Напоминание

Проектная деятельность как средство развития


Автор: Жадова Валентина Егоровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДПО "ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ"
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектная деятельность как средство развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБУ ДПО "ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ"
Тема : «Проектная деятельность как средство развития»
Методист Жадова Валентина Егоровна

Проект
– работа, направленная на
разрешение конкретной проблемы
, на достижение оптимальным способом
заранее запланированного результата
. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но
только как способов
достижения результата. Проектирование опирается на определенные требования научного подхода, в частности в современной литературе выделены такие:  не принимать решения без анализа;  не считать метод проб и ошибок рациональным;  расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;  стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной связи и последовательности не наблюдается;  составлять мысленные макеты, модели, образы, схемы будущего объекта проектирования, максимально используя свои знания и воображение, и только затем переходить к изучению литературы и баз данных;  подходить к любому вопросу разносторонне и системно;  считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, цели;  учитывать, что принципиально новые решения часто воспринимаются как нереальные, фантастические или просто плохие. Попробуем разобраться, что же такое проектная деятельность в школе, каковы ее ключевые признаки и отличия от других видов деятельности, какие требования к ней предъявляют ся, какие ошибки наиболее типичны и как их избегать.
Обязательные признаки проектной деятельности:
o наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, результате;  наличие этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), присущих исследованиям и проектированию в «большой науке»;  реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности, которые, в свою очередь, реализуются через защиту проекта перед заказчиком (если проект предполагал практический результат) или научным сообществом, например, на конференции.

Наличием исходной проблемы
, которая должна мотивировать авторов на поиски решения. Для учащихся можно выделить:  мотивацию
по

результату
(обучающийся ориентирован на ре зультаты деятельности);  мотивацию
по

процессу
(обучающийся заинтересован самим процессом деятельности);  мотивацию
на оценку
(обучающийся заинтересован в получении хорошей оценки);  мотивацию
во

избежание

неприятностей
(обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.). Здесь определяется объектная область, объект и предмет исследования; осуществляется выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности, проводится изучение научной литературы и уточнение темы и, наконец, выдвигается гипотеза. 
Постановкой цели проектирования
. Этот этап самый сложный, так как именно от него наиболее зависит результат. Ошибка в постановке цели приведет к неверному результату. Существует много теорий правильной постановки целей проектирования. Один из самых распространённых и действенных способов, ныне применяемый и в образовательной сфере - это постановка “умных” (от англ. “smart”) целей, т.е. постановка целей с использованием
S.M.A.R.T. критериев
. Согласно этим критериям цель должна быть:  Конкретна (Specific) или, по другим источникам, жизнеспособна (Sustanible),  Измерима (Measurable),  Достижима (Achivable) или, по другим источникам, подотчетна (Accountible),  Ориентирована на результат (Result-oriented),  Соотносима с конкретным сроком (Timed).
Конкретность
означает, что все участники проекта должны однозначно понимать, над чем им предстоит работать. У вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи, по ходу изложения цели у других участников формируется свое представление. В итоге может получиться, что вы по-разному представляете себе одну и ту же цель. То есть важно достичь однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате достижения цели. При этом цель должна быть
жизнеспособна
, значит, интересна, создавать мотивацию, быть для обучающегося перспективной в науке или практике.
Измеримость
означает, что у цели должны быть определены какие-то измеримые параметры, если этого не сделано, то будет невозможно определить, достигнут ли результат. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы его измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения.

Достижимость
означает, что цель должна быть обязательно реалистичной; участники проектирования должны обладать необходимыми для ее достижения ресурсами — временем, бюджетом, орудиями, квалификацией и т. д.). Здесь поясняется, за счет чего цель будет достигнута. Раз речь идет о ресурсах – их затраты обязательно должны быть подотчетны и указаны при оформлении проекта.
Ориентация на результат.
Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Решение всех поставленных для достижения цели задач должно привести именно к запланированному результату. При формулировке цели необходимо заранее определять, для чего необходимо её выполнение. В простейшем случае литературные источники рекомендуют задать цепочку вопросов: «Почему?». В самом конце этой цепочки должен быть примерно следующий ответ: «Потому, что именно это сделает меня счастливым». Если именно это получится, то Вы на правильном пути. Но в противном случае, если же в конце этой цепочки Вы окунулись в неопределенность, то возникает еще один вопрос: адействительно ли мне это надо? При данном варианте развития событий рекомендуется срочно что-то менять в формулировке самой цели. Проверку также можно сделать с помощью следующей цели, но эта цель также должна пройти тест по вопросам.
Соотнесение с конкретным сроком
означает, что любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении. 3.
Разработкой

