Основы построения индивидуального образовательного маршрута
Автор: Хромова Наталья Евгеньевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ № 73 Населённый пункт: Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: Основы построения индивидуального образовательного маршрута Раздел: дошкольное образование
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА ДОУ
Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 73
Хромова Наталья Евгеньевна
1
Одним
из
условий
эффективной
интеграции
детей
с
тяжелыми
речевыми нарушениями в общеобразовательную среду
является учет особых
образовательных
потребностей
каждого
ребенка,
который
может
быть
осуществлен
лишь
при
индивидуально-дифференцированном
обучении
и
обеспечении детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуально
ориентированной
психолого-медико-педагогической
помощью
с
учетом
особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей .
В
содержании
коррекционной
работы
должно
быть
отражено
взаимодействие
в
разработке
и
реализации
коррекционных
мероприятий
воспитателей,
специалистов
образовательного
учреждения(
музыкального
руководителя,
инструктора
по
физической
культуре,
других
педагогов),
специалистов
в
области
коррекционной
педагогики,
медицинских
работников
образовательного
учреждения
и
других
организаций,
специализирующихся
в
области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.
Закон об образовании в Российской Федерации (Глава 7 статья 64) :
Образовательные
программы
дошкольного
образования
направлены
на
разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного
возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими
образовательных
программ
начального
общего
образования,
на
основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для
детей
дошкольного
возраста
видов
деятельности.
Освоение
образовательных
программ
дошкольного
образования
не
сопровождается
проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Индивидуализация
обучения,
воспитания
и
коррекции
направлена,
прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают
образовательные
программы
данной
ступени,
и
реальными
возможностями
каждого воспитанника.
В официальных документах:
« «Концепции содержания непрерывного образования
(дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 года;
методическое письмо Института возрастной физиологии
Российской академии образования «Об использовании Программ
индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к
школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13;
подчеркивается
важность
и
необходимость
индивидуального
подхода
к
каждому
ребенку,
а
поддержка
индивидуальности
признается
одним
из
основополагающих моментов коррекционного, дошкольного воспитания: только
на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника,
раскрываться его особенности, уникальные способности.
2
Одним из решений данной задачи является составление и реализация
индивидуального образовательного маршрута.
Термин «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.
получил распространение в связи с концепцией адаптивной школы,
разработанной Е.А. Ямбургом.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь
реализации личностного потенциала воспитанника в образовании:
Н.В.Смирнова
Поскольку индивидуальный образовательный маршрут определяется с
учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника ( состояние
здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития
психических процессов, интересов, склонностей, способностей,
темперамента, характера личности, уровень освоения программного
материала) необходимо создать документ, отражающий все
вышеперечисленные параметры и главное – показать взаимодействие
всех специалистов на всех этапах развития ребенка по различным
областям. Именно это и оказывается самым сложным.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
дошкольника с нарушениями речи
Индивидуальный
образовательный
маршрут
должен
иметь
определенную цель. И эта цель – выявление и обобщение в одном документе
индивидуальных
психофизических,
личностных
особенностей
ребенка,
уровня
его
психического
развития,
усвоения
программного
материала
и
создание
на
основе
этого
–
его
индивидуальной
программы
развития
в
рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.
То есть разговор идет не о
наборе документов, собранных на
одного
воспитанника,
а
о
едином
документе,
в
котором
было
бы
видно
взаимодействие
сотрудников
ДОУ
в
решении
конкретных
проблем
конкретного
воспитанника
по
основным
направлениям
развития
познавательно-речевое, социально-личностное, физическое .
Основой
для
выстраивания
ИОМ
является
обследование.
С
него
и
начинается построение этого документа.
3
Образовательной программой нашего ДОУ утвержден обследование
воспитанников
- в сентябре и мониторинг их развития в мае. Основой для
логопедического обследования является Протокол ПМПК, с которым поступает
ребенок в ДОУ, речевая карта, рекомендованная Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Уровни речевого развития уточняются и подтверждаются балловой методикой
М.В.
Акименко
(«Логопедическое
обследование
детей
с
речевыми
нарушениями»,изд. «Феникс», 2011)
Результаты логопедического и психолого-педагогического мониторинга
обсуждаются на педагогическом совещании ДОУ с участием логопеда, психолога,
музыкального
руководителя
и
медицинского
работника,
где
выстраиваются
возможные варианты совместного решения тех или иных коррекционных задач.
Периодичность таких совещаний зависит от конкретной ситуации
Каждый из специалистов разрабатывает свою часть индивидуального
маршрута
конкретного
воспитанника
(
так
называемый
перспективный
план
развития ребенка) , после чего старший воспитатель сводит все документы в
единую таблицу. Цель такого документа – показать, как каждая конкретная задача
(
речевая,
психолого-педагогическая
и
т.д.)
