Автор: Луценко Наталья Николаевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ №30 Населённый пункт: п.вимовец, усть- лабинского района Наименование материала: конспект занятия Тема: знакомство с народным фольклором Раздел: дошкольное образование
Цель. Познакомить детей с народной, песней, хороводом, частушкой.
Музыкальный
репертуар. Русские народные песни "Ах, вы, сени", "Во саду ли, в
огороде", "Как у бабушки козел"; наигрыш на курском рожке "Тимоня", частушки; игра
"Никанориха гусей пасла"
Материал и оборудование. Куклы бибабо (дед и баба); ширма, оформленная как изба;
народный костюм для музыкального ка, руководителя; ленты на голову девочкам, "В
пояса для девочек и кушаки для мальчиков (по количеству детей).
Ход занятия
Музыкальный руководитель (встречает детей у входа в зал). Здравствуйте, дети!
Сегодня я приглашаю вас в страну русских на родных сказок. Нам нужно принарядиться
-девочки украсят головы лентами, мальчики повяжут кушаки, а я надену сарафан и
платок, вы Готовы? Теперь беритесь за руки и пойдем. Педагог под музыку "Ах, вы, сени"
сначала ведет детей в зал змейкой, после смены музыкальной фразы - по диагонали,
затем останавливается
Музыкальный руководитель. Представьте себе, что вам нужно открыть скрипучую
сказочную дверь. Какие звуки при этом бы получились?
Дети выполняют голосовые упражнения "скрипучая дверь”, "рисуем воздушный шар
голосом", "звукоподражания животным», упражнения для дыхания (см. приложение 1).
Вы так старались, что дверь в мир сказок открылась. Давайте войдем. (Проводит детей
в воображаемую дверь. Звучит аудиозапись наигрыша "Тимоня".) Это русская народная
плясовая. А вы умеете плясать? (Ответы детей.)
Педагог предлагает детям поучиться танцевать.
Показывает упражнения для ног
Затем учит детей кружиться в парах с разным положением рук: "крендельком",
"свечкой", "под локоток".
Музыкальный руководитель. Знаете ли вы, что такое частушки? Это маленькие
истории. Смысл этих историй отражен в их названиях - страдания, насмешки,
воображалки, дразнилки. Послушайте! (Поет.) Мы частушек много знаем И хороших, и
плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Музыкальный руководитель разучивает с детьми одну-две частушки
Занятие!.
Затем дети садятся полукругом перед ширмой, на которой
изображена изба (печка, лавки, стол и т.п).
Звучит аудиозапись "Во саду ли, в огороде".
Из-за ширмы появляются дед и баба (за них говорят воспитатели).
Баба. Ой, да к нам гости пожаловали! Дед, поздоровайся с ребятами.
Дед. Сейчас я с вами по русскому обычаю поздороваюсь.
Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, дедушка и бабушка. Мы
к вам в гости пришли. В костюмы нарядились, вокруг себя оборотились.
Хотим петь да плясать, себя людям показать! И сказку хотим
послушать.
Дед. Да какую же ребятам сказку рассказать, бабка?
Баба. Про нашу курочку Рябу расскажи.
Дед. Так это для самых маленьких. А они уж большие.
Музыкальный руководитель. Эту сказку мы и сами вам расскажем.
Ну что, дети, попробуем?
Театральный этюд «Сказка про курочку Рябу».
Дед. Здорово у вас получается.
Баба. У детей-то здорово, да вот у нас не очень. Они наши сказки
пришли послушать, а не нам показывать.
Дед. Давай-ка расскажем им сказку про нашего козла.
Баба. Не только расскажем, но и песенку споем, и в игру поиграем.
Музыкальный руководитель. Какую песенку?
Дед. А вот какую!
Берет маленькую балалайку, играет на ней (аудиозапись песни "Как у
бабушки козел").
Баба. Припев в этой песне простой - тыр-тыр-ты-ры-рыр! Ну-ка, все
вместе повторим: тыр-тыр-ты-ры-рыр! Мы с дедом еще раз споем
песенку, а вы подпевайте.
Исполняют песню, дети подпевают. Затем дед и баба предлагают
поиграть в игру "Никанориха гусей пасла" (проводится два-три
раза).