плана

предстоящей

работы.
Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы, других источников, со сбором информации, возможно, с проведением различных исследований, анализом и обобщением полученных данных, формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способов ее решения. Здесь очень важно определить, кто какую работу будет выполнять, установить ответственность. Нужно так распределить работу, чтобы каждый член коллектива проектировщиков был
использован с максимальным эффектом и, значит,

п о л у ч и л

м а к с и м а л ь н о е

у д о в л е т в о р е н и е

о т

р а б о
ты.
РЕЗУЛЬТАТ проектной работы ОБЯЗАТЕЛЬНО должен содержать:

Проектный продукт,
отвечающий заданным целям. 
Письменный отчет о ходе работы по каждому из этапов,
начиная с определения проблемы проекта, все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления, анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п., подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы работы (портфолио). 
Проведение

публичной

защиты

проекта.
Это обязательная ч а с т ь проектирования, в ходе которой автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы, так как она предполагает рефлексивную оценку автором своего труда и приобретенного опыта. Если проект коллективный, то каждый член коллектива должен отчитываться за свою часть
работы.
Не должно быть учащихся, которые ни за что не отвечали и не имели

собственного фронта действий
.
Выполняя

проекты,

учащиеся

на

собственном

опыте

должны

составить

представление о жизненном цикле изделий
- от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых
некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных,

отсутствует эталон решения.
Где б ы м ы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Компетентность -
новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.
Базовыми компетентностями современного человека являются:

информационная
(умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем, получать новую информацию); 
коммуникативная
(умение эффективно сотрудничать с другими людьми, в том числе, представляющими другую позицию или точку зрения); 
самоорганизация
(умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); 
самообразование
(готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Чему можно научить в рамках проектной деятельности в школе уже сейчас. В учебно-познавательной области:  конкретизировать задачу и разбивать на подзадачи ту, которую задает учитель,  формулировать цели и задачи собственной работы, при необходимости выстраивая дерево целей и дерево подзадач,  проводить экспериментальную работу (опыты) по методике заданной или согласованной с учителем,  повторять исторические (известные ученику) исследования ученых, проверяя и сопоставляя собственные результаты с известными, понимать причины расхождения с первоисточником исследования, это особенно важно на начальном этапе участия в проектных работах в школе, именно это дает начало развитию критического мышления,
 обрабатывать полученные экспериментальные данные, соотносить их с гипотезой исследования, имеющимися данными других источников, использовать компьютерные технологии для обработки экспериментальных данных,  делать аргументированные выводы,  повторять многократно один и тот же опыт и интерпретировать результат, если он различается от опыта к опыту,  понимать, что возможен отрицательный результат работы и это нормально, понимать, что отрицательный результат отсекает какую-либо ветвь исследования, которая оказалась тупиковой,  разбираться в специфике труда ученого, технолога, инженера, что поможет в дальнейшем в профориентации школьника. В информационной области:  уметь работать с научной литературой, подбирать материал и отсеивать лишнее, работать с научными источниками и оценивать степень доверия им,  соблюдать научную честность – правильно цитировать, не выдавать чужую работу за свою, сопоставлять, переосмысливать и перерабатывать уже известные факты,  вырабатывать и оптимизировать траектории поиска информации по заданной тематике, в том числе используя фонды зарубежных библиотек,  понимать, чем отличаются реферат, доклад, стендовый доклад, презентация и т.п., то есть формы, в которых выводится информация,  представлять полученные результаты на конференциях и в публикациях (для этого ученик должен освоить научный стиль изложения: просто, кратко, понятно и доказательно),  сворачивать информацию от более полной к краткой на основе выделения самого важного и отбрасывания второстепенного, что особенно важно при регламенте времени на доклад,  интерпретировать результат в разных формах представления: презентациях, докладах, стендовых докладах, экспонатах и т.п. При этом отрабатывается взаимосвязь и взаимодействие разных форм (например, что должно быть вынесено в презентацию, а что остается в докладе),  владеть информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). В области коммуникации:  работать одному и в коллективе, распределять работу между участниками по направлениям и видеть его как одно целое, понимать, что от качества твоей работы зависит общий результат,
 находить применение каждому участнику, в зависимости от его конкретных способностей, тяге к определенным видам деятельности – то есть каждому найти то место в проектной работе, где он будет наиболее востребован, наиболее эффективен, а, следовательно, сможет приносить наибольшую пользу и получать максимальное удовлетворение от работы,  работать с научными коллективами за пределами школы, использовать научно- практическую базу институтов,  знать способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми,  владеть различными социальными ролями,  уметь представить себя (самопрезентация), написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, слушать оппонента, вести дискуссию и др.
В области ценностно-смысловой:
o сформировать ценностные ориентиры ученика, o развить способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, o осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Требовать и ожидать от детей и их руководителей-учителей действительно новых научных идей и, тем более открытий, неверно, можно получить очередную профанацию и обратный результат. Работа же над проектами в самых разных областях знаний полезна, должна привить не только интерес к исследованиям и экспериментам, но и огромное уважение к труду ученых, технологов и инженеров. Классификация творческих проектных работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук
,
согласно методическим рекомендациям Департамента образования города Москвы, позволяет выделить следующие типы: 
Проблемно-реферативные
— творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие
сопоставление

