Напоминание

Текст.Признаки текста. Урок в 10 классе


Автор: Тармакова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СШ №8
Населённый пункт: г.Бор Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Текст.Признаки текста. Урок в 10 классе
Раздел: полное образование





Назад




Разработка урока русского языка в 10 классе (УМК А.И.Власенков, Л.М.Рыбченоква) Подготовила Тармакова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СШ №8 Г.Бор Нижегородской области Тема:
Текст. Признаки текста. Закономерности построения текста.

Цель:
умение строить текст по его признакам
Задачи:
1) связывать предложения в тексте смысловой связью 2) выдерживать в тексте композиционное единство: начало, основную часть и заключение 3) соединять предложения и части текста с помощью грамматической связи: цепной параллельной Оборудование: раздаточный материал (рабочие листы)
Ход урока

1.

Актуализация знаний. Комплексное повторение ранее изученного.

1)Терминологический диктант

1)
Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание (анафора)
2)
Одинаковое синтаксическое построение соседних конструкций (параллелизм)
3)
Резкое противопоставление понятий, образов, мыслей (антитеза)
4)
Фигура, близкая к антитезе, соединение двух противоположных друг другу понятий в едином высказывании (оксюморон)
5)
Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) предыдущее (градация)
6)
Изменение обычного порядка слов (инверсия)
7)
Особое членение текста, при котором части одного предложения оформляются как несколько самостоятельных предложений для придания фразе большей выразительности (парцелляция)
8)
Намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося (эллипсис)
9)
Яркое определение, признак предмета, выражаемый обычно именем прилагательным (
эпитет)

10)
Образное словоупотребление, основанное на преувеличении
(гипербола
) 2)
Орфоэпическая разминка
. Спишите слова, расставьте в них ударение.
А
вгустовский, агрон
о
мия, алког
о
ль, апостр
о
ф, в
е
рба, диспанс
е
р, катал
о
г, вероиспов
е
дание, зак
у
порить, запломбиров
а
ть, лом
о
ть, исч
е
рпать, водопров
о
д, дрем
о
та, сл
и
вовый, зубч
а
тый. Проверка: два учащихся (эксперты) проверяют у двух учащихся, учитель проверяет ещё одного учащегося, остальные проверяют по слайдам. Комментирование оценок. 3)
Синтаксическая разминка. Запишите предложение, объясните постановку

запятых, составьте схему, укажите тип СП.
Говорят, что доброта лечит от одиночества, и, когда я поселился в деревне, мне представилась возможность убедиться в этом.
2.Формулировка темы и целей урока.

Задание. Прочитайте предложения.
1
Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, - чрезвычайно твёрдые камни. Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. Например, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой. - К какой единице синтаксиса относится данная запись? (Это текст) - Какова тема урока? ( Текст. Признаки текста. Закономерности построения текста) - Каковы цели урока? (повторить сведения о тексте и его строении; совершенствовать навыки построения текста) - Докажите, что данная запись – это текст. Выполните задание:
3.Актуализация знаний о тексте
Фронтальный опрос. -
Что такое текст?
( Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.) -
Каковы основные признаки текста?
(Основные признаки текста: 1) тематическое и композиционное единство его частей 2) наличие грамматической связи между частями 3) смысловая цельность 4) относительная законченность) -
Какие вы знаете типы связи между предложениями и частями текста?
(Главное в цепной связи - повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются. Особенности: одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми формами, иногда повторением первого слова предложений.)
2.

Практическая работа.