Музыкальный руководитель. Бабушка, дедушка, научите нас
хоровод водить.
Баба. Да с радостью! Вставайте в круг. Дедушка расскажет, как надо
танцевать.
Музыкальный руководитель и дети разучивают хороводный танец
на музыку "Во саду ли, в огороде".
Музыкальный руководитель. Пришла пора прощаться. Дети, вам
понравилось в гостях? До свидания, бабушка и дедушка, спасибо вам
за гостеприимство.
Дед. Приходите еще, ребятушки. Приносите в следующий раз с собой
по две деревянных ложечки.
Баба. А мамы пусть для этих ложечек сумочку сошьют. Да не простую,
а из разноцветных лоскутков.
Музыкальный руководитель. А что мы с ложками делать будем?
Неужели играть на них нас научите?
Дед. Научим, научим, и не только на ложках!
Баба. На трещотках, на дощечках и других народных инструментах.
До свидания.
Дети и музыкальный руководитель берутся за руки и под музыку
выходят в воображаемую дверь.
Музыкальный руководитель. Пора и нам расставаться. До свидания!
Домашнее задание. Детям - узнать у взрослых, какие частушки они
помнят и поют; выучить одну частушку и на занятии спеть. Родителям -
приготовить две деревянные ложки и сшить для них сумочку из
цветных лоскутков.
Цель. Закрепить пройденный материал. Учить детей овладевать
простыми дробями (элемент русской пляски) в сочетании с веселыми
частушками. Выучить песню "Мастерская".
Музыкальный репертуар. Русские народные песни "Мастерская", "Во
саду ли, в огороде", "Светит месяц", наигрыш на гуслях
Материал и оборудование. Народные музыкальные инструменты
(деревянные ложки, трещотки и др.).
Ход занятия
Музыкальный руководитель( встречает детей около зала,
здоровается с ними, ведет в зал и просит встать в круг).
Бегали, ходили, озорными были,
А вот встали мы в кружок,
Кто с тобой стоит, дружок?
Предлагает детям назвать имя своего соседа в уменьшительно-
ласкательной форме: Машенька, Коленька и т.д.
Музыкальный руководитель. Молодцы, всех запомнили. А к кому мы
в гости ходили, помните? Правильно, к бабушке и дедушке. Хотите
снова встретиться с ними? Тогда давайте вспомним, чему нас бабушка
и дедушка учили.
Дети вспоминают, что было на предыдущем занятии (закрепляется
умение исполнять хороводный танец под музыку "Во саду ли, в
огороде"). Педагог подводит детей к воображаемой сказочной двери,
предлагает вспомнить, как ее открыть (упражнения для голоса,
упражнения для пластики рук и ног по выбору музыкального
руководителя Дети и педагог, идя друг за другом взявшись за руки,
подходят к ширме.
На ширме появляются дед и баба.
Баба. Аи, люли, аи, люли, к нам ребятушки пришли. Здравствуйте! А
вы ложки принесли?
Дети здороваются и показывают мешочки с ложками.
Дед. Мы тоже приготовили для вас русские народные инструменты!
(Показывает.) Э вот дощечки. Сделаны они из разных пород дерева,
поэтому и звучат по-разному. Ну-ка попробуйте постучать. А вот
трещотка. Она разных пластинок делается. У меня еще одна есть, я ею
ворон на огороде пугаю. Послушайте, как трещит.
Занятие 2
Дед и баба учат детей играть на ложке дощечках, трещотке.
Музыкальный руководитель. Дедушка, а кто же изготавливает
такие
Занятие 3
Инструменты?
Дед, Мастера. Хотите, я вам про них пес ню спою? Сначала
послушайте, а когда второй раз петь буду, подпевать мне будете и на
инструментах играть.
Звучит аудиозапись песни "Мастерена (2-3 раза). Дети сначала
слушают, затем подпевают, потом сопровождают пение игрой на
ложках, дощечках, колокольцах.
Музыкальный руководитель. Да у нас, народный ансамбль
получился!'
Баба. Хотите настоящий народный ансамбль послушать и под музыку
поплясать Но сначала нужно вам научиться танцевать!
Музыкальный руководитель разучивав с детьми движения для рук и
ног
Затем все танцуют под музыку (аудиозапись русской народной
мелодии).