данных

разных

источников
и на основе этого
собственную

трактовку
поставленной проблемы. 
Экспериментальные
— творческие работы, написанные
на основе выполнения

эксперимента
, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер,
предполагают

самостоятельную

трактовку

особенностей результата
в зависимости от изменения исходных условий. 
Н а т у р а л и с т и ч е с к и е

и описательные
— т в о р ч е с к и е р а б о т ы , направленные
на наблюдение

и качественное

описание

какого-либо

явления
. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является
отсутствие корректной методики исследования.


Исследовательские
— творческие работы, выполненные с
помощью корректной

с научной

точки

зрения

методики
, имеющие полученный с помощью этой методики
собственный

экспериментальный

материал,
на основании которого делается
анализ

и выводы

о характере

исследуемого

явления.

Особенностью

таких работ является непредопределенность результата,
который могут дать исследования.
В

ряде

источников

к

проектам

также

относили

игры

и

творческие

проекты

(экскурсии, газеты, видеофильмы и т.п.), однако, сейчас, в силу осознания научной

направленности проектной работы эти виды деятельности к проектам учащихся

относить не следует, так как они не имеют большой части обязательных элементов

и этапов проектирования.
Если выделить и сопоставить этапы работ, которые обучающиеся должны выполнить в процессе проектирования в зависимости от практической или теоретической значимости результата, то схемы выполнения проектов будут примерно следующие (см. рис.1).
Различный возраст учащихся
накладывает свои ограничения в проектной деятельности. Для учащихся ДОУ, начальной школы основной школы учителям следует планировать и выполнять не проекты, а отрабатывать определенные этапы проектирования (например, составление конспекта или подготовка доклада по теме, подготовка серии докладов по каждой точке зрения на определенную проблему и др.) или реализовывать формы подачи информации (подбор или создание иллюстративного ряда, доклад в стендовом исполнении и т . п . ) .
Анализ опыта выполнения проектных работ позволяет выявить ряд
типичных ошибок
, которые допускают педагоги при использовании этого метода:  объявление учащимся темы проекта или самостоятельная постановка задачи, вместо создания ситуации выявления значимой для учащихся проблемы или предложение перечня проектов, с предоставлением возможности учащимся сделать самостоятельный выбор;  предложение своих идей вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы;  предложение творческого задания для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;  восприятие творческой деятельности учащихся за учебную проектную работу;  представление реферата (доклада, систематизации знаний из различных источников) как проектной работы, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличие от реферата, представлен авторский
самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику;  всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс;  основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии учащихся, они должны быть "прожиты", а не только услышаны от учителя.
Проект
– работа, направленная на
разрешение конкретной проблемы
, на достижение оптимальным способом
заранее запланированного результата
. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но
только как способов
достижения результата. Проектирование опирается на определенные требования научного подхода, в частности в современной литературе выделены такие:  не принимать решения без анализа;  не считать метод проб и ошибок рациональным;  расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;  стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной связи и последовательности не наблюдается;  составлять мысленные макеты, модели, образы, схемы будущего объекта проектирования, максимально используя свои знания и воображение, и только затем переходить к изучению литературы и баз данных;  подходить к любому вопросу разносторонне и системно;  считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, цели;  учитывать, что принципиально новые решения часто воспринимаются как нереальные, фантастические или просто плохие. Попробуем разобраться, что же такое проектная деятельность в школе, каковы ее ключевые признаки и отличия от других видов деятельности, какие требования к ней предъявляют ся, какие ошибки наиболее типичны и как их избегать.
Обязательные признаки проектной деятельности:
o наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, результате;
 наличие этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), присущих исследованиям и проектированию в «большой науке»;  реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности, которые, в свою очередь, реализуются через защиту проекта перед заказчиком (если проект предполагал практический результат) или научным сообществом, например, на конференции.
ПРОЕКТ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