решается
совместно
всеми
(
по
возможности) специалистами ДОУ.
Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута
можно представить следующим образом:
1)
целевой (постановка целей, определение задач образовательной
работы);
2)
содержательный
(обоснование
структуры
и
отбор
содержания
программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в
ДОУ,
в
т.ч.
программ
дополнительного
образования,
их
систематизация
и
группировка, установление взаимосвязи с другими занятиями, то есть разработка
содержания ИОМ);
3)
технологический
(определение
используемых
педагогических,
инновационных,
здоровьесберегающих
технологий,
методов,
методик,
систем
обучения и воспитания);
4)
диагностический
(определение
системы
диагностического
сопровождения);
5)
организационно-коррекционно-педагогический
(условия
и
пути
достижения коррекционных, педагогических целей).
6)
результативный
(обсуждение
результатов
и
корректировка,
формулировка ожидаемого результата).
Способ построения ИОМ ребенка-логопата, по нашему мнению, должен
характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении
4
определенного времени, то есть носить пролонгированный характер (в нашем
случае – на протяжении коррекционного обучения по специальной
программе).
Какова
же
форма
составления
индивидуального
коррекционно-
образовательного маршрута? Она бывает различна. В последних публикациях
можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы
с перечнем заданий по
каждому разделу программы и графами результатов;
ИОМ в виде таблицы, в
которых
каждый
специалист
пишет
рекомендации
по
коррекции
недостатков
познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.
Анализируя формы И.О.К.М. можно проследить общее. Каждая план-
программа начинается с перечня паспортных данных ребенка, дате его рождения,
названия
учреждения,
которое
ребенок
посещает,
результатов
ПМПК,
развернутого диагноза.
Мы, в свою очередь, обязательно конкретизируем те проблемы в
развитии, на которые необходимо обратить первоочередное
внимание и
отражаем их в сопроводительной справке к ИОМ.
Полная структура ИОМ выглядит так:
общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ;
•
краткая характеристика состояния его здоровья (если необходимо,
медицинские рекомендации учителю-логопеду об учете необходимых данных при
организации коррекционного обучения);
•
результаты и рекомендации городской ПМПК;
•
организационно-педагогические условия реализации ИОМ:
образовательные технологии;
инновационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
инновационные методы и средства;
формы контроля и учета достижений ребенка-логопата;
•
ИОМ;
•
анализ результатов коррекционно-развивающего процесса.
Следовательно,
в
более
широком
понимании
ИОМ
–
это
интегрированная
модель
психолого-медико-педагогического
пространства,
создаваемого
дошкольными
специалистами
с
целью
реализации
индивидуальных
особенностей
развития
и
обучения
ребенка-логопата
на
протяжении определенного времени.
5
Сущность индивидуального образовательного маршрута
заключается в следующем:
1)
ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как
его индивидуальная образовательная программа;
2)
в стадии разработки ИОМ ребенок-логопат и его родители
выступают:
как субъекты выбора дифференцированного образования,
предлагаемого дошкольным образовательным учреждением, учителем-логопедом
или целостной образовательной средой;
как «неформальные заказчики», «предъявляя» дошкольному
образовательному учреждению образовательные потребности, речевой профиль и
иные индивидуальные особенности ребенка;
3)
на
стадии
реализации
ребенок-логопат
выступает
как
субъект
осуществления коррекционного образования»
При проектирование ИОМ важноопираться на известные принципы
специальной педагогики:
Принцип систематической ступенчатой диагностики.
Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и
обучающего характера по отношению к ребенку-логопату возможно только на
основе специальной комплексной диагностики. Поэтому данная диагностика
должна носить систематический характер в ходе коррекционного обучения и
выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.
Принцип
учета
структуры
речевого
нарушения
и
уровня
речевого
развития.
Принцип учета особенностей высшей нервной деятельности.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип комплексности.
Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и
нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и
др.).
Устранение
речевых
нарушений
в
этих
случаях
должно
носить
комплексный, медико-психолого-педагогический характер.
Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
Принцип контроля и корректировки.
В процессе проведения коррекционно-развивающего обучения необходимо
контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или
изменяя коррекционно-педагогические методы и формы работы с ним в случае их
неэффективности.
Принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества.
Принцип прогнозирования динамики речевого развития ребенка.
Принцип
учета
субъект
–
субъектного
взаимодействия
в
коррекционном процессе.
6
На основе перспективного плана (соответствующего речевого диагноза -
ОНР, ЗПР) составляется ИОМ на конкретного ребенка, который конкретизирует и
уточняет объем, содержание и продолжительность коррекционного воздействия.
В
ИОМ
необходимо
включать
все
мероприятия,
способствующие
коррекции
выявленных нарушений с учетом актуального состояния речевых и языковых
средств ребенка и зоны его ближайшего развития.
7
8