Напоминание

Основы построения индивидуального образовательного маршрута


Автор: Хромова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 73
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Основы построения индивидуального образовательного маршрута
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА ДОУ Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 73 Хромова Наталья Евгеньевна 1
Одним из условий эффективной интеграции детей с тяжелыми речевыми нарушениями в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении и обеспечении детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощью с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей . В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения( музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья. Закон об образовании в Российской Федерации (Глава 7 статья 64) : Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника. В официальных документах:  « «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 года;  методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13; подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов коррекционного, дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности. 2
Одним из решений данной задачи является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.
Термин «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.

получил распространение в связи с концепцией адаптивной школы,

разработанной Е.А. Ямбургом.

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь

реализации личностного потенциала воспитанника в образовании:

интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного,

нравственно-духовного.

Н.В.Смирнова
Поскольку индивидуальный образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника ( состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень освоения программного материала)
необходимо создать документ, отражающий все

вышеперечисленные параметры и главное – показать взаимодействие

всех специалистов на всех этапах развития ребенка по различным

областям. Именно это и оказывается самым сложным.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

дошкольника с нарушениями речи
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта
цель – выявление и обобщение в одном документе

индивидуальных

психофизических,

личностных

особенностей

ребенка,

уровня

его

психического

развития,

усвоения

программного

материала

и

создание

на

основе

этого



его

индивидуальной

программы

развития

в

рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

То есть разговор идет не о

наборе документов, собранных на

одного

воспитанника,

а

о

едином

документе,

в

котором

было

бы

видно

взаимодействие

сотрудников

ДОУ

в

решении

конкретных

проблем

конкретного

воспитанника

по

основным

направлениям

развития

познавательно-речевое, социально-личностное, физическое .
Основой для выстраивания ИОМ является обследование. С него и начинается построение этого документа. 3
Образовательной программой нашего ДОУ утвержден обследование воспитанников - в сентябре и мониторинг их развития в мае. Основой для логопедического обследования является Протокол ПМПК, с которым поступает ребенок в ДОУ, речевая карта, рекомендованная Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Уровни речевого развития уточняются и подтверждаются балловой методикой М.В. Акименко («Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями»,изд. «Феникс», 2011) Результаты логопедического и психолого-педагогического мониторинга обсуждаются на педагогическом совещании ДОУ с участием логопеда, психолога, музыкального руководителя и медицинского работника, где выстраиваются возможные варианты совместного решения тех или иных коррекционных задач. Периодичность таких совещаний зависит от конкретной ситуации Каждый из специалистов разрабатывает свою часть индивидуального маршрута конкретного воспитанника ( так называемый перспективный план развития ребенка) , после чего старший воспитатель сводит все документы в единую таблицу. Цель такого документа – показать, как каждая конкретная задача ( речевая, психолого-педагогическая и т.д.) решается совместно всеми ( по возможности) специалистами ДОУ. Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута можно представить следующим образом: 1) целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); 2) содержательный (обоснование структуры и отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в ДОУ, в т.ч. программ дополнительного образования, их систематизация и группировка, установление взаимосвязи с другими занятиями, то есть разработка содержания ИОМ); 3) технологический (определение используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания); 4) диагностический (определение системы диагностического сопровождения); 5) организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей). 6) результативный (обсуждение результатов и корректировка, формулировка ожидаемого результата). Способ построения ИОМ ребенка-логопата, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении 4
определенного времени, то есть носить пролонгированный характер (в нашем случае – на протяжении коррекционного обучения по специальной программе). Какова же форма составления индивидуального коррекционно- образовательного маршрута? Она бывает различна. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; ИОМ в виде таблицы, в которых каждый специалист пишет рекомендации по коррекции недостатков познавательной, речевой и других сторон развития ребенка. Анализируя формы И.О.К.М. можно проследить общее. Каждая план- программа начинается с перечня паспортных данных ребенка, дате его рождения, названия учреждения, которое ребенок посещает, результатов ПМПК, развернутого диагноза.
Мы, в свою очередь, обязательно конкретизируем те проблемы в

развитии, на которые необходимо обратить первоочередное

внимание и

отражаем их в сопроводительной справке к ИОМ.
Полная структура ИОМ выглядит так: общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ; • краткая характеристика состояния его здоровья (если необходимо, медицинские рекомендации учителю-логопеду об учете необходимых данных при организации коррекционного обучения); • результаты и рекомендации городской ПМПК; • организационно-педагогические условия реализации ИОМ:  образовательные технологии;  инновационные технологии;  здоровьесберегающие технологии;  инновационные методы и средства;  формы контроля и учета достижений ребенка-логопата; • ИОМ; • анализ результатов коррекционно-развивающего процесса.
Следовательно,

в

более

широком

понимании

ИОМ



это

интегрированная

модель

психолого-медико-педагогического

пространства,

создаваемого

дошкольными

специалистами

с

целью

реализации

индивидуальных

особенностей

развития

и

обучения

ребенка-логопата

на

протяжении определенного времени.
5

Сущность индивидуального образовательного маршрута
заключается в следующем: 1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа; 2) в стадии разработки ИОМ ребенок-логопат и его родители выступают:  как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого дошкольным образовательным учреждением, учителем-логопедом или целостной образовательной средой;  как «неформальные заказчики», «предъявляя» дошкольному образовательному учреждению образовательные потребности, речевой профиль и иные индивидуальные особенности ребенка; 3) на стадии реализации ребенок-логопат выступает как субъект осуществления коррекционного образования» При проектирование ИОМ важноопираться на известные
принципы

специальной педагогики:
 Принцип систематической ступенчатой диагностики. Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку-логопату возможно только на основе специальной комплексной диагностики. Поэтому данная диагностика должна носить систематический характер в ходе коррекционного обучения и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.  Принцип учета структуры речевого нарушения и уровня речевого развития.  Принцип учета особенностей высшей нервной деятельности.  Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.  Принцип комплексности. Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.  Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.  Принцип контроля и корректировки. В процессе проведения коррекционно-развивающего обучения необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя коррекционно-педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.  Принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества.  Принцип прогнозирования динамики речевого развития ребенка.  Принцип учета субъект – субъектного взаимодействия в коррекционном процессе. 6
На основе перспективного плана (соответствующего речевого диагноза - ОНР, ЗПР) составляется ИОМ на конкретного ребенка, который конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность коррекционного воздействия. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния речевых и языковых средств ребенка и зоны его ближайшего развития. 7
8


В раздел образования