Наличием исходной проблемы
, которая должна мотивировать авторов на поиски решения. Для учащихся можно выделить:  мотивацию
по

результату
(обучающийся ориентирован на ре зультаты деятельности);  мотивацию
по

процессу
(обучающийся заинтересован самим процессом деятельности);  мотивацию
на оценку
(обучающийся заинтересован в получении хорошей оценки);  мотивацию
во

избежание

неприятностей
(обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.). Здесь определяется объектная область, объект и предмет исследования; осуществляется выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности, проводится изучение научной литературы и уточнение темы и, наконец, выдвигается гипотеза. 
Постановкой цели проектирования
. Этот этап самый сложный, так как именно от него наиболее зависит результат. Ошибка в постановке цели приведет к неверному результату. Существует много теорий правильной постановки целей проектирования. Один из самых распространённых и действенных способов, ныне применяемый и в образовательной сфере - это постановка “умных” (от англ. “smart”) целей, т.е. постановка целей с использованием
S.M.A.R.T. критериев
. Согласно этим критериям цель должна быть:  Конкретна (Specific) или, по другим источникам, жизнеспособна (Sustanible),  Измерима (Measurable),  Достижима (Achivable) или, по другим источникам, подотчетна (Accountible),  Ориентирована на результат (Result-oriented),  Соотносима с конкретным сроком (Timed).
Конкретность
означает, что все участники проекта должны однозначно понимать, над чем им предстоит работать. У вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи, по ходу изложения цели у других участников формируется свое представление. В
итоге может получиться, что вы по-разному представляете себе одну и ту же цель. То есть важно достичь однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате достижения цели. При этом цель должна быть
жизнеспособна
, значит, интересна, создавать мотивацию, быть для обучающегося перспективной в науке или практике.
Измеримость
означает, что у цели должны быть определены какие-то измеримые параметры, если этого не сделано, то будет невозможно определить, достигнут ли результат. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы его измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения.
Достижимость
означает, что цель должна быть обязательно реалистичной; участники проектирования должны обладать необходимыми для ее достижения ресурсами — временем, бюджетом, орудиями, квалификацией и т. д.). Здесь поясняется, за счет чего цель будет достигнута. Раз речь идет о ресурсах – их затраты обязательно должны быть подотчетны и указаны при оформлении проекта.
Ориентация на результат.
Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Решение всех поставленных для достижения цели задач должно привести именно к запланированному результату. При формулировке цели необходимо заранее определять, для чего необходимо её выполнение. В простейшем случае литературные источники рекомендуют задать цепочку вопросов: «Почему?». В самом конце этой цепочки должен быть примерно следующий ответ: «Потому, что именно это сделает меня счастливым». Если именно это получится, то Вы на правильном пути. Но в противном случае, если же в конце этой цепочки Вы окунулись в неопределенность, то возникает еще один вопрос: адействительно ли мне это надо? При данном варианте развития событий рекомендуется срочно что-то менять в формулировке самой цели. Проверку также можно сделать с помощью следующей цели, но эта цель также должна пройти тест по вопросам.
Соотнесение с конкретным сроком
означает, что любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении. 3.
Разработкой

плана

предстоящей

работы.
Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы, других источников, со сбором информации, возможно, с проведением различных исследований, анализом и обобщением полученных данных, формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способов ее решения. Здесь очень важно определить, кто какую работу будет выполнять, установить ответственность. Нужно так распределить работу, чтобы каждый член коллектива проектировщиков был
использован с максимальным эффектом и, значит,

п о л у ч и л

м а к с и м а л ь н о е

у д о в л е т в о р е н и е

о т

р а б о
ты.
РЕЗУЛЬТАТ проектной работы ОБЯЗАТЕЛЬНО должен содержать:

