"Реализация проектной технологии при изучении английского языка в колледже"
Автор: Кутикова Наталья Андреевна Должность: преподаватель английского языка Учебное заведение: КГБ ПОУ "Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж" Населённый пункт: г.Находка, Приморский край Наименование материала: статья Тема: "Реализация проектной технологии при изучении английского языка в колледже" Раздел: среднее профессиональное
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КОЛЛЕДЖЕ
Кутикова Наталья Андреевна,
преподаватель,
КГБ ПОУ «НГГПК»,
г. Находка
Отличительной
особенностью
Федерального
государственного
образовательного Стандарта является его направленность на обеспечение
перехода
в
образовании
к
стратегии
социального
проектирования
и
конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих
способностей обучающихся, раскрытию их возможностей, подготовке к
жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного
подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
В качестве основных ориентиров для построения содержания образования
ФГОС
выделяет
обобщенные
способы
познавательной
и
практической
деятельности, подчеркивая особую роль проектной работы.
Метод
проектов
–
это
система
учебно-познавательных
приёмов,
которые
позволяют
решить
ту
или
иную
проблему
в
результате
самостоятельных
и
коллективных
действий
учащихся
и
обязательной
презентации
результатов
их
работы.
Этот
метод
ориентирован
на
самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или
групповую,
которую
учащиеся
выполняют
в
течение
определенного
отрезка времени.
При изучении иностранного языка мы обучаем способам речевой
деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как
одной
из
о сновных
целей
обучения
ино ст ранному
я з ы к у.
Коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе
лингвистической
компетенции
определенного
уровня.
Однако,
целью
обучения является не система языка, а иноязычная речевая деятельность
как средство межкультурного взаимодействия. Язык - элемент культуры, он
функционирует
в
рамках
определенной
культуры,
следовательно,
мы
должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями
функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости
формирования
страноведческой
компетенции.
Предметом
речевой
деятельности
является
мысль.
Язык
же
-
средство
формирования
и
формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:
−
для формирования лингвистической компетенции, необходима
активная устная практика для каждого студента группы;
−
для формирования у студентов коммуникативной компетенции
вне
языкового
окружения,
недостаточно
насытить
занятия
условно-
коммуникативными
или
коммуникативными упражнениями.
В
центре
внимания должна быть мысль, а язык выступает в своей прямой функции -
формирования и формулирования этих мыслей.
Чтобы студенты воспринимали язык как средство межкультурного
взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой
тематикой, что, разумеется, важно. Необходимо искать способы включения
их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать
особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как
общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями,
среди которых главными являются следующие:
−
использование языка в ситуациях, максимально приближенных
к условиям реального общения;
−
акцент
на
с амо стоя тельной
работе
о бу ч а ю щ и хс я
(индивидуальной и групповой);
выбор темы, вызывающей большой
интерес
для
учащихся
и
непосредственно
связанной
с
условиями,
в
которых выполняется проект;
−
о т б о р
я з ы ко в о г о
м а т е р и а л а ,
в и д о в
з а д а н и й
и
последовательности
работы
в
соответствии
с
темой
и
целью
проекта;
наглядное представление результата.
Основная задача педагога в обучении английскому языку
заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на
творческую мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего
оформления
владения
определенными
языковыми
средствами.
На уроках при работе над проектами чаще всего используют работу в
паре или в группах (от 3 до 5 человек) в зависимости от темы. Это
способствует
развитию
учебно-социальных
навыков,
которые
крайне
важны
в
современной
жизни.
Метод
проектов
позволяет
развивать
одновременно
все
четыре
основные
умения:
аудирование,
говорение,
письмо и чтение.
Каждый проект - это результат большой и трудной работы
студентов. В своей работе я часто использую разнообразные электронные
ресурсы: мультимедийные программы, материалы, найденные в Интернет,
интерактивные
тесты
и
др.
Они
делают
уроки
разнообразными
и
интересными,
учат
студентов
пользоваться
различными
новыми
технологиями. В
любом
случае
результатом
выполненных
проектов
должны
быть
оформленные
материалы:
видеофильмы,
презентации,
альбомы, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах и
т.д.
Главной трудностью такого вида работы является противоречие
между жизненным опытом студента и его ограниченными возможностями
при
описании
событий
и
изложении
фактов
на
иностранном
языке,
с
другой. Выход из положения состоит в оптимальном применении принципа
повторяемости и вариативности. Студенты ведут записи лексического и
грамматического
материала,
необходимого
для
презентации
проекта,
в
своеобразном
дневнике. Форма
заполнения
дневника
должна
быть
достаточно
стабильной
и
единообразной.
Это
придает
действиям
повторяющийся характер, а самому студенту - уверенность при ведении
дневниковых
записей.
