"Эмоциональная устойчивость педагога в стрессовой ситуации"
Автор: Россейкина Рамиля Рахимьяновна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Эмоциональная устойчивость педагога в стрессовой ситуации" Раздел: полное образование
Тема: «Эмоциональная устойчивость педагога в стрессовой ситуации»
«… нам дарует радость не то, что окружает,
а наше отношение к окружающему »
Ф.Ларошфуко
Мастер - класс педагога психолога в рамках городской научно-практической конференции
«Психологическое сопровождение личностного развития педагогических работников в свете
профессиональных стандартов (требований).
Подготовила и провела: Россейкина Рамиля Рахимьяновна педагог-психолог МБОУ СОШ №6.
Цель: помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе,
определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей,
переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния
стрессовым ситуациям. Профилактика конфликтов в сфере взаимодействий «учитель-ученик».
Задач тренинга:
научиться действовать в условиях стресса, не теряя способностей концентрировать
внимание на проблеме;
формированию готовности к напряженным ситуациям педагогической деятельности;
способствовать развитие навыков анализа и решения проблемных педагогических
ситуаций;
способствовать моделированию соответствующих форм поведения;
формирование восприятие конфликтной ситуации как творческой задачи, переосмысление
собственной позиции и внутренней перестройки;
Многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов
эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций. Все это
негативно сказывается на профессиональной деятельности, здоровье педагога и благополучии
детей. Поэтому педагогу важно знать «насколько терпеливым и настойчивым он является при
осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание в
стрессовых ситуациях...».
Занятие, которое мы предлагаем, способствует освобождению эмоциональной напряженности,
приобретению уверенности в собственных силах. Во время занятия будут использованы
инновационные технологии, благодаря которым у педагогов будут сформированы умения, навыки
поведения в стрессовых ситуациях.
СЛАЙД 1.
1.
Упражнение на знакомство.
Ведущий всех приглашает сесть в круг.
- Здравствуйте, уважаемые педагоги! Давайте поприветствуем, друг друга, расскажем о себе,
нужно назвать свое имя, место работы, занимаемую должность.
Ведущий называет тему занятия « Эмоциональная устойчивость педагога в стрессовой ситуации».
Предлагает всем участникам ответить на вопрос, как они считают, насколько актуальна данная
тема для них?
Что могут сказать все присутствующие о стрессе, что это? О феномене «устойчивость»?
2.СЛАЙД (про устойчивость)
(В русском словаре и в словарях других стран феномен «устойчивость» означает «стабильный,
стойкий, равновесие». В словаре А. Ребера понимается как характеристика индивида, поведение
которого относительно надежно и последовательно к: умение владеть собой в психологически
напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях, быстро оценивать сложные ситуации и
принимать наиболее адекватные решения).
2.
Упражнение «Список качеств»
Ведущий раздает списки, с профессиональными качествами педагогов, каждому участнику, и
просит их выбрать из этого списка 5 качеств, которые, по их мнению, необходимы в стрессовых
ситуациях. После выполнения упражнения всем предлагают отложить свои списки, по ним будет
проведена работа в следующем упражнении.
3.
Основное упражнение «Эмоциональная устойчивость педагога в стрессовой ситуации».
1.ВИДЕОСЮЖЕТ об учителе (до момента, когда учащиеся успокаивают своего товарища)
Просмотр видеосюжета из программы новостей центрального телевидения, в котором ученик
колледжа ударил 86 летнего педагога.
Ведущий предлагает всем ответить на вопросы:
Какие чувства все испытали во время просмотра отрывка из видеосюжета?
Какая стояла обстановка, в самых первых минутах?
Что в это время, по их мнению, чувствовал учитель?
Какие эмоции они увидели по его внешним признакам? (его голос, тон, движения)
Что они увидели в целом? К чему все это привело? Можно ли было всего этого избежать? Как?
(ответы участников).
Работа со списками качеств педагога. Ведущий предлагает всем разделиться на две группы, на
«1,2». Участникам, в своих группах, нужно объединить все качества в один, далее выбрать одного
представителя для обмена списками. Каждой группе дописать в список те качества, которые были
у них.
Когда работа завершилась, ведущий предлагает всем занять свои места.
Одного из участников просят зачитать общий список качеств, который получился в результате
совместной работы.
Обсуждение . Ведущий спрашивает у всех присутствующих, было ли сложно сделать выбор? Если
да, то почему? Высказаться по выбранным качествам. Вернуться к видеосюжету, на их взгляд, из
их списка качества помогли бы педагогу выйти из стрессовой ситуации?
2. ВИДЕОСЮЖЕТ
Всем предлагают просмотр второго видеосюжета из «Ералаша» (№46 «40 чертей и одна зеленая
муха», в главной роли Геннадий Хазанов).
3. СЛАЙД с качествами
Обсуждение, вопросы к участникам: Какие эмоции вы испытали после просмотра этого
видеосюжета? Какая атмосфера стояла в самом начале киносюжета? Что чувствовал главный
герой, какие качества вы увидели в его поведении? Что произошло потом? Опишите. Какие
профессиональные качества, у педагога, вы увидели в этой части? Чем закончилось? Какая
атмосфера стояла в конце? Осталось ли напряжение в классе? Кем стал учитель для учащихся?
Есть ли все те качества, которые вы увидели в поведении учителя, в вашем списке, если нет, то
хотели бы дополнить? (ответы участников).
Подведение итога по теме:
Ведущий: - есть такое мнение, что стрессоустойчивость – это отсутствие реакции на стресс.
Давайте вернемся к 1 видеосюжету, представим картину урока - во время которого все учащиеся
заняты своими делами (разговаривают, сидят с телефонами, один спит, в наушниках), для учителя
эта обстановка является стрессовой? (ответы участников). Учитель, не обращает внимание, на то,
что вокруг него происходит, продолжает, говорит по теме урока. Можем мы сказать, что он
стрессовоустойчивый?
- Итак, что же означает феномен «стрессовоустойчивость»? (ответы участников).
4.СЛАЙД
Стрессоустойчивость – это не отсутствие реакции, а правильное завершение стресса.
Умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения,
проявляя выдержку и такт, определяется совокупностью личностных качеств.
На сегодняшнем нашем мероприятии мы вместе отметили эти качества. Как вы считаете эти
качества врожденные или приобретенные? Можно ли их выработать, тренировать? (ответы
участников).
Выработать и развить качества, которые способствуют устойчивость учителя к стрессам,
можно, путем ежедневных тренировок, а также пробовать использовать их в своей ежедневной
профессиональной деятельности.
Завершение занятия.
Ведущий всех благодарит за активность, проявление интереса к теме занятия. Дарит всем памятки,
с рекомендациями, на последней страничке которого нарисовано солнышко, и просит всех, на его
середине, написать свое имя и пустить по кругу, все присутствующие на лучиках солнышка пишут
пожелания друг другу.
5.СЛАЙД
4.
В заключении упражнение « Пирог « Счастье мое»
Ведущий: - В заключении я хочу Вам подарить рецепт пирога «Счастье мое».
Для приготовления, которого, вам потребуются « ингредиенты»:
ваша улыбка, радость, тепло души, радуга, солнца, голубого неба, благополучия, доброты,
щебета птиц.
Вначале замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло
души. В больших пропорциях добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба.
Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте
маленькими кусочками и угощайте всех.
Будьте
Все здоровы!
5.
Упражнение «Обратная связь»
Всех просят заполнить анкету.