Проектный продукт,
отвечающий заданным целям. 
Письменный отчет о ходе работы по каждому из этапов,
начиная с определения проблемы проекта, все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления, анализируются собранная информация,
проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п., подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы работы (портфолио). 
Проведение

публичной

защиты

проекта.
Это обязательная ч а с т ь проектирования, в ходе которой автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы, так как она предполагает рефлексивную оценку автором своего труда и приобретенного опыта. Если проект коллективный, то каждый член коллектива должен отчитываться за свою часть работы.
Не должно быть учащихся, которые ни за что не отвечали и не имели

собственного фронта действий
.
Выполняя

проекты,

учащиеся

на

собственном

опыте

должны

составить

представление о жизненном цикле изделий
- от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых
некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных,

отсутствует эталон решения.
Где б ы м ы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Компетентность -
новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.
Базовыми компетентностями современного человека являются:

информационная
(умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем, получать новую информацию); 
коммуникативная
(умение эффективно сотрудничать с другими людьми, в том числе, представляющими другую позицию или точку зрения); 
самоорганизация
(умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); 
самообразование
(готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Чему можно научить в рамках проектной деятельности в школе уже сейчас. В учебно-познавательной области:  конкретизировать задачу и разбивать на подзадачи ту, которую задает учитель,  формулировать цели и задачи собственной работы, при необходимости выстраивая дерево целей и дерево подзадач,
 проводить экспериментальную работу (опыты) по методике заданной или согласованной с учителем,  повторять исторические (известные ученику) исследования ученых, проверяя и сопоставляя собственные результаты с известными, понимать причины расхождения с первоисточником исследования, это особенно важно на начальном этапе участия в проектных работах в школе, именно это дает начало развитию критического мышления,  обрабатывать полученные экспериментальные данные, соотносить их с гипотезой исследования, имеющимися данными других источников, использовать компьютерные технологии для обработки экспериментальных данных,  делать аргументированные выводы,  повторять многократно один и тот же опыт и интерпретировать результат, если он различается от опыта к опыту,  понимать, что возможен отрицательный результат работы и это нормально, понимать, что отрицательный результат отсекает какую-либо ветвь исследования, которая оказалась тупиковой,  разбираться в специфике труда ученого, технолога, инженера, что поможет в дальнейшем в профориентации школьника. В информационной области:  уметь работать с научной литературой, подбирать материал и отсеивать лишнее, работать с научными источниками и оценивать степень доверия им,  соблюдать научную честность – правильно цитировать, не выдавать чужую работу за свою, сопоставлять, переосмысливать и перерабатывать уже известные факты,  вырабатывать и оптимизировать траектории поиска информации по заданной тематике, в том числе используя фонды зарубежных библиотек,  понимать, чем отличаются реферат, доклад, стендовый доклад, презентация и т.п., то есть формы, в которых выводится информация,  представлять полученные результаты на конференциях и в публикациях (для этого ученик должен освоить научный стиль изложения: просто, кратко, понятно и доказательно),  сворачивать информацию от более полной к краткой на основе выделения самого важного и отбрасывания второстепенного, что особенно важно при регламенте времени на доклад,  интерпретировать результат в разных формах представления: презентациях, докладах, стендовых докладах, экспонатах и т.п. При этом отрабатывается взаимосвязь и взаимодействие разных форм (например, что должно быть вынесено в презентацию, а что остается в докладе),
 владеть информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). В области коммуникации:  работать одному и в коллективе, распределять работу между участниками по направлениям и видеть его как одно целое, понимать, что от качества твоей работы зависит общий результат,  находить применение каждому участнику, в зависимости от его конкретных способностей, тяге к определенным видам деятельности – то есть каждому найти то место в проектной работе, где он будет наиболее востребован, наиболее эффективен, а, следовательно, сможет приносить наибольшую пользу и получать максимальное удовлетворение от работы,  работать с научными коллективами за пределами школы, использовать научно- практическую базу институтов,  знать способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми,  владеть различными социальными ролями,  уметь представить себя (самопрезентация), написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, слушать оппонента, вести дискуссию и др.
В области ценностно-смысловой:
o сформировать ценностные ориентиры ученика, o развить способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, o осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Требовать и ожидать от детей и их руководителей-учителей действительно новых научных идей и, тем более открытий, неверно, можно получить очередную профанацию и обратный результат. Работа же над проектами в самых разных областях знаний полезна, должна привить не только интерес к исследованиям и экспериментам, но и огромное уважение к труду ученых, технологов и инженеров. Классификация творческих проектных работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук
,
согласно методическим рекомендациям Департамента образования города Москвы, позволяет выделить следующие типы: 
Проблемно-реферативные
— творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие
сопоставление

данных

разных

источников
и на основе этого
собственную

трактовку
поставленной проблемы.