В
распоряжении
студента
должен
находиться
достаточно обширный набор выражений и фраз, которые можно было бы
привлечь
для
заполнения
дневника,
для
адекватного
описания
своей
деятельности .
Для
того,
чтобы
обеспечить
студента
языковым
материалом
для
справок, далее предлагаем нужный ему лексический материал. Однако его
недостаточно для тех ситуаций, которые студентам захочется отразить в
своих записях. Поэтому работа с дневником должна стимулировать умение
и потребность работать со словарями, прежде всего с русско-английским.
Также в процессе изучения английского языка
используются связи с
другими
учебными
предметами,
изучаемыми
студентами
в
колледже:
русским языком и литературой, историей, экономикой, экологией и др.
Наблюдая
за
студентами,
можно
отметить,
что
проектная
работа
способствует
укреплению
языковой
и
речевой
базы,
развитию
коммуникативных умении и межкультурной компетенции. Студенты в ходе
совместной деятельности учатся пользоваться приобретенными знаниями
для
решения
различных
познавательных
задач,
развивают
творческие
умения и нестандартное мышление. В качестве примера можно привести
Открытый урок по теме "Российская Федерация" в группе 121 в 2013-2014
учебном году ,во время которого
студенты защитили свои проекты на
английском языке по темам "Общие сведения о Российской Федерации",
"Москва", "Города Приморского края" и др. С этим проектом я принимала
участие
в V
Международном
конкурсе
учителей
"Я
иду
на
урок",
организованном
Центром
научной
мысли,
28.02.15,
Россия,
Таганрог,
заняла
1
место
и
получила
диплом
за
разработку
открытого
урока
"Российская Федерация". Эта методическая разработка была опубликована
на образовательном интернет-ресурсе "Учительский сайт", свидетельство
№ 045189 от 07.03. 2015.
Метод
проектов
активно
используется
и
при
организации
внеклассных
мероприятий.
Так,
в
апреле
2014
было
подготовлено
открытое внеклассное мероприятие "450-летний юбилей В.Шекспира". С
этой
методической
разработкой
я
участвовала
в I
Международном
конкурсе учителей "Педагогический поиск", организованном « Центром
научной
мысли»
г.Таганрог,
Россия.
30.06.14г.
и
заняла
II-место
в
номинации
«Внеклассное
мероприятие»,
получила
медаль
и
соответствующий
диплом. Кроме того, авторский материал "Разработка
внеклассного мероприятия
по английскому языку, посвященному 450-
летию
со
дня
рождения
В.Шекспира"
был
опубликован
на
странице
интернет-проекта "Копилка уроков - сайт для учителей", свидетельство
№108543 от 26.06.2014 года.
Основываясь на своем опыте,
могу с уверенностью сказать, что
тематика
проектов
может
касаться
какого-то
теоретического
вопроса
программы
с
целью
углубить
знания
отдельных
студентов
по
этому
вопросу
и
дифференцировать
процесс
обучения.
Чаще,
однако,
темы
проектов
относятся
к
какому-то
сложному
вопросу,
актуальному
для
практической
жизни
и
вместе
с
тем
требующему
привлечения
знаний
студентов не по одному предмету, а из разных областей, их творческого
мышления, исследовательских навыков. Таким образом, происходит вполне
естественно интеграция знаний. В качестве примера
можно привести
участие студентов группы 1031 "Сварочное производство", где я являюсь
куратором,
в
краевой
студенческой
научно-практической
конференции
«Наш дом – Приморье!» 20 октября 2015 года. Они подготовили проекты
"Этапы освоения и развития Дальнего Востока и Приморья" и "Из истории
переселения украинцев на Дальний восток и Приморье".
Как мы видим, проектная технология может использоваться как в
учебной,
так
и
во
внеклассной
работе,
она
может
выполнять
как
образовательную, так и воспитательную функцию. Проектная технология
повышает
мотивацию
студентов
при
изучении
английского
языка:
на
протяжении
нескольких
лет
они
активно
участвуют
в
различных
международных дистанционных олимпиадах и конкурсах. Только в этом
учебном
году
в
таких
олимпиадах
участвовало
20
человек.
Студенты
заняли 1 первое место, 1 второе и 3 третьих места, получив 5 дипломов и
15 сертификатов участника.
В заключение хотелось бы сделать вывод, что методика проектной
деятельности позволяет реализовывать не только образовательные задачи,
стоящие
передо
мною
как
преподавателем
иностранного
языка,
но
и
воспитательные, которые я решаю как куратор группы. Таким образом, в
процессе проектной деятельности расширяется образовательный кругозор
обучающихся,
возрастает
стойкий
познавательный
интерес
к
предмету,
формируется исследовательский навык. Выпускник колледжа, имеющий
опыт
такой
деятельности,
способен
занять
определенную
жизненную
позицию при оценке любой социальной ситуации.