1) Индивидуальная работа с карточкой 2 варианта (групповая работа)

1 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
(1)... (2)Однако начитанность, эрудиция не гарантия успеха, а иногда даже помеха в исследовательской работе. (3)Пётр Леонидович Капица, возглавлявший Институт физических проблем, советовал своим сотрудникам не лазать по библиотечным полкам в поисках путей для решения новых проблем. (4)... надо самому постараться найти верный путь, а потом уж изучать литературу по истории вопроса. (5)Такие наставления редко слышат ученики от своих учителей. (6)Капица слышал их от Резерфорда, когда работал под его руководством в Кембридже, Резерфорд – от Томсона. 1. Какая фраза должна быть первой в этом тексте? 1) Пётр Леонидович Капица, как и его учитель Резерфорд, обладал необузданной энергией и богатым воображением. 2) В книгах часто люди, обладающие здравым смыслом, умеющие рассчитывать, противопоставляются учёным-мечтателям. 3) Бесспорно, учёный должен быть хорошо осведомлён о том, что сделано в науке, чтобы не «изобретать велосипед». 4) Дух новаторства витал в лабораториях физиков, исследующих атом. 5) 2
2. Каким словом или сочетанием может начинаться предложение 4? 1) И всё-таки 2) Он считал, что 3) Поэтому 4) Существует мнение, что 3. Какое предложение является односоставным или включает в себя односоставное предложение? 1)5 2)2 3)6 4)4 4. Какая характеристика соответствует предложению 6? 1) сложноподчинённое 2) сложное бессоюзное 3) сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью 4) простое с однородными членами 5. Какие местоимения употреблены в предложении 6? 1) личное (их) и притяжательное (его) 2) оба местоимения (их и его) личные 3) оба местоимения (их и его) притяжательные 4) притяжательное (их) и личное (его)
2 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1-6.
(1)… (2) Астрологи прошлого во многом заблуждались, ими руководила ложная цель, на осуществлении которой и сосредоточивались их усилия. (3)Однако «у себя» в XIV-XVI веках, даже в XVII столетии, они, как правило, не унижались до обмана, искажения фактов и тому подобных действий, обычно сопровождающих лженауку. (4)... ими получено немало ценных сведений. (5)Но со временем астрология во многом растеряла лучшие позиции, превратившись в лжеучение, ставшее тормозом развития знаний. 1. Какая фраза должна быть первой в данном тексте? 1) В чём отличие астрологии от астрономии? 2) Астрологию часто несправедливо называют лженаукой. 3) Можно ли считать астрологию наукой? 4) Между истинной наукой и лженаукой не может быть ничего общего. 2. Какое слово или сочетание пропущено в начале предложения 4? 1) тем не менее 2) между тем 3) итак, 4) более того 3. Укажите верное утверждение. 1) Все предложения 2-5, включая части сложного, являются двусоставными. 2) Одна из частей предложения 2 является односоставным предложением, остальные предложения двусоставные. 3) Предложение 3 включает в себя односоставное, остальные предложения двусоставные. 4) Предложение 4 односоставное, остальные предложения двусоставные. 4. Какая характеристика соответствует предложению 2? 1) сложноподчинённое 3
2) сложное бессоюзное 3) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями предложения 4) сложное со всеми видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной 5. Определите части речи, к которой принадлежит слово ПРОШЛОГО из предложения 2. 1) действительное причастие 2) страдательное причастие 3) прилагательное 4) существительное (прилагательное, перешедшее в существительное) 6. Какое слово синонимично прилагательному ЛОЖНЫЙ, употреблённому в предложении 2? 1) фальшивый 2) ошибочный 3) лживый 4) несправедливый
Проверка. Выступление групп, комментарий к выполнению заданий.

2) Коллективная работа выполнение упр. 284 (Учебник Русский язык 10-11 кл. Авт.

А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова)

3. Подведение итогов.
- Назовите признаки текста. - Какие вы знаете два способа связи предложений в тексте? (цепная и параллельная) - В чём особенности цепной и параллельной связи предложений в тексе? Домашнее задание: Упр.286, стр. 144-148 (выучить теоретический материал)
Источники:
1.И.В.Золотарёва, А.П.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку к УМК А.И.Власенкова.10 класс. М.: ВАКО, 2010. 2.В.В.Бабайцева. Русский язык 10-11 классы. М.: Дрофа.2008. 3. Н.А.Сенина. Подготовка к ЕГЭ. Легион, 2011. 4. Е.М.Ткаченко, Е.О.Воскресенская.Неделя за неделей. ЕГЭ Русский язык. Пошаговая подготовка. -Эксмо. Москва 2015. 4
5


В раздел образования