Экспериментальные
— творческие работы, написанные
на основе выполнения

эксперимента
, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер,
предполагают

самостоятельную

трактовку

особенностей результата
в зависимости от изменения исходных условий. 
Н а т у р а л и с т и ч е с к и е

и описательные
— т в о р ч е с к и е р а б о т ы , направленные
на наблюдение

и качественное

описание

какого-либо

явления
. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является
отсутствие корректной методики исследования.

Исследовательские
— творческие работы, выполненные с
помощью корректной

с научной

точки

зрения

методики
, имеющие полученный с помощью этой методики
собственный

экспериментальный

материал,
на основании которого делается
анализ

и выводы

о характере

исследуемого

явления.

Особенностью

таких работ является непредопределенность результата,
который могут дать исследования.
В

ряде

источников

к

проектам

также

относили

игры

и

творческие

проекты

(экскурсии, газеты, видеофильмы и т.п.), однако, сейчас, в силу осознания научной

направленности проектной работы эти виды деятельности к проектам учащихся

относить не следует, так как они не имеют большой части обязательных элементов

и этапов проектирования.
Если выделить и сопоставить этапы работ, которые обучающиеся должны выполнить в процессе проектирования в зависимости от практической или теоретической значимости результата, то схемы выполнения проектов будут примерно следующие (см. рис.1).
Различный возраст учащихся
накладывает свои ограничения в проектной деятельности. Для учащихся начальной школы и 5-7 классов основной школы учителям следует планировать и выполнять не проекты, а отрабатывать определенные этапы проектирования (например, составление конспекта или подготовка доклада по теме, подготовка серии докладов по каждой точке зрения на определенную проблему и др.) или реализовывать формы подачи информации (подбор или создание иллюстративного ряда, д о к л а д в с т е н д о в о м и с п о л н е н и и и т . п . ) .
Анализ опыта выполнения проектных работ позволяет выявить ряд
типичных ошибок
, которые допускают педагоги при использовании этого метода:  объявление учащимся темы проекта или самостоятельная постановка задачи, вместо создания ситуации выявления значимой для учащихся проблемы или предложение перечня проектов, с предоставлением возможности учащимся сделать самостоятельный выбор;  предложение своих идей вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы;  предложение творческого задания для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;  восприятие творческой деятельности учащихся за учебную проектную работу;  представление реферата (доклада, систематизации знаний из различных источников) как проектной работы, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличие от реферата, представлен авторский
самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику;  всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс;  основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии учащихся, они должны быть "прожиты", а не только услышаны от учителя. В процессе представления результатов работы, а, обычно, эта составляющая проектной деятельности имеет вид презентации, проблемы следующие:  педагог и ученик обычно не видят разницы между текстом реферата или проекта и докладом на конференции и доклад становится простым прочтением этого текста,  доклады и презентации не синхронизированы во времени и не отрепетированы, ученик часто читает в докладе то, что уже показано на экране, то есть не понимает, зачем, и не умеет распределять информацию между докладом и презентацией,  ученик читает текст доклада, не отрываясь от бумаги, иногда путает или не может правильно прочитать ряд терминов, стоит задать вопрос или оторвать его от текста – теряется. Отбросим фактор только волнения ученика, а для этого просто нужны репетиции и достаточно свободное владение материалом
своего исследования
, что быстро можно исправить при тренажах. Но, если школьник выполнял работу не сам, просто «скачивал» чужую работу или работы, то это означает, что он пытается презентовать чужие мысли вместо своих, не осмысливая, что именно он презентует. Учащийся, если он
сам

провел

работу
с несколькими литературными источниками, творчески переработал их и получил
новый

интеллектуальный

продукт,
достаточно свободно излагает материал своими словами (конечно, при использовании сложных терминов, точности воспроизведения чисел, дат, фамилий, заглядывать в текст доклада – вполне нормально) и может четко определить свой вклад в работу.  боязнь получения, а, тем более, публичного освещения,
негативных