Баба. Какие вы молодцы!
Дед. Так хорошо и у меня давно не получалось.
Музыкальный руководитель. Дедушка, бабушка, научите нас играть
в какую-нибудь новую игру.
Дед. Давай научим ребят играть в мою любимую игру.
Баба. Это какую же? Ворота?
Дед. Золотые ворота. Вставайте в круг, ты (обращается к педагогу),
молодка, берет самого большого смышленыша за руки. Золотые
ворота. (Педагог и ребенок встают лицо друг к другу, взявшись за
руки и подняв их вверх.) Вы, ребята, в эти ворота проходит! А мы с
бабкой петь будем (поют);
В золотые ворота проходите, господа,
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Музыкальный руководитель разучивает с детьми игру "Золотые
ворота",
Музыкальный руководитель. Спасибо вам, дедушка и бабушка.
Нам у вас очень понравилось! А сейчас пора домой. Дед. Приходите
еще, мы вам будем рады! Баба. Доброго вам здоровья! Домашнее
задание. Изготовить шумовые инструменты из бросового материала.
Цель. Продолжать закреплять выученный ранее музыкальный
материал. Учить детей свободно двигаться в народных костюмах
(играть, плясать). Готовиться к фольклорному празднику.
Предварительная работа. Разучивание хороводного танца "Посею
лебеду на берегу".
Музыкальный репертуар: Русские народные песни "Посею лебеду на
берегу", "Ах, вы, сени", "Мастерская", "Светит месяц"; мелодия "Ах, ты,
береза". Игры "Золотые ворота", "Пошла коза по лесу", "Вася-
утеночек", "Никанориха гусей пасла".
Материал и оборудование. Русские народные инструменты и
костюмы (для педагогов и детей).
Ход занятия
Музыкальный руководитель в русском народном костюме встречает
детей, которые тоже одеты в костюмы. Под песню "Посею лебеду
на берегу" (если есть возможность, лучше исполнять песню на
баяне, аккордеоне или балалайке, а не использовать аудиозапись;
нельзя исполнять на фортепиано) все входят в зал. Первым идет
музыкальный руководитель, за ним дети, последним входит
воспитатель, тоже в народном костюме.
Детям дается время освоиться со своими костюмами. Они
рассматривают их, садятся, кружатся и т.д.
Музыкальный руководитель. Я вижу, вам нравятся ваши костюмы.
Давайте посмотрим, удобно ли вам будет в них играть.
Проводятся игры.
Затем педагог предлагает детям вспомнить, как исполняется
ранее разученный хоровод "Посею лебеду на берегу". Уточняются
детали поворота корпуса, движения головы и рук, хлопки,
отрабатывается четкий ритмический рисунок хлопков, плавный
проход с притопом по кругу.
Музыкальный руководитель. Сейчас мы с вами попробуем ходить
парами под музыку. Вот первая пара - Маша и Паша. Под музыку
(русская народная мелодия "Ах, ты, береза ) они, взявшись под руки,
пойдут по залу. Затем пригласят другую пару. Кого вы хотите
пригласить? (Маша приглашает Алешу, а Паша Олю.) Вот уже две
пары у нас гуляют под музыку. (Таким же образом все дети образуют
пары.)
Музыкальный руководитель. Скоро у нас состоится фольклорный
праздник. Нам нужно к нему подготовиться - научиться хорошо
танцевать и играть на народных инструментах. Возьмите их. Тех, у кого
трещотки и дощечки, попрошу сесть вместе. Дети, которые играют на
ложках, сядут в разных местах зала. Отдельно сядут те, кто на
празднике будет играть на свистульках.
Занятие 3
Дети исполняют на музыкальных инструментах "Ах, вы, сени",
"Мастерская". Педагог следит за тем, чтобы все одновременно
вступали, точно исполняли партию трещоток и дощечек.
Музыкальный руководитель. А теперь давайте повторим ваши
частушки и пританцовки к ним.
Закрепляются умения исполнять частушки, выходить на частушку и
сменять на месте партнера.
В конце занятия проводится беседа с детьми и родителями: как
будет проходить праздник, как они должны быть одеты, что нужно
принести и что с детьми выучить. Обговариваются детали