или

отрицательных

результатов
эксперимента и исследования, отсутствие акцентирования внимания на сложностях, возникающих при их проведении. В научной работе гипотезы совсем не всегда находят экспериментальное подтверждение и в литературных источниках часто, особенно на раннем этапе исследования, противников вашей точки зрения может оказаться больше, чем сторонников.
Это

нормально.
Не подтвердившаяся гипотеза отвергается, выдвигается новая и все повторяется сначала, на этом стояла и стоит наука. При этом школьник должен учиться объяснять причины возникновения неудач, аргументировано спорить с
оппонентами. Но школьный учитель привык, что
задачка должна

сходиться

с

ответом
из учебника, какой уж тут отрицательный результат.
Результат этой ошибки
– отторжение школьником самой мысли, что результат может не получиться или будет отличаться от ожидаемого, сведение к минимуму числа проверок полученного результата или вообще отсутствие таких проверок, отсутствие сомнений, и, как эпилог,
фальсификация результатов
. Вспомним, что при проведении лабораторных работ, если школе удалось их сохранить, а не заменить псевдо лабораторными работами на компьютере, редкий учитель заостряет внимание школьников на причинах неудач при проведении работы или низком качестве полученных результатов, если ход работы проведен в целом верно. А именно умение сомневаться в результате, потребность проверять и перепроверять его в разнообразных условиях отличает настоящего ученого и экспериментатора, двигает вперед научную мысль. В процессе представления результатов работы, а, обычно, эта составляющая проектной деятельности имеет вид презентации, проблемы следующие:  педагог и ученик обычно не видят разницы между текстом реферата или проекта и докладом на конференции и доклад становится простым прочтением этого текста,  доклады и презентации не синхронизированы во времени и не отрепетированы, ученик часто читает в докладе то, что уже показано на экране, то есть не понимает, зачем, и не умеет распределять информацию между докладом и презентацией,  ученик читает текст доклада, не отрываясь от бумаги, иногда путает или не может правильно прочитать ряд терминов, стоит задать вопрос
или оторвать его от текста – теряется. Отбросим фактор только волнения ученика, а для этого просто нужны репетиции и достаточно свободное владение материалом
своего исследования
, что быстро можно исправить при тренажах. Но, если школьник выполнял работу не сам, просто «скачивал» чужую работу или работы, то это означает, что он пытается презентовать чужие мысли вместо своих, не осмысливая, что именно он презентует. Учащийся, если он
сам

провел работу
с несколькими литературными источниками, творчески переработал их и получил
новый интеллектуальный

продукт,
достаточно свободно излагает материал своими словами (конечно, при использовании сложных терминов, точности воспроизведения чисел, дат, фамилий, заглядывать в текст доклада – вполне нормально) и может четко определить свой вклад в работу.  боязнь получения, а, тем более, публичного освещения,
негативных

или отрицательных результатов
эксперимента и исследования, отсутствие акцентирования внимания на сложностях, возникающих при их проведении. В научной работе гипотезы совсем не всегда находят экспериментальное подтверждение и в литературных источниках часто, особенно на раннем этапе исследования, противников вашей точки зрения может оказаться больше, чем сторонников.
Это нормально.
Не подтвердившаяся гипотеза отвергается, выдвигается новая и все повторяется сначала, на этом стояла и стоит наука. При этом школьник должен учиться объяснять причины возникновения неудач, аргументировано спорить с оппонентами. Но школьный учитель привык, что
задачка должна

сходиться с ответом
из учебника, какой уж тут отрицательный результат.
Результат этой ошибки
– отторжение школьником самой мысли, что результат может не получиться или будет отличаться от ожидаемого, сведение к минимуму числа проверок полученного результата или вообще отсутствие таких проверок, отсутствие сомнений, и, как эпилог,
фальсификация результатов
. Вспомним, что при проведении лабораторных работ, если школе удалось их сохранить, а не заменить псевдо лабораторными работами на компьютере, редкий учитель заостряет внимание школьников на причинах неудач при проведении работы или низком качестве полученных результатов, если ход работы проведен в целом верно. А именно умение сомневаться в результате, потребность проверять и перепроверять его в разнообразных условиях отличает настоящего ученого и экспериментатора, двигает вперед научную мысль.


В